Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Бывший донецкий партизан-бизнесмен: В Украине нет безработицы, у нас есть лень и тупость

Бывший донецкий партизан-бизнесмен: В Украине нет безработицы, у нас есть лень и тупость
Фото із соцмереж Богдана Чабана
Достаточно посмотреть фотографии довольных лиц военных в соцсетях и представить их реакцию. Это придумали ребята-ветераны с Veterano Pizza, которая в мае открылась в Мариуполе. Богдана Чабана - одного из основателей Veterano Pizza Мариуполь, можно поймать и в Киеве, среди его поездок между столицей и Мариуполем. Он и рассказал, как им удается радовать военных теплой пиццей прямо на передовых позициях, о различии ведения бизнеса в Киеве и в прифронтовом городе и о провалах, которые случаются, когда ты владелец бизнеса.

Богдан родом из Донецка. В начале 2014 года принимал активное участие в проукраинских митингах в Донецке. Когда началась война, ему исполнился 21 год. Неофициально его называли самым молодым предпринимателем Донецка, но он оставил бизнес в оккупированном городе и ушел на фронт.

В добровольческих батальонах прошел почти все горячие точки войны в сложный ее период. Был участником партизанских групп.


Фото из соцсетей Богдана Чабана

В 16 лет понял, что не хочу работать на кого-то

"Когда мне было лет 13, я пошел работать на стройку. Но там понял, что это не мое и я не хочу этим заниматься до конца жизни. Начал искать различные пути развития, занимался общественной деятельностью, молодежной. В лет 16 меня позвали работать в рекламное агентство, которое занималось пиаром, продвижением в социальных сетях. Там долго учился, стал менеджером. Но у меня складывались достаточно сложные отношения с моим шефом. Именно тогда я понял, что это было мое первое и последнее место работы, когда я работаю на кого-то . Через 1,5 года работы в агентстве, я свод ты уволился и открыл собственное " .

В 19 лет парень открыл в Донецке заведение "Изба-читальня". Его называли культовым местом, где собиралась местная культурная элита, проходили концерты и интересные творческие встречи. Именно в этом месте собирались донецкие проукраинские активисты и решались первые планы по партизанскому движению в защиту Украины.

"В 2014 году у меня ее" отжали ". После службы, благодаря гранту, у меня получилось открыть" избу-читальню "в Мариуполе. У меня так получается, что я открываю проект, занимаюсь им определенное время, ставлю его на ноги, определяю управляющего администратора, который продолжает заниматься основной текущей деятельностью проекта. А я занимаюсь развитием и более глобальными вещами " .


Фото из соцсетей Богдана Чабана

Нашу пиццу выбрали не потому, что "наши мальчики", 
а потому, что делаем качественный продукт

Впоследствии Богдан начал работать в киевском заведении Pizza Veterano 
, занимался баром и всем, что его касается. Собственно, он и сейчас отвечает за барр в пиццерии. Но со временем возникла еще одна идея, которой уже давно ждут от заведения в Киеве. Только воплотить ее решили сначала в Мариуполе.

"Возникла потребность в доставке пиццы. Приходилось работать с некоторыми странными организациями, которые не выполняли свои обязанности, плохо выполняют свою работу, а тень падала на бренд. У меня долго крутилась идея создать собственную доставку, взвесил все" за "и" против ", и решил, что это можно попробовать сделать в Мариуполе. Там не такая дорогая аренда, в городе не так много конкурентов. в мая 2018 году мы начали. Проект получился интересным и востребованным. мы вдвое превысили те объемы, на которые изначально рассчитывали. Нам пришлось докупать и технику, и оборудования для приготовления " .

Мне удалось открыть ту пиццерию за 350 000 гривен. Я понял, что это не слишком большие вложения, а этот опыт легко тиражировать по другим городам. Решил попробовать сделать франшизу на этом, такой отдельный проект "Veterano Pizza Доставка".

Существует три формата, которые мы мы предлагаем в рамках нашей франшизы: Small - цех, работающий на доставку. Для него важна хорошая транспортная логистика. Medium - такой же цех, большими окнами, открытой кухней, чтобы весь процесс приготовления пиццы был на виду, а также с возможностью самовывоза пиццы. И large - цех по изготовлению пиццы, а также место с несколькими столиками.

