Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Теледебати – вбивці молодої демократії

Теледебати – вбивці молодої демократії
Керівник виборчої комісії Єгипту Фарук Султана. Фото: ЕРА
Інтернет-видання Слон.ru публікує статтю про молоду єгипетську демократію. Журналіст Максим Саморуков пише, що досвідчені єгипетські політики помилися у розрахунках, вважаючи, що їхні вибори відбудуться так само, як і на Заході. Однак на практиці все виявилося зовсім інакше.

Замечательная вещь – теледебаты. Основа основ современной демократии. Ведущие кандидаты приходят вместе в телевизор и на равных представляют избирателям свои программы. А зрители всего за пару часов получают отличное представление о своих потенциальных начальниках и могут выбрать того, кто им ближе. Но все у них будет хорошо, только если избиратели не станут воспринимать все сказанное на дебатах слишком серьезно. А иначе получится, как в Египте, где двум ведущим кандидатам в президенты хватило нескольких часов совместного эфира, чтобы обратить в руины свои создававшиеся годами репутации, открыв дорогу во второй тур аутсайдерам.

После того, как в середине апреля египетский Центризбирком мудро поснимал с дистанции самых радикальных кандидатов, казалось, что на президентских выборах страну ждет позитивный триумф демократии. Наконец-то, египтяне смогут самостоятельно и добровольно выбрать себе президента, за которого не будет стыдно.

Ведь чего стыдиться, когда по всем опросам и оценкам безусловными лидерами гонки оказались два очень уважаемых человека. Первый – египетский Кудрин Амр Муса, околосистемный либерал, который успел вовремя соскочить и сохранил хорошую репутацию и в стране, и за рубежом. Второй – исламизированный вариант академика Алферова, доктор от медицины Футух. Политик, чьи умеренные идеологические завихрения компенсируются высокой образованностью и неподдельной интеллигентностью.

Амр Муса, кандидат у президенти Єгипту. Фото: knowyourpresidenteg.wordpress.com

Мало кто в России на следующих президентских выборах отказался бы выбирать между Алферовым и Кудриным. Приятно, когда независимо от того, кто именно выиграет, заранее есть гарантия, что следующий президент окажется, по крайней мере, приличным человеком. Вот и египтяне тоже радовались такому выбору, пока теледебаты двух лидеров не разорвали на куски их непривычные к политическим страстям умы.

В результате, ни один из фаворитов не дотянул даже до третьего места, и вместо них во втором туре египетскому народу-революционеру придется выбирать между бравым генералом Громовым-Шафиком, чьи и прежние боевые заслуги давно погребены под откровенной лояльностью рухнувшему режиму, и братом-мусульманином Мурси, который в набожном консерватизме обгонит даже батюшку Чаплина. Громов против Чаплина – вот нынешний выбор египтян.

Теледебаты Мусы и Футуха, на тот момент ведущих кандидатов на пост президента Египта, стали не менее эпохальных событием, чем сами выборы. Впервые в арабском мире два известных политика на протяжении четырех часов прямого эфира на равных боролись за симпатии египетских избирателей. Не было ни запретных тем, ни вырезанных фрагментов, ни ограничений по просмотру. Говорили открыто и обо всем, а зрители потом могли сами выбрать, кто из кандидатов им показался убедительнее.

Кандидат у президенти Єгипту Ахмед Шафік. Фото: ЕРА

Понятно, что рейтинг у этих дебатов был запредельный. Их транслировали с девяти вечера до часу ночи сразу по нескольким каналам. Все кафе были забиты – египтяне смотрели первые в своей жизни дебаты. Эмоций было больше, чем на футбольном матче: зрители свистели, гудели и хлопали – каждый за своего кандидата.

Кандидаты провели дебаты не хуже, чем на Западе. Четко и старательно подчеркнули все слабые места друг друга. Муса изобразил своего соперника Футуха религиозным фанатиком, которой хочет устроить в Египте теократию «Братьев-мусульман». Футух ответил тем, что Муса – беспринципный оппортунист и верный слуга Мубарака, решивший теперь примазаться к египетской революции.

Где-нибудь на Западе эти дебаты, скорее, выиграл бы Амр Муса. Все-таки он дипломат с огромным опытом публичных выступлений. Но в Египте оба дебатера безнадежно проиграли, потому что неискушенные в политике египтяне не стали выбирать, а поверили и тому, и другому. Они послушали, как кандидаты убедительно критикуют друг друга, и согласились с обоими. После дебатов оба показались им ужасными, никуда негодными людьми, голосовать за которых нельзя ни в коем случае.

Кандидат у президенти Єгипту Мохаммед Морс. Фото: ЕРА

В исламском мире вообще устное слово имеет гораздо больший вес, чем на Западе. Взаимоотношения между людьми там очень слабо регулируются законодательством и почти не фиксируются в письменном виде, поэтому приходится верить друг другу на слово. В Египте даже самый прожженный разводила-таксист, сказав, что довезет за 20, от этого числа уже никогда не отступит. В конце поездки он может пояснить, что имелись в виду евро, или что 20 – это с каждого, но число 20 останется неизменным. Потому что иначе получится, что он – лжец, а это страшный позор даже для разводилы-таксиста, не говоря уже о более добропорядочных слоях египетского общества.

