RSS
СТАТТІ

Закоулки Минского переговорного процесса: "Прощания с иллюзорным миром"

Минские соглашения сегодня это больше десятка различных документов. Они все есть в Интернете. Среди них есть один документ, который принимался в самый критический для Украины момент
Он имеет ключевое значение для понимания сути главных договоренностей и который имеет самый высокий статус в международно-правовом смысле.
Закоулки Минского переговорного процесса: "Прощания с иллюзорным миром" Фото: Vladimir Nikolsky / Reuters

Кроме того, данный документ чаще всего используется Россией для различных спекулятивных обвинений Украины. С другой стороны этот документ периодически используется нашими западными партнерами при своеобразном "давлении" на украинское руководство. К тому же, без понимания нюансов этого документа сложно будет понять важные нюансы "Рамочного решения" об отводе войск на 1 км на нескольких участках. Я сделал небольшой комментарий только к некоторым статьям этого документа. Этот комментарий выделен другим цветом. Сам документ небольшой – всего 13 пунктов. Прочитайте. Потом перейдем к "Рамочному решению". Поскольку я участия в переговорах по данному документу не принимал и над самим документом не работал, мои комментарии базируются главным образом на "жизни" этого документа в переговорном процессе Рабочей группы по вопросам безопасности ТКГ, начиная с июня 2015 года.

 

Комплекс мер по выполнению Минских соглашений
12 февраля 2015 года 

 

1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года

 

Момент первый: Документ подписывается 12 февраля, а прекращение огня переносится на 15 февраля. Мотивация такого переноса, вероятнее всего, была - это, мол, организационные проблемы. Хотя, если бы В. Путин дал команду прекратить огонь через три часа и о результатах доложить, то стрельба была бы прекращена сразу же. Но как раз эти три дня и нужны были РФ для захвата Дебальцево, который фактически завершился 18 февраля. Незамедлительного и всеобъемлющего прекращения огня не произошло. То есть уже первый пункт этого соглашения не выполнялся российской стороной с самого начала. Наоборот, был коварный обман – договариваться о всеобъемлющем прекращении огня, а самим активизировать наступление на Дебальцево - Е. М.

 

2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО "Торнадо-С", "Ураган", "Смерч" и тактических ракетных систем "Точка" ("Точка У")

 

Отвод  именно  этих тяжелых вооружений был осуществлен  на   дистанцию дальности их стрельбы. Поэтому и указаны разные расстояния. Далее следуют два важных обстоятельства. Они касаются определения линии, от которой должны отводиться эти вооружения. Определено две разные линии - Е. М.

- для украинских войск: от фактической линии соприкосновения; (на момент 12  февраля 2015 года  -  ЕМ)

- для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.

 

То есть, для ОРДО/ОРЛО отвод от линии соприкосновения, определенной еще в сентябре 2014 года, то есть, за полгода до подписания настоящего (февраля 2015 года) соглашения. Эта деталь важна, особенно сейчас. Суть ее заключается в следующем. При всей неидеальности данного соглашения важным является то, что члены Нормандской четверки в феврале 2015 года признали как базовую линию разграничения от 19 сентября 2014 года. То есть была определена линия-параметры подконтрольности территории. А это уже тогда в феврале 2015 года была существенная разница. Сейчас эта разница составляет 1690 квадратных километров украинской территории, куда входит и Дебальцево, которая была занята НВФ при непосредственном участии регулярных войск РФ после сентября 2014 года. Характерно, что и при завершении работы над соглашением по отводу танков, минометов и артиллерии калибром меньше 100 мм по 15 километров от линии соприкосновения, которое было подписано 29 сентября 2015 года, российская сторона не протестовала против предложенного украинской стороной такого же принципа: для украинской стороны от фактической линии, а для НВФ ОРДО/ОРЛО от линии, определенной Меморандумом от 19 сентября 2014 года. И тогда была создана 30-ти километровая зона безопасности для этих типов вооружений вдоль всей линии соприкосновения (426 км.) И тогда режим тишины продержался около месяца и были спасены жизни многих военных и гражданских лиц.

Вот почему мы так долго (почти четыре раунда переговоров) настаивали на том, чтобы в Рамочном решении от 21 сентября 2016 года обязательно была формула "без ущерба…". Это означает, что отвод воинских подразделении по 1 км. в обе стороны оставляет незыблемой, "без ущерба", линию разграничения от 19 сентября 2014 года и следовательно не меняются параметры подконтрольности территории. То есть, никакая серая зона не образуется, как говорят некоторые СМИ, поскольку параметры нынешней  линии соприкосновения не меняются. Отвод на 1 километр не означает, что линия соприкосновения также переносится на 1 километр. Полное административное управления подконтрольной территории остается неизменным. С этим положением согласилась российская сторона. Кроме того, данная линия разграничения будет иметь существенное значение в случае, если когда-то будут выборы на этих временно оккупированных территориях. То есть, выборы, если они будут когда то проводится, то территория выборов будет определяться не нынешней линией соприкосновения, а линией сентября 2014 года. А это разница на 1690 кв. км. Но это – если… -  Е. М.

