Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Вагонные сборы

Вагонные сборы
Рінат Ахметов. Фото: foto.delfi.ua
Газета "Коммерсантъ Украина" 28 травня публікує матеріал про зміцнення позицій групи СКМ на ринку залізничних вантажних перевезень.

Группа "Систем Кэпитал Менеджмент" (СКМ) Рината Ахметова увеличивает свое влияние на рынке железнодорожных грузоперевозок.
Как стало известно "Ъ", компания получила разрешение на получение контроля над ООО "Лемтранс" — крупнейшим в Украине частным оператором грузовых вагонов. В частности, из бизнеса, 100% которого оценивается в $600 млн, может выйти народный депутат Антон Пригодский. Сделка должна закрыться до конца года, что позволит СКМ экономить $12-20 млн в год на перевозке продукции своих предприятий, подсчитали аналитики.

СКМ получила разрешение Антимонопольного комитета на получение контроля над ООО "Лемтранс", сообщили "Ъ" в пресс-службе компании. Это позволит СКМ увеличить свою долю с 19,95% уставного фонда до более 50%. "После получения разрешения на концентрацию от иностранных антимонопольных органов и завершения всех формальностей СКМ планирует получить контрольный пакет в "Лемтрансе". После этого компания сможет войти в состав нашего транспортного направления, и в будущем мы надеемся довести свою долю в ней до 100%",— отметили в СКМ.

Планируемую сумму сделки в СКМ не разглашают: "Мы можем сказать, что скорее всего это будут и прямые инвестиции в компанию, и покупка долей других участников". Поскольку у "Лемтранса" несколько собственников, сделка может быть завершена не ранее конца этого года. Своих партнеров в "Лемтрансе" в СКМ не разглашают. По данным участников рынка, среди совладельцев "Лемтранса" — народные депутаты от Партии регионов Антон Пригодский и Игорь Гуменюк. Получить их комментарии "Ъ" не удалось. Впрочем, источник, знакомый с условиями сделки, подтвердил "Ъ", что, в частности, будет выкуплена доля, подконтрольная господину Пригодскому.

В СКМ объясняют, что сделка необходима, чтобы развивать "Лемтранс" более высокими темпами. "Мы, как миноритарные акционеры, несколько лет присматривались к бизнесу. С 2009 года принимали активное участие в работе набсовета. Капитальные инвестиции в увеличение вагонного парка "Лемтранса" только в этом году могут составить $350 млн, и мы готовы поддержать эти планы дополнительным акционерным капиталом,— объяснили в СКМ.— Но, согласно предварительным переговорам, никто из действующих собственников "Лемтранса" не готов столько инвестировать в развитие компании, и поэтому все рассматривают вариант выхода из состава участников ООО".

Компания "Лемтранс" — крупнейший частный перевозчик грузов и экспедитор, создана в 1999 году. Эксплуатирует более 12 тыс. единиц подвижного состава (весь частный парк полувагонов в Украине — 26 тыс.). Объем перевозок в прошлом году составил 40,4 млн т (+30,7%), что, по данным СКМ, составляет 8,5% рынка грузовых перевозок и 14,5% рынка перевозок в полувагонах. По оценкам ИК "АРТ-Капитал", годовая выручка "Лемтранса" достигает порядка 3,8 млрд грн, чистая прибыль — около 480 млн грн, EBITDA — около 750 млн грн.

Старший аналитик "АРТ-Капитала" Алексей Андрейченко оценивает 100% "Лемтранса" в 4,8 млрд грн ($600 млн), стоимость 80,05% доли может составлять до $480 млн. ""Лемтранс" как бизнес оценивается исходя из стоимости российских аналогов на уровне 4,4 млрд грн, но компания также владеет 49,96% акций "Укртранслизинга", стоимость капитала которого оценивается в 0,8 млрд грн по аналогичному принципу",— отметил господин Андрейченко.

