Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Если наша элита не будет иметь политической воли проводить реформы, стоит ждать новый Майдан, - Ярослав Грицак

Если наша элита не будет иметь политической воли проводить реформы, стоит ждать новый Майдан, - Ярослав Грицак
Ярослав Грицак. Фото: служба информации УКУ
Львовский историк Ярослав Грицак предсказал начало Революции достоинства с точностью до нескольких месяцев. Однако ясновидящим себя не считает - говорит, что историки очень плохие пророки, хотя исследования прошлого помогает лучше понимать настоящее. О том, что сейчас происходит в Украине и к чему это может нас привести, профессор Грицак говорил во время лекции в рамках общегородской акции "Ночь во Львове".

Болезнь исторической памяти

Я отношусь к историкам, которые верят, что история имеет смысл, значение, влияние на нашу жизнь. Но не та история, о которой мы все время дискутируем - например, как относиться к Бандере или битве под Сталинградом. История и историческая память - это разные вещи.

Историческая память является отражением истории в кривом зеркале. Она формируется преимущественно в школах. Все, что вы знаете об истории со школы, в основном неправда. К примеру, Киевская Русь. Ее не существовало. Это концепция, которую выдумали историки XIX века. На самом же деле была просто Русь. Не было и в Византийской империи ее жители считали себя римлянами, романами. Византию же придумали историки XVI века. Таких примеров много.

ЧИТАЙТЕ: Политического решения конфликта в Донбассе нет. Мы либо должны отказаться от этой территории, или воевать за нее дальше, - Яременко

Историческая память - это как химия, которую выделяет наш организм: она может нас лечить, а может отравлять, затмевая мозг. Яркий пример - Россия: там народ отравлен историей. Определенная доза исторической памяти необходима для формирования патриотизма. Человеку нужны мифы - не неправдивые истории, а что-то глубокое и понятно без объяснения. Для россиян таким мифом является Великая Отечественная война. Этот миф, как и все другие, не имеет отношения к правде или лжи - это определенный ментальный проводник.

В Украине есть определенные стабильные объединительные образы, островки консенсуса в обществе. Это казачество. Это троица XIX века - Тарас Шевченко, Иван Франко и Леся Украинка. Это также, как это ни странно, Михаил Грушевский, чей портрет наши первые президенты поспешили повесить в своих кабинетах. Этот миф был создан сознательно.

Национальные символы - сине-желтый флаг, гимн "Ще не вмерла" - значительная часть страны в конце 80-х и начале 90-х воспринимала негативно. Окончательно легамитизировались они тогда, когда Оксана Баюл завоевала олимпийскую медаль 1994 года: во время вручения медали подняли флаг и заиграл гимн. Еще одним объединяющим мифом является Голодомор.

Мы победим

Я не сомневаюсь, что мы выиграем войну с Россией. В "Новой газете" было на эту тему интересное интервью Игоря Юргенса. Россия занимает одну седьмую часть земного шара, а ее доля валового продукта - лишь 2%. Это примерно столько, сколько в маленьких Нидерландов. Может ли страна, имея такую большую площадь, выиграть войну против Запада, который имеет 60% валового продукта?

Время, когда войны выигрывали варвары, закончился примерно в XVI веке. С тех пор выигрывала всегда цивилизация. Да, Россия выиграла войну с Наполеоном 1812-го и Вторую мировую, но она выиграла войну не против, а вместе с Западом. Участие Запада была очень важна для победы. Сейчас другая ситуация: если Запад не на стороне Украины так, как мы этого хотим, то он точно не на стороне России.

Нынешнюю войну я сравнил бы с концом Первой мировой, когда от масштабных операций перешли к окопной войны. Окопную войну проиграет тот, у кого первого кончатся ресурсы, кто имеет более слабый тыл. Сравнивая потенциал Европы и России, я не вижу шансов России продержаться долго. И очевидно, что это продлится больше, чем месяц-два, а в украинской ситуации это довольно много.

ЧИТАЙТЕ: Шпионская игра Москвы: Почему Россия выигрывает в войне разведок в Украине

И все же мы победим. Украинский вопрос - одно из первых, в котором Вашингтон и Брюссель достигают консенсуса. Проблема Европы сейчас в том, что она не имеет европейской идентичности, а только национальную, тех, кто считает себя европейцами, не более 10%. Украина дает шанс на восстановление Европы, ее пробуждение от сна. Многие эксперты считают нынешнюю Украину лучшей Европой: здесь есть люди, готовые жертвовать всем, даже жизнью, за европейские ценности. Сколько европейцев из других стран готовы это сделать?

Революция Достоинства - это не просто красивая метафора. Очень хорошо об этом сказал Тимоти Снайдер: "Европа сейчас нуждается прозы, но она требует и поэзии". Украина - это поэзия.

Будет ли Майдан-3

Сейчас "Народный фронт" играет роль партии войны, а "Блок Петра Порошенко" - роль партии перемирия. На этой игре построены переговоры с Европой. Но я не уверен, что Яценюк искренне хочет войны, а Порошенко перемирия. Президент подходит к ситуации прагматично, понимая, что стране нечем воевать. Украинские ресурсы исчерпаемы. Здесь даже объявить всеобщую мобилизацию или военное положение невозможно - встанет вопрос ресурсов, которых Украина не имеет. Поэтому Порошенко пытается выиграть время, дипломатично заморозить конфликт, отдохнуть и заполучить как можно больше ресурсов. Это его образ мышления, и на этом он теряет популярность. Намного лучше в Украине продается образ Яценюка - лидера, готового воевать. Хотя он так же понимает, что воевать нам нечем.

Важно, чтобы эта война не закрыла нам окно возможностей и не послужила оправданием отказа от реформ. Мы сейчас имеем два фронта: один перед нами - это наш противник, а второй сзади - это коррупция, которая так же поедает наши силы. Есть примеры государств, которые проводили реформы, воюя: Израиль, Южная Корея.

Поколение тех, кому сейчас двадцать-тридцать лет, хочет изменений. Это главный революционный актер, что не сошел со сцены. Поэтому, если наша элита не будет иметь политической воли проводить реформы, стоит ждать новый Майдан.

Подготовила Татьяна Рыженькая