 

Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней. Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы. 

 

3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр

 

Обратите внимание на то, что в этом пункте в определении многочисленных задач для ОБСЕ нет слов "на постоянной основе", то есть круглосуточно, которые уже есть в нынешнем Рамочном решении от 21 сентября 2016 года. Хотя, нам это также стоило немалых дискуссий с ОБСЕ и не один раунд. Для СММ ОБСЕ по Украине разработан и утвержден их  штаб-квартирой очень четкий и детальный мандат: что они должны и могут делать и что они  не должны делать и никто другой не может  вмешиваться и предписывать, что и как им делать. Важнейшим пунктом здесь – обеспечение безопасности персонала, поскольку они все безоружны. Гибель хотя бы одного члена Миссии может привести к  отзыву всего персонала страны, представитель которой погиб. Поэтому при выполнении любых заданий приоритетом для них всегда является безопасность. В "Рамочном решении" мы все таки договорились с  ОБСЕ "на постоянной  основе" – Е. М.

 

4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона

Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.

 

Обратите внимание на начало этого 4 пункта: "В первый день после отвода…" и не уточняется отвода чего. Согласно пункту №2 это означает отвод тяжелых вооружений. Но отвод этих вооружений не означает отвод вооружений  других, не менее опасных калибров и, самое главное,  не говорится об отводе от линии столкновения (фронта) непосредственновоинских подразделений со всеми их вооружениями. То есть линия фронта разгружается только от самых опасных и самых разрушительных вооружений, а  все остальные вооружения и, как говорится, живая  сила остается. То есть, источник напряжения и опасности не только остается на линии соприкосновения, но он набирает новой активности. По существу, выполнение положений пункта № 2, на который ссылается пункт №4, не создало условий для начала политический части урегулирования, хотя действительно очень серьёзно "разгрузил" линию фронта.

Кроме того, здесь снова всплывает та же проблема. А именно: согласно этому Соглашению территория, где когда то могут быть проведены выборы, ограничена  линией  от 19 сентября 2014 года, куда не входит 1690 кв., в том числе Дебальцево. И речь идет все таки об ОСОБОМ РЕЖИМЕ, что дает повод противоположной стороне для спекуляций - Е. М.

 

5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины. 

 

Здесь эксплуатируется формула: ЛИЦ В СВЯЗИ С СОБЫТИЯМИ. То есть, теперь российская сторона и ОРДО/ОРЛО трактуют эту формулу так, что это касается всех лиц, причастных…, без идентификации и конкретизации содеянного ими, поскольку в данном документе нет ограничения типа "за исключением лиц, совершивших…". Естественно, отрицается то, что амнистия это процесс индивидуального характера - Е. М.

 

6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа "всех на всех". Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода. 

 

При попытках выйти на этот принцип боевики выставляют списки, куда входят и лица, которые осуждены украинскими судами за преступления, совершенные не в зоне АТО. Эту тему неоднократно обстоятельно комментировала Ирина Геращенко - Е. М.

 

7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма. 

8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины). В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов. 

 

9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день ПОСЛЕ местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.

 

Пункт 9 наиболее эксплуатируемый российской сторной и их наемниками и понятно почему. Россия "забывает" о предыдущих 8 пунктах, как предусловии выполнения этого 9 пункта. К сожалению, и некоторые западные представители в минском  переговорном процессе воспринимают российскую позицию в этом вопросе, мол, данное соглашение не предусматривает жесткую последовательность выполнения предусмотренных мероприятий. А это мол означает, что нужно все делать одновременно. Правда, в последнее время под воздействием аргументов украинской стороны на всех уровнях, эта позиция ослабевает. Но она пока все еще существует - Е. М. 

 

10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.

 

Российская сторона при острых дискуссиях практически всегда "забывает" или обходит этот важнейший пункт N 10, с которого практически и должны начинаться все урегулирования в сочетании со всеобъемлющим прекращением огня (см. пункт 1). К тому же "вывод иностранных", а не российских вооруженных формирований, это тоже поле для спекуляций. До тех пора пока В. Путин будет публично отрицать присутствие российских войск на украинском Донбассе и вообще отрицать агрессию России против Украины ни один договорной документ, где будет упоминание о российских войсках на Донбассе, российской стороной не будет принят даже для рассмотрения - Е. М.

 

11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года (!!!) новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного   законодательства (! – то есть, никакого переходного  периода – ЕМ) об особом (!) статусе (именно так записано - Е. М.) отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании [1], до конца 2015 года. (См. примечание.)

