Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Если бы сейчас Генпрокурором был Пшонка, он бы обслуживал Порошенко значительно лучше, чем Ярема

Если бы сейчас Генпрокурором был Пшонка, он бы обслуживал Порошенко значительно лучше, чем Ярема
Виктор Пшонка. Фото: 4ubuk.blogspot.se
"Сначала надо иметь концепцию реформ и реформировать государство в целом, а не только один орган. И, конечно, близко не допускать до создания государства всех этих безграмотных "активистов Майдана", - считает известный украинский журналист-расследователь Владимир Бойко. На своей странице в Facebook Бойко изложил тезисы своего видения прокурорских проблем и их решения.

Надо четко понимать, что словом "прокуратура" в Украине и Европе называют совершенно различные органы, которые выполняют различные функции. Точно так же, как нельзя считать прокурором в современном понимании обер-прокурора Святейшего синода или сенатского обер-прокурора в царской России. Поэтому не стоит серьезно воспринимать рекомендации европейских экспертов или разработки всевозможных "реанимационных пакетов реформ", что живут на средства западных грантов - люди зарабатывают копейку без лишних мыслей и без всякого понимания того, что же представляет собой государственная контора, которая именуется в Украине словом "прокуратура".

Прокуратуру Украины, как и МВД или СБУ, невозможно в принципе реформировать в орган, который будет выполнять общественно-полезные функции. Потому что Украина является государством феодальным (точнее - феодально-сословным, сейчас такой государственный строй часто называют "неофеодализмом"), а это означает, что в нем не распределены ветви власти. Например, один человек - президент - назначает Генпрокурора, назначает и увольняет судей в течение первых пяти лет их пребывания на должности, дает указания Правительства, кандидатуры двух министров, разгоняет парламент и т.д. При том что президент вообще не является органом власти, а значит не должен иметь никаких властных полномочий.

Спросим - а к какой ветви власти относится прокуратура в Украине? К исполнительной - точно нет, потому что главой исполнительной власти является премьер-министр, которому прокуратура не подчинена. К судебной? - Боже упаси. К законодательной? - Так прокуратура даже не имеет права законодательной инициативы. Это - принципиальное различие с цивилизованными странами, где прокуратура относится или к исполнительной власти (является подразделением министерства юстиции) или к судебной.

На самом деле прокуратура Украины - это орган, созданный для обслуживания прихотей господствующего положения, прежде всего, президента и его окружения. Более того, если бы сейчас Генпрокурором был Пшонка, он бы обслуживал Порошенко значительно лучше, чем Ярема. При этом от фигуры Генпрокурора работа прокуратуры на благо общества зависит мало - он влияет только на распределение денежных потоков. Если даже поставить на эту должность кристально честного человека, ничего не изменится. Точнее, через очень непродолжительное время этот человек или сам уйдет с должности, или его снимет президент.

Поэтому сначала нужно провести конституционную реформу и разделить ветви власти и определиться, к которой принадлежит прокуратура. Это - принципиальный момент, поскольку он определяет объем полномочий и подчиненность прокуратуры. Во - вторых, определиться, какие именно функции в обществе будет выполнять прокуратура, а какие передать другим органам.

Сейчас, например, произошла катастрофа вследствие того, что общественные активисты - "Реанимационный пакет реформ", "Демальянс" и Егорка Соболев - добились принятия 14 октября нового Закона Украины "О прокуратуре", проект которого был разработан Портновым и внесен в Верховную Раду Януковичем. Этим законом отменены такие функции прокуратуры, как надзор за соблюдением законности чиновниками, борьба с коррупцией и даже прием граждан. При этом никакому другому органу эти полномочия не переданы.

Итак, сначала надо иметь концепцию реформ и реформировать государство в целом, а не только один орган. И, конечно, близко не допускать до создания государства всех этих безграмотных "активистов Майдана".

Однозначно в прокуратуру надо забирать следствие - против этого не может быть возражений, и никто, собственно, и не отрицает, просто до сих пор не создан орган, которому эти функции передать. В тот же момент надо на прокуратуру положить надзорные функции. Не контрольные - для этого есть всевозможные инспекции и санстанции, которые ходят по предприятиям, а надзор за тем, как субъекты публичного права придерживаются законности. Никакого органа сейчас для этого нет и чиновник после принятия нового Закона "О прокуратуре" стал абсолютно бесконтрольным.

Кроме того, прокуратура должна быть органом, который будет следить за исполнением Конституции как закона прямого действия. И, разумеется, надо не только сохранить, но и значительно расширить полномочия прокуратуры по контролю за органами, осуществляющими оперативно-розыскные и следственные функции. Потому что на сегодня отсутствует процедура такого контроля, поскольку новый Закон "О прокуратуре" фактически отменил все формы прокурорского реагирования за исключением открытия уголовного производства.

Источник: facebook.com/Volodymyr Boyko