7 кошельков для зеленых проектов - iPress.ua
RSS
СТАТЬИ

7 кошельков для зеленых проектов

Сегодня динамично растет количество частных лиц, территориальных общин, представителей малого и среднего бизнеса, готовы внедрять зеленые проекты, в частности, в области энергоэффективности и альтернативной энергетики
Однако, чаще всего, имея хорошую идею, они не имеют соответствующих ресурсов для реализации подобных инициатив. Это является одной из причин отставания Украины от требования озеленения общин и энергетики Соглашения об Ассоциации. Данная публикация направлена именно на раскрытие 7 главных инструментов по привлечению финансовых ресурсов в зеленых проектов.
7 кошельков для зеленых проектов Фото: Europe's Roadmap

Кредит в украинском банке

Сегодня в украинском банковском секторе работает несколько финансовых учреждений, активно кредитуют зеленые проекты, создавая специализированные структурные подразделения и даже осуществляя ребрендинг целого банка. Ликвидность сектора позволяет с минимальными рисками кредитовать небольших и средних проектов по использованию ВИЭ. Конкурентные преимущества таким банкам оказывают 2 характерные черты: во-первых, специализированные департаменты хорошо понимают рынок хорошо ориентируются в законодательстве, динамично трансформируется; во-вторых, эти банки превращаются от "грузки" финансовой машины на мобильные учреждения, быстро анализируют предложения и так же быстро принимают решения.

Конечно, идеальных ситуаций не бывает, - так же и с кредитованием в украинских банковских учреждениях. Главной проблемой является лимиты Национального банка Украины на размер кредитного риска для одного контрагента. Это приводит к тому, что банки становятся партнерами только малых и средних проектов, в первую очередь, не соответствует целям энергостратегии и Соглашении об ассоциации. Эти рамочные документы предусматривают стремительное увеличение доли использования ВИЭ в общем энергобалансе страны. К тому же, украинские банки, к большому сожалению, имеют большую кредитную ставку, чем европейские.

Кроме государственного "Укргазбанка", финансовые учреждения редко берут к финансированию новые проекты, чаще, обращаясь к рефинансу уже построенных генерирующих возможностей. И здесь возникает необходимость балансирования между минимизации рисков банковскими учреждениями и необходимыми темпами роста генерирующих мощностей. И здесь выходом может быть подключение страховых компаний с целью минимизации рисков финансирования новых объектов ВИЭ.

Но ожвавлення отечественного финансового сектора и привлечения его внимание к кредитованию проектов зеленой энергии - достаточно весомый и позитивный шаг на пути к энергонезависимости Украины.

EPC-контрактор
 

Этот эффективный и действенный инструмент в Украине представлен достаточно слабо, хотя широко распространен в странах ЕС. EPC-контрактор (Engineering, procurement and construction) - компания, которая реализует "от А до Я" строительство электростанций и полностью берет на себя риски, связанные с ведением проекта до его сдачи в эксплуатацию. Тем самым потенциальный кредитор минимизирует собственные риски, а также может получить финансовые ресурсы на более выгодных условиях, чем обычный кредит, если EPC-контрактор имеет долгую историю и проверенную репутацию среди банковских учреждений. Кроме того, существуют варианты предоставления контрактору оборудование от производителя со скидкой, учитывая длительное партнерство в реализации накануне проектов.

 

Энергетические кооперативы

Энергетические кооперативы являются объединениями граждан, предприятий и организаций, целью которых является, как правило, реализация различных локальных проектов в сфере возобновляемой энергетики. Чаще всего такие объединения направляют свои усилия на децентрализованное, экологическое и независимое от компаний и концернов производство энергии. Они являются формой так называемого общественного участия / активности, то есть участия граждан в отдельных политических процессах и принятии политических решений, преимущественно на региональном и коммунальном уровнях. (По изданию "Энергетические кооперативы: Опыт Германии и Австрии" офиса с финансового и экономического анализа в Верховной Раде Украины, 2016).