"В ближайшее время мы откроем пиццерию в Киеве на Дорогожичах, которая будет специализироваться на доставке. А также готовимся к открытию еще одной пиццерии в Мариуполе, на левом берегу. Планируем формата large, с небольшим количеством столиков. Еще планируем запускать пиццерии в Борисполе и во Львове " .


Фото из соцсетей Богдана Чабана

В Мариуполе, кроме качественного сервиса в пиццерии, упор делается на то, что это заведение семейного типа, а не ресторан, как в Киеве. Там нет милитари-вещей в интерьере. Идентификация присутствует только брендовая - черный стиль, логотип, коробки с мишенью с обратной стороны. Чабан вместе с партнером Алексеем с позывным "Кельт", который также служил в батальоне "Азов", изначально рассчитывали делать 50 пицц в день, а сейчас получается делать по 90-110.

"80% наших клиентов в Мариуполе не до конца понимают сути бренда. Они покупают вкусную пиццу, хороший сервис, быструю доставку. Для меня это с одной стороны хорошо, я могу клиентам объяснять чем наш бренд, но в первую очередь, нашу пиццу выбрали не потому, что "наши мальчики" (я этого терпеть не могу), а потому, что мы делаем качественный продукт " .

"Если сравнить ведения бизнеса в Киеве и в Мариуполе, то разница в логистике. В Мариуполе с этим проще. Город достаточно свободное от транспорта и передвигаться там легче. Сейчас, когда открываем пиццерию в Киеве, у нас есть большая поправка времени доставки, на пробки. в Мариуполе нет такого понимания как пробки. в Киеве значительно дороже является аренда. То помещение, которое мы арендовали в Киеве обходится нам в 21 000 гривен, в Мариуполе помещения по 3000 гривен. Электроэнергия везде безумно дорога. Цены на продукты почти одинаковые по всей стране. На готовую продукцию - в Мариуполе дешевле на 20-30 гривен. Ну, и зарплатный фонд в Киеве, конечно, больше " .

Мы хотим давать ребятам что-то такое, 
что будет повышать их моральный дух

"Доставка пиццы на передовую - это та вещь, которую мы закладывали в идею изначально. От нас до передовых позиций 20 км, мы сразу понимали, что было бы круто доставлять пиццу ребятам прямо на их" опорника "(опорные пункты), КСП (командно -спостережний пункт). Раз в неделю мы обязательно везем на передовую 20 пицц. К тому же, у нас есть система подвешенных пицц. Через наш сайт с любой точки Украины можно подвесить пиццу для ребят на передовой, оплатить карточкой и она точно окажется в них. Но 20 штук едут еженедельно в независимости от количества подвешенных. Хочется поддерживать ребят. Давать им что-то такое, что будет повышать их моральный дух, радовать их " .


Фото из соцсетей Богдана Чабана

Пиццу военным отвозит или Богдан, или Алексей. Они оба имеют боевой опыт и понимание того, как действовать в опасных ситуациях. Конечно, они понимают, что курьера в такую ​​поездку не отправят, чтобы не рисковать. К тому же, это и финансово дорого. На крайнем блок-посту ребят встречают бойцы морской пехоты, ведь сейчас это их зона ответственности, и сопровождают к передовым позициям.


Фото из соцсетей Богдана Чабана

"Мы стараемся объехать всех, кто находится в секторе нашего доступа. Грубо говоря, мы можем поехать в Пески, но туда привезем холодную пиццу и она не будет вкусной. Мы хотим привозить пацанам горячую, вкусную пиццу, которую приготовили, загрузили в прочие и сразу увезли. ребята реагируют офигенно. они очень радуются. Первое время был, конечно шок - что? Какая пицца? А сейчас этот процесс поставлен на поток и они уже ждут. Иногда ребята заказывают сами себе пиццу. Но до крайнего блокпосту " .

Если есть идея, в которую ты веришь и готов в нее "впахуваты", 
то всегда найдешь на нее средства

"Есть идея и я знаю, что она зайдет" - так не пойдет ", - говорит Богдан тем, кто думает начать собственное дело. И эти слова из собственного опыта ведения не одного бизнеса. Он советует все просчитать, определить, сколько денег нужно, просчитать максимальные убытки и минимальный доход, и только тогда понять, стоит ли игра свеч. Можно прогореть. Он утверждает, что неудачи возникают постоянно. Иногда, когда видно, что это важно, стоит тянуть свое дело, пока не удастся все нормализовать. Но если этот бизнес больше тянет, чем приносит прибыли, стоит закрытые и, зафиксировать убытки и идти дальше.

