Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Когда выбирать Раду?

Когда выбирать Раду?
Фото: Дмитрий Ларин/facebook.com
26 марта прошло 60 дней до даты досрочных выборов президента Украины ровно, а это означает, что власть не намерена назначать вместе с ними и выборы парламентские. Попробуем проанализировать, хорошо это или плохо.

Почти 66% украинского поддерживают идею необходимости проведения досрочных выборов в парламент.

Теоретически выборы в Раду еще можно назначить, внеся изменения в Закон « О выборах народных депутатов Украины », изменив продолжительность кампании до 45 или даже 30 дней. Однако, похоже, что основные политические игроки в этом заинтересованы. Нереальность этого решения подкрепляется еще и тем, что сам закон о выборах нардепов нужно существенно доработать, в том числе решить ряд важных вопросов относительно того, как будут голосовать жители оккупированного Крыма.

Кроме того, общественность и нынешняя правящая большинство, кажется пришли к выводу, что новые парламентские выборы должны проходить не по смешанной системе, как было в 2012 году, а по пропорциональной с открытыми партийными списками.

Выборы в Раду вместе с президентскими

Если бы досрочные выборы ВРУ проходили вместе с президентскими, то больше выгоды из них должны были получить общественность и новая власть. Социум смог бы реализовать свое желание изменить конце парламент, который остался в наследство от режима Януковича. Новая власть же получила бы возможность решать свои проблемы в парламенте без необходимости поддержки групп депутатов, отколовшихся от Партии регионов.


Фото: rada.gov.ua

Если верить данным совместного опроса социологических компаний «SOCIS», КМИС, «Рейтинга» и Центра Разумкова, экс-оппозиционные партии (Родина, Свобода и УДАР) вместе с Солидарностью Петра Порошенко могут получить более 65% голосов избирателей (среди тех, кто определился и будет голосовать), взамен же Партия регионов и коммунисты - 20,5% на двоих . Традиционно большим остается и процент так называемого «электорального болота» - тех, кто не намерен идти на выборы и тех, кто не определился, за кого отдаст свой ​​голос - их вместе почти 30% опрошенных. Эти тенденции свидетельствуют о следующем:

  • Прежняя власть, а заодно с ней ее избиратели сейчас сильно деморализованы после бегства Януковича в Россию.
  • Голоса экс-избирателей ПР могли бы перетечь к КПУ, однако этого не произошло. Можно предположить, что электоральными потерями бело-голубых воспользовался Порошенко, который выглядит довольно умеренным на фоне Родины, Свободы или УДАРа. Ты более, что в период с января по март наиболее существенные изменения претерпели именно рейтинги «Солидарности» (почти +9%) и Партии регионов (-10%). Однако стоит внимательнее присмотреться к результатам опроса и мы увидим, что наибольшее количество неопределенных и тех, кто не собирается голосовать - именно на Юге и Востоке страны. Обычно распределение голосов «электорального болота» происходит примерно пропорционально между всеми политсилами, но на последних парламентских выборах произошла неожиданная смена, и большинство голосов отошли оппозиционным партиям. На этот раз может произойти нечто подобное и потенциальный рост стоит больше ожидать регионалам и коммунистам, если эти партии не будут запрещены за свою активную игру в пользу России. В любом случае для «проукраинских» сил важно провести мощную избирательную кампанию именно на Востоке и Юге.
  • Если бы выборы состоялись 25 мая, то вероятно, что политсилы Кличко, Порошенко, Тимошенко и Тягнибока образовывали бы широкой коалиции между собой. Одна или даже две из этих партий пошли бы в оппозицию, тем самым попытавшись принять на себя роль, которую хотела бы выполнять Партия регионов, желая остаться в публичной политике. При отсутствии яркого лидера, ПР рискует вообще сойти с арены.
  • Сейчас идет т.н. «Медовый месяц», когда народ выражает высокий уровень доверия новой власти. Здесь не следует забывать, что в Украине он достаточно краткосрочный, а, учитывая целый ряд факторов (аннексия Крыма, продолжение давления со стороны России, ожидания людьми быстрых изменений и реформ, что в современных реалиях не очень возможным и т.д.), будет еще короче, рейтинги политсил, которые сейчас находятся у власти непременно поползут вниз.

Благодаря этому анализу, попробуем сформулировать преимущества от парламентских выборов 25 мая 2014г. для новой власти и социума:

  • Обновления власти и потенциальная потеря важности в политической жизни Партией регионов и групп депутатов, вышедших из парламентской фракции этой политсилы. Удар, Свобода и Родина, особенно после кадровых назначений и отказа от мандатов совместителей, очень зависимы от своих временных союзников, чего нужно избавиться.
  • Возможность экс-оппозицией получить большой кредит доверия, благодаря значительному представительству в парламенте . Это даст новой власти карт-бланш на непопулярные реформы.
  • Сбалансирования власти . После Оранжевой революции разрыв между выборами президента и Совета был почти 2 года, что привело к тому, что в парламенте была шаткая коалиция, которая в конце распалась и Ющенко был вынужден распустить Раду.
  • Дополнительная легитимизация новой украинской власти в глазах Запада и всего цивилизованного мира. В России будет меньше аргументов, чтобы называть украинское руководство нелегитимным. Хотя следует понимать, что Путин и компания не очень пользуются рациональными аргументами. Если потребуется - они всегда смогут придумать что-то.
  • Если Свобода преодолеет избирательный барьер, она может перейти в оппозицию. Ее отсутствие во власти будет позитивным сигналом для Запада. Фото: rada.gov.ua