Европейцы уже поняли необходимость перехода на экологически чистые источники энергии и наращивают темпы, активно используя при этом кооперативную форму организации деятельности. Так, в Великобритании функционирует около 5 тыс. Кооперативов, задействованных в основном в солнечной и ветрогенерации.

В Германии энергетические кооперативы уже сегодня стали конкурентами энергетических холдингов, генерируя до 30% электроэнергии из ВИЭ. Поэтому, энергопакет "Clean Energy for All Europeans" в странах ЕС уже лимитирует преференции в первоочередном подключении енергокооперативив к сети.

Вместе с тем, энергетические кооперативы должны, в первую очередь удовлетворить собственные потребности в энергоносители, которые производят, а избыток - продать в сеть, используя правила "зеленого тарифа".

Однако, новый этап развития энергорынка Европейская Комиссия программирует, как переход от централизованной системы к системе распределенной генерации. В такой системе энергетические кооперативы и отдельные домохозяйства становятся полноправными игроками энергорынка. Такой шаг позволит Европе увеличить долю энергетических микросистем. К тому же, это станет существенным толчком для инвестирования в R & D по разработке новых систем генерации, хранения, распределения и, главное, SMART-решений контроля и управления такими энергосистемами. Как следствие, прогнозируется, что энергорынок ЕС станет более гибким и сможет быстро реагировать на потребности в пиковых потребления, а тарифы станут амплитудуваты между пиками потребления и перепроизводства электроэнергии.

Это кратковременная энергетическая перспектива енергокооперации в объединенной Европе на 10 лет, как отмечается в исследовании CE Delft: к 2030 году количество домовладений и кооперативов, которые станут игроками энергорынка достигнет 50% от всей численности населения ЕС. При этом, вклад кооперативов в генерацию электрической энергии будет составлять 20% по сравнению с 9,8% на сегодня.

Прошел год с создания первого, но, уже не единого энергетического кооператива в Харьковской области. Год назад, эксперты Института устойчивого развития уговаривали 20 сельскохозяйственных предпринимателей объединиться в кооператив по производству биотоплива для собственных нужд. Для закупки оборудования организация должна грант программы ООН. Помня советскую жизнь в колхозах, 8 предприятий отказалось, залишиось - 12. Сегодня энергетический кооператив из 12 представителей малого и среднего аграрного бизнеса выработали свои первые 20 тонн дизельного топлива, которые использовали для сбора урожая, а остатка хватит на проведение посевной.

 

Проблемой в создании энергетических кооперативов является отсутствие соответствующих норм права, а с другой - ментальность украинский с нежелание объединяться в кооперативы.

Зеленые бонды (Green bonds) 

Начали приобретать особую популярность после Парижской климатической конференции и направлены на финансирование или рефинансирование проектов, которые смягчают влияние на окружающую среду, в первую очередь, уменьшая эмиссию парниковых газов.

"Зеленые облигации" - долговые инструменты для привлечения средств на проекты развития возобновляемой энергетики, энергоэффективности и экологически чистого транспорта. Совокупный объем размещения этих бумаг в этом году может достичь $ 200 млрд, а потенциальный объем рынка. "Зеленые" бонды еще только находятся на пути к полноценной институализации, хотя рынок растет очень активно. В качестве одного из институтов, разрабатывающих стандарты для рынка зеленых бондов, потенциал которого оценивается в $ 100000000000000, выступает международная организация Сlimate Bonds Initiative.

При этом эмитентам, которые рассчитывают привлечь деньги от инвесторов, следует сразу подумать о соблюдении стандартов, которые только начинают внедряться в этой сфере.

Однако, украинское нормативно-правовое обеспечение зеленых проектов требует существенной имплементации в него элементов использования Green bonds. С другой стороны, государство имеет два чинниика, которые существенно сдерживают применение данного инструмента: отсутствие развитого фондового рынка и низкий суверенный рейтинг.

 

Международные финансовые институты (IFI)

В Украине международные финансовые институты представлены, в основном, финансовыми институтами группы Всемирного Банка (IFC, EBRD, EIB, World Bank) и американской корпорацией зарубежных частных инвестиций (OPIC). Кроме того, украинским зелеными проектами заинтересовался китайский Комитет по развитию предприятий за рубежом (CODA) и Китайский Банк развития (CDB), которые становятся важными игроками на поле инвестирования в проекты ВИЭ, охватив в этом году почти 5% от общемирового проектного портфеля.