Гендиректор ассоциации "Металлургпром" Василий Харахулах отмечает, что контроль над вагонным парком важен СКМ с точки зрения обеспечения перевозок продукции ее ключевых компаний — "Метинвеста" и ДТЭК. "Наличие собственного вагонного состава в данном сегменте — это существенное преимущество, поскольку позволяет обеспечить стабильность поставок, что особенно важно с учетом проблем с возвратом вагонов, имевших место в отрасли в начале прошлого года",— говорит господин Харахулах. По данным СКМ, в 2011 году грузопоток предприятий группы по железной дороге составил 98 млн т — 21% от всего рынка грузоперевозок. Всего по итогам прошлого года по железной дороге было перевезено 468 млн т (+8,2%). Парк "Лемтранса" в его нынешнем состоянии способен обеспечить перевозку около 40% грузопотока предприятий СКМ, говорит директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. В прошлом году "Лемтранс" купил более 1,38 тыс. полувагонов.

Алексей Андрейченко говорит, что $350 млн достаточно для покупки около 5 тыс. полувагонов. В планах СКМ — увеличить парк до 20 тыс. вагонов. "СКМ нужен намного больший парк, чем сейчас, учитывая, что объемы перевозок с предприятий должны расти",— говорит господин Вовк. Так, по итогам 2011 года "Лемтранс" перевез 18 млн т каменного угля (+42,6%), 11,48 млн т железорудного сырья (+29,3%) и 3,37 млн т черных металлов (+43%).

Наличием собственного парка озаботились не только в СКМ. В отчете для акционеров компании Ferrexpo говорилось, что за счет перевозки продукции вагонами собственного парка компания ежегодно экономит $2 млн, напоминает аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк. На начало года у Ferrexpo было 1045 собственных вагонов. Скидка к тарифу на собственных вагонах составляет 17%, но в прошлом году компания перевозила на них только две трети своей продукции.

"До конца лета компания планирует увеличить парк до 1933 вагонов и затем приобрести еще 500 единиц, что позволит Ferrexpo полностью перевозить свою продукцию самостоятельно и экономить ежегодно около $3-4 млн. В случае СКМ ежегодная экономия может достигать $12-20 млн и более при общем парке в 12 тыс. единиц, в зависимости от интенсивности использования вагонов",— подсчитал господин Тополюк. В СКМ общий объем затрат на железнодорожные перевозки собственных грузов оценивают в сумму свыше $1 млрд.

"В свое время крупные российские сталелитейные компании пошли по пути организации частного парка вагонов, чтобы не зависеть от монополии "Российских железных дорог" и их грузовых компаний",— добавляет Сергей Вовк. Он также оценивает "Лемтранс" как самостоятельный бизнес: "Полувагоны — это самый дефицитный сегмент, который востребован на рынке и при замедлении темпов развития экономики, и в периоды пикового роста ВВП".

Елена Синицына, Андрей Юхименко, Олег Гавриш

Оригінал: Газета "Коммерсантъ Украина".

Роль ризиків у війні. Захід повинен переконливо показати, що він не боїться конфронтації з росією – Фабіян Гоффманн
Роль ризиків у війні. Захід повинен переконливо показати, що він не боїться конфронтації з росією – Фабіян Гоффманн
Угорщина: корупційний скандал та домашнє насильство. Що загрожує Орбану? – Politico
Угорщина: корупційний скандал та домашнє насильство. Що загрожує Орбану? – Politico
Параноя путіна. Тероризм, марення і самознищення – Тімоті Снайдер
Параноя путіна. Тероризм, марення і самознищення – Тімоті Снайдер
Макрон хоче керувати зовнішньою політикою Європи. Не всі союзники з цим згодні – Bloomberg
Макрон хоче керувати зовнішньою політикою Європи. Не всі союзники з цим згодні – Bloomberg
Смертельну недбалість путіна неможливо приховати. московська атака зробила його слабшим, ніж будь-коли – Саймон Тісдалл
Смертельну недбалість путіна неможливо приховати. московська атака зробила його слабшим, ніж будь-коли – Саймон Тісдалл
Чи настав час для безпольотної зони в Україні? путін ескалує повітряну війну – бригадний генерал Кевін Райан
Чи настав час для безпольотної зони в Україні? путін ескалує повітряну війну – бригадний генерал Кевін Райан
"Циркони" з суші, відновлені 1,5 та 3 тонні бомби і натиск на Донбасі. Про останню тактику росіян – Том Купер
Франції потрібні країни-однодумці. Макрон-яструб відкриває двері Європи для Великої Британії – Едвард Лукас
Франції потрібні країни-однодумці. Макрон-яструб відкриває двері Європи для Великої Британії – Едвард Лукас