 

По данному 11-му пункту спекуляция ведется приблизительно в таком обвинительном ключе: вы (т.е. украинская сторона) вопреки пункту 11 "Комплекса мер…", который вы подписали, теперь отказываетесь от особого статуса для ОРДО/ОРЛО; вы не согласовываете с представителями ОРДО/ОРЛО…; вы принимаете нормативные акты ограниченного периода действия; вы теперь практически игнорируете Приложение №1, которое является неотъемлемой частью "Комплекса мер…". Эти критики, конечно, "забывают" и не хотят слушать о том, что сначала нужно выполнить 10 предыдущих пунктов – Е. М.

 

12. На основании Закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться (именно согласовываться - Е. М.) с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

 

13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы. 

 

Именно эту  важную деталь (отражать состав ТКГ) российская сторона постоянно старается нивелировать на уровне  рабочих  групп и  вывести украинскую строну на прямые переговоры с представителями ОРДО/ОРЛО. То есть, превратить Рабочую группу по вопросам безопасности (и не только) в четырех- или пятистороннюю рабочую группу с полноценным участием ОРДО/ОРЛО и отойти от трехстороннего принципа ТКГ: Украина, Россия  и ОБСЕ -  Е. М.

Примечание: 

Примечание - это составная часть "Комплекса мер…".  На неё ссылается его пункт №11. Внимательно читаем, что записано в Примечании, которое является частью пункта № 11 - Е. М.

 

Такие меры в соответствии с Законом "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" включают следующее: 

— освобождение от наказания, преследования и дискриминации (то есть не только  уголовная ответственность – Е. М.) лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей; 

— право на языковое самоопределение; 

— участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей; 

— государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей; 

— содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации; 

— создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей; 

— полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены. 

В приложении я выделил красным цветом самые сложные места, чтобы их не комментировать, полагая, что каждый разберётся сам  - Е. М. 

 

Документ подписали участники Трехсторонней Контактной группы: Посол Хайди Тальявини 

Второй Президент Украины Л. Д. Кучма 

Посол Российской Федерации в Украине М.Ю. Зурабов (то есть официальное  лицо – Посол РФ; - Е. М.).

А.В. Захарченко 

И.В. Плотницкий 

 

По итогам переговоров в "нормандском формате", продолжавшихся 16 часов, лидеры России, Украины, Франции и Германии приняли декларацию в поддержку Комплекса мер по выполнению минских соглашений, принятого 12 февраля Контактной группой по урегулированию ситуации на Украине. То есть, этот документ хоть и не подписан непосредственно президентами Украины и России, но в форме совместной официальной декларации ими поддержан в момент его подписания в присутствии представителя ОБСЕ. К тому  же,  от России его подписал посол М. Зурабов - то есть официальный представитель МИД России. Кроме этого данный документ единогласно поддержан Советом безопасности ООН -  Е. М.

 

Смотрим документ ООН.

"Совет Безопасности ООН одобряет Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, принятых и подписанных в Минске 12 февраля 2015 года (приложение I)", - говорится в резолюции. Она была принята по инициативе делегации Российской Федерации.

 

Обращаю внимание на эту очень важную деталь. Резолюция принята не по инициативе Украины, а по инициативе России. То есть, Россию устраивал такой текст этого документа и именно поэтому она спешила закрепить его в Совете Безопасности ООН. Не знаю, что и как предлагала Украина в данном случае - Е. М.

 

"Совет Безопасности приветствует Декларацию Президента Российской Федерации, Президента Украины, Президента Французской Республики и Канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого в Минске 12 февраля 2015 года (приложение II), и выраженную ими в ней неизменную приверженность выполнению Минских соглашений",- отмечается в документе.  

В резолюции Совет Безопасности призвал "все стороны обеспечить полное прекращение огня".

 

Фиксируем: Совет Безопасности ООН одобрил и сам Комплекс мер, а  также Декларацию президентов и канцлера. Это означает, что оба документа приобрели статус международных документов,одобренных Советом Безопасности ООН, то есть договорных документов наивысшего международного уровня. Но, конечно, дело не в статусе этого документа, а в отношении сторон к его выполнению - Е. М.

 

Для тех, у кого хватило терпения дочитать этот материал до конца, надеюсь, станут понятнее причины и суть различных спекуляций и предъявляемых нам претензий Россией и причины непонимания некоторыми нашими западными партнерами позиции украинской стороны в отношении выполнения "Комплекса  мер…".

Кто, хочет немного ознакомиться с обстановкой, при которой проходила работа в Минске над документом под названием  "Комплекс мер по выполнению Минских соглашений от 12 февраля 2015 года", рекомендую посмотреть документальный  фильм "Дебальцеве".

Підписуйтесь на iPress.ua в соціальних мережах Twitter, Facebook та Google+. Будьте в курсі останніх новин. Якщо ви помітили помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити редакцію
Розкажіть друзям!

Читайте новини також російською мовою.

НОВИНИ ПАРТНЕРІВ
НОВИНИ ПАРТНЕРІВ

КОМЕНТАРІ (0) +

Додати коментар

04 09 2017 10:28
МЕДІА
iPRESS РАДИТЬ
СТАТТІ