Положительной стороной является то, что инвестучы через отечественные коммерческие банки под гарантии IFI, международные финансовые институты берут на себя кредитные риски проектов. Также, очень часто, дополнительно с кредитом, организации предоставляют грант для экспертного сопровождения проекта и осуществления его супервизии.
Вместе с тем, следует понимать сложные форму заявления, которые необходимо заполнить до начала рассмотрения проекта для финансирования, а затем сложный и длительный процесс принятия решения по принятию факта кредитования и его условий.
 
 

Гранты от международных доноров

Сегодня, в Украине работает 62 проекта и программы международной технической помощи в области энергоэффективности и зеленой энергетики. Очень часто, на конкурсной основе, эти международные институты предоставляют гранты (безвозвратную финансовую помощь) для энергомодернизации существующих объектов, преимущественно, социальной сферы, или создание новых генерирующих мощностей зеленой энергетики, в частности, с целью газозамищення.

Реальным кейсом с використанння ресурсов международной технической помощи для зеленых проектов есть - инициатива "Энергоэффективное деревня", который реализован Институтом устойчивого развития. Сегодня, в рамках проекта создана модель енергодостатнього сельского населенного пункта. На первом этапе, была создана объекты местной теплоэнергетики (2 котельные), которые используют местную биомассу, а также тепломодернизацию всех объектов социальной сферы. На втором - обеспечено отопления ФАПа тепловым насосом и полное термомодернизация. На третьем - освещено 5 км улиц, используя светодиодное освещение и фотовольтаические панели.

На данный момент, завершено проектные работы и начато строительство местной солнечной электростанции, мощность 1,8 МВт. Самое главное, что найден инвестор для строительства этого объекта зеленой энергетики. И это будет самый крупный объект альтернативной энергетики в Харьковской области. Итак, "Энергоэффективное село" - это зеленый проект, который прошел путь от малой теплоэнергетики в электрогенерации в промышленных масштабах.

Подобные проекты могут быть реализованы на любой территории Украины, независимо от географической привязки. Главным сдерживающим фактором здесь являются: во-первых, низкий уровень знаний и навыков общин по составлению заявок на получение грантов; а, во-вторых, высокая профессиональная конкуренций между общественными организациями за гранты ресурсы.

 

Экспортно-кредитные агентства (ЭКА)

В развитых странах одним из эффективных инструментов поддержки экономики является экспортно-кредитные агентства (EKA), которые правительства специально создают для поддержки и стимулирования экспорта, развития национального производства и уровня занятости населения. Этот инструмент хорошо работает, когда в стране есть конкурентоспособный производитель оборудования, в таком случае, ЭКА страхует риски кредитования на приобретение оборудования у локального производителя. И в таком случае, польза от проекта получат все: страна - новые рабочие места и заказы для своего бизнеса; бизнес (производитель) - реализует свою продукцию; банки - покрытие кредитных рисков; а инвестор, собственно, получает оборудования на выгодных условиях, чаще дешевле, чем импортировать, которые были бы невозможны без ЭКА.

Следует зазаначиты, что ЭКА ранжируют страны от "1" (самый высокий рейтинг) до "7" (самый низкий из возможных значений рейтинга). К большому сожалению, низкий уровень - "7" суверенного рейтинга Украины является значительным тормозящим фактором для развития этого инструмента. Именно поэтому, макроэкономическую и политическую ситуацию, большинство европейских экспортно-импортных агентств или ограничили или вообще закрыли лимиты для Украины.

 

Подписывайтесь на iPress.ua в социальных сетях Twitter, Facebook и Google+. Будьте в курсе последних новостей. Если вы заметили ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить редакции
Расскажите друзьям!

Читайте новости на Украинском языке.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

КОММЕНТАРИИ (0) +

Добавить комментарий

10 12 2017 13:05
МЕДИА
iPRESS советует
СТАТЬИ