"Сейчас у меня идет процесс формирования франшизы. Мы над ним работаем ежедневно, потому что ежедневно получаем новый опыт, систематизируем его сразу и вносим в пакет франшизы. Она у нас мегалояльна, дешевая, потому что мы ориентированы на ветеранов, а у пацанов действительно нет больших средств . Ежедневно работаешь, делаешь ошибки, за них платишь собственные средства, время и понимаешь, что опыт с каждым днем ​​становится все более ценным. Например, купили подержанные японские мопеды. и намучились с ними. Они часто ломаются, к ним нет деталей, их особенно никто не может отремонтировать, особо во в таких городах как Мариуполь, они 50 кубовые и медленно едут. Мы поняли, что выбросили большое количество денег на эти мопеды, они отработают этот сезон, мы их продадим и все. Мы поняли, что лучше покупать новые мопеды, на гарантии. И начинаем работать по-новому.

Возникают постоянные проблемы с персоналом. Постоянные. Для меня нет понятия "безработица" в Украине. Безработица - это лень и тупость. Мы в Мариуполе вывесили объявление, что ищем на работу пиццайоло. С конкурентной зарплатой по Мариуполю - 7000 гривен. К тому же, можно зарабатывать больше. Растет уровень мастерства - повышается зарплата. Нет людей. Люди не хотят работать. Случаются или ленивые, или те, которые не понимают, что такое субординация. Пока у меня нехватка пиццайоло в Мариуполе, и курьеров в Киеве, я не поверю в безработицу.

Поставщики бывают разными. Недобросовестные. Даже при 100% предоплаты нам без предупреждения могут сорвать сроки поставок в две недели. И не извиниться. Понятно, что порой возникают финансовые трудности, но я пришел к выводу, что деньги всегда найдутся. Если у тебя есть идея, в которую ты веришь и готов в нее впахуваты, то всегда найдешь на нее средства " .

Каждый бизнесмен попадает в неприятные и сложные ситуации. Даже если несколько лет подряд делаешь свое дело, все равно случаются непредвиденные ситуации, к которым стоит быть готовым. Богдан советует написать бизнес-план. Продумать все, проработать, прописать, посмотреть как это работает в других. Нужно не просто придумать идею, а максимально ее изучить. Нужно быть экспертом в том, чем хочешь заниматься.

"Если хочешь открыть салон по ремонту мобильных телефонов, ты должен сначала научиться ремонтировать эти телефоны - пойти к кому-то, посмотреть, научиться и только потом что-то делать. У нас для тех, кто хочет приобрести франшизу, есть условие - нужно пройти стажировку в нашей пиццерии , минимум три недели. Научиться всем - от мытья пола, к администрированию. Нужно уметь поставить пиццу, формировать письма заказов, оформлять заказ ... Когда человек знает все этапы работы, она может управлять и может быть компетентным " .


Фото из соцсетей Богдана Чабана

Стоит быть готовым ко всему. Форс-мажоры всегда

Veterano Pizza - самый ветеранский бизнес, который постоянно расширяется. Не секрет, но принципом Богдан называет сервис и качество. Это то, на чем все владельцы франшизы и представители бренда делают упор.

"У нас есть один принцип - не нужно ныть, нужно пахать. Будут трудности, то будет не получаться, рано или поздно не будет хватать средств. У меня в Мариуполе то получилось, что сломался весь транспорт - моя машина, мопеды. Все, нам не чем доставлять пиццу. и я бросил клич в фейсбуке, попросил помощи у друзей. Люди откликнулись, кто когда мог приезжал и помогал развозить заказы. Нам это было затратно, но мы не прекратили работу. в течение недели решили все свои вопросы и все стало нормально.

У нас на смене работают три пиццайоло. Как-то случилось так, что двое заболели, пришлось самому стать на кухню и делать пиццу с тем, кто остался один. Да, это не то, чем планировал заниматься в тот день, но рабочий процесс нельзя останавливать. Стоит быть готовым к этому. Форс-мажоры есть всегда.

Если, например, печь для пиццы плохо работает, мы принимаем волевое решение, извиняемся перед клиентами, зачиняемося в день и устраняем проблему, потому что в первую очередь мы работаем на качество. Качество и сервис - это два пункта, на которых уедет любой бизнес " .