Негативы для участников кампании:

  • Сильный удар по бюджету . Здесь следует понимать, что одновременное проведение выборов обойдется стране дешевле, чем разделено, но сейчас проведение их одновременно может оказаться неоправданной роскошью.
  • Правительство Яценюка будет слишком мало времени для реформ , а в случае, когда выборы в Раду пройдут в октябре, вполне вероятно, что он останется еще до того времени. Разве что вовсе не придется по вкусу новому главе государства и тот предложит своего кандидата сразу после победы в президентской гонке.
  • Неучастие новых политсил, зародившиеся на Майдане и их лидеров в гонке, ведь без достаточного времени для подготовки к выборам и формирования команд.
  • Быстрые выборы совсем не на руку Партии регионов , которая потеряла почти все свои ячейки на Западе государства, представительство во власти по всей Украине, а с ними и рычаги влияния и админресурс для давления, подтасовок и принуждения людей голосовать за себя. Такое влияние у них пока остается на юге и востоке страны, но отсутствие руководителя в ПР и дезориентация на местах сказывается.

Выборы в Раду в конце мая могли бы иметь различный эффект для Солидарности Порошенко. Сейчас люди фактически выражают готовность голосовать за кота в мешке. Большинство нет ни малейшего представления, кто еще будет в списке этой политсилы, кроме самого владельца «Рошен». С одной стороны Порошенко может воспользоваться этим и получить с такой готовности избирателей политические дивиденды, с другой - ему же куда лучше подобрать команду, представить ее и начать по работе.

В Верховной Раде сейчас зарегистрирован законопроект Виктора Балоги № 4225-1, которым экс-руководитель МинЧС предлагает назначить выборы в Раду именно на 25 мая 2014 года.

Выборы в Раду после президентских

В Верховной Раде на рассмотрении также находится и законопроект № 4225 нардепа Николая Рудьковского. Экс-регионал предлагает назначить внеочередные выборы парламента на последнее воскресенье октября - 26.10.2014р.

Скорее всего депутаты решат все-таки провести выборы уже после президентской кампании и вероятно, что же в октябре. Большое влияние на такую ​​парламентскую электоральную гонку будут результаты выборов главы государства. После них состоится временный передел сфер влияния, возможно также переформатирование большинства в Раде и т.п. Фото: AFP

Преимущества, на которые можно ожидать в случае назначения выборов после президентской кампании:

  • Больше шансов, что правительство Яценюка успеет что-то сделать, к тому времени, как его отправят в отставку.
  • Возможность заявить о себе получат молодые политические силы и движения, которые хорошо проявили себя на Майдане. Было бы неплохо, если бы они объединились и пошли в Совет одной командой.
  • Власть получит больше времени на обработку и разработку новой редакции закона о выборах нардепов или внесения поправок в существующую. Соответственно, будет больше времени для подготовки выборов и недопущения фальсификаций во время них.
  • К тому времени уже могут появиться группы с площадного среды, которые основательно возьмутся помогать или конструктивно критиковать власть, что позволит выстроить отношения между людьми и властью.

Риски и угрозы:

  • Переформатирование большинства после президентских выборов станет еще одним витком в украинском политическом кризисе. Очередной передел портфелей крайне негативно отразится на имидже новой власти. Здесь важную роль будет играть то, все еще будет стоять Майдан и будет ли он в конце направлен в конструктивное русло.
  • В случае проведения перевыборов Рады после президентских, увеличивается вероятность реанимации ПР и продолжения им своей игры.Также группы депутатов, отколовшихся от Партии регионов, а сейчас входят в коалицию, могут потребовать для себя каких-то гарантий и преференций, чтобы, по крайней мере, остаться у власти.
  • Вероятным является выход на политическую арену новой пророссийской политсилы, например медведчуковского « Украинского выбора».

Как видим, оба варианта приемлемы и имеют свои преимущества и недостатки. Однако проведение парламентских выборов вместе с президентскими маловероятно, ведь не принято соответствующего постановления по этому поводу, а также не внесены поправок в Закон о выборах нардепов. Именно поэтому их придется отложить до осени.Откладывая их, власть получает целый ряд дополнительных вызовов, с которыми нужно будет справиться. Если этого не произойдет, то уже в октябре она рискует оказаться в роли оппозиции, а для некоторых политсил это вообще грозит непопаданием в парламент, что в современных условиях почти равнозначно политической смерти. Ключевое же задачи на сами выборы: провести их честно и максимально прозрачно.Не для мира - для себя.