И вот этому, не ведающему лжи обществу с экранов телевизоров сообщают, что один из уважаемых ими политиков – предатель и диктаторский прихвостень, а другой – фанатичный мракобес, ненавидящий любые свободы. Все прошлые заслуги дебатеров оказались моментально забыты, египтяне пошли голосовать за кого угодно, но только не за них. В итоге, на первом месте – брат-мусульманин Мурси, на втором – генерал Шафик, на третьем – насерист Сабахи, а бывшие лидеры Футух и Муса со всей своей харизмой и авторитетом улетели аж на четвертое и пятое место соответственно.

Кандиадти у президенти Єгипту Хамден Саббахі (на передньому плані) та Абдельмонейм Абу аль-Фатух. Фото: EPA

Конечно, победе генерала и брата-мусульманина помогло и то, что эти кандидаты обладали самым мощным мобилизационным ресурсом. Сотни тысяч египетских силовиков дисциплинированно пришли и проголосовали за Шафика, а многочисленные братья-мусульмане были готовы проголосовать даже за невыразительного и малоизвестного Мурси, лишь бы был из родной организации. Но для результатов в 26% и 23% даже такой мобилизации недостаточно. Нету среди египетских избирателей такого количества силовиков и братьев.

Большинство египтян добровольно передумало голосовать за Мусу и Футуха. Это видно по результатам выборов в крупных городах, где доля смотревших дебаты была явно выше, а процент мобилизационного голосования, наоборот, ниже. И Футух, и Муса получили в Каире и Александрии чуть ли не самый низкий процент по стране. Хотя свободные голоса в этих мегаполисах точно были – иначе как объяснить успех насериста Сабахи. За ним не стоит никаких массовых структур, но это не помешало ему с большим отрывом занять первое место Александрии и не дотянуть всего 1% до первого места в Каире.

Фото: EPA

Губительное действие теледебатов видно и по рейтингам кандидатов. Арабские соцопросы – штука очень ненадежная и часто предвзятая, но до злополучного эфира 11 мая самые разные источники отдавали Мусе и Футуху первые два места. Конкретные проценты и расположение двух политиков относительно друг друга сильно варьировались в зависимости от того, кто делал опрос, но пара лидеров оставалась неизменной. Собственно, поэтому именно их и удостоили приглашения на исторические теледебаты.

Крупнейшая газета Египта «Аль-Ахрам» проводила опросы раз в неделю. Верить конкретным показателям в этих опросах нет никакой возможности, потому что коллектив явно болел за Мусу, но динамика все равно показательна. Еще в начале мая «Аль-Ахрам» обещала Мусе около 40% голосов, а всего за несколько дней после дебатов его рейтинг даже у «Аль-Ахрам» упал ниже 30%. И такое же синхронное падение у доктора Футуха: до дебатов – 25%, а сразу после – меньше 15%.

Получилось, что опытнейшие политики не представляют, что у них в стране за избиратели. Они-то думали, что все будет как на Западе. Что самого факта их участия в теледебатах окажется достаточно, чтобы египтяне твердо уяснили, что голосовать надо за одного из них. Поэтому смело мочили друг друга, забыв об остальных, менее раскрученных конкурентах. А надо было наоборот: друг друга нахваливать, а мочить отсутствующих. Сейчас бы спокойно дожидались вдвоем второго тура, ругаясь уже без опаски.

Оригінал: Slon.ru

Макрон хоче керувати зовнішньою політикою Європи. Не всі союзники з цим згодні – Bloomberg
Макрон хоче керувати зовнішньою політикою Європи. Не всі союзники з цим згодні – Bloomberg
Смертельну недбалість путіна неможливо приховати. московська атака зробила його слабшим, ніж будь-коли – Саймон Тісдалл
Смертельну недбалість путіна неможливо приховати. московська атака зробила його слабшим, ніж будь-коли – Саймон Тісдалл
Чи настав час для безпольотної зони в Україні? путін ескалує повітряну війну – бригадний генерал Кевін Райан
Чи настав час для безпольотної зони в Україні? путін ескалує повітряну війну – бригадний генерал Кевін Райан
"Циркони" з суші, відновлені 1,5 та 3 тонні бомби і натиск на Донбасі. Про останню тактику росіян – Том Купер
Франції потрібні країни-однодумці. Макрон-яструб відкриває двері Європи для Великої Британії – Едвард Лукас
Франції потрібні країни-однодумці. Макрон-яструб відкриває двері Європи для Великої Британії – Едвард Лукас
Кілька думок про російський розвідувально-ударний ланцюг. Більшість обстрілів відбувається на основі агентурних даних – Том Купер
Кілька думок про російський розвідувально-ударний ланцюг. Більшість обстрілів відбувається на основі агентурних даних – Том Купер
Війна в Україні після російських виборів. Активізація чи затягування? – Мік Раян
Війна в Україні після російських виборів. Активізація чи затягування? – Мік Раян
Стратегічні повітряні удари можуть вирішити долю війни. За умов стабільності фронту на землі – Філліпс О'Брайен
Стратегічні повітряні удари можуть вирішити долю війни. За умов стабільності фронту на землі – Філліпс О'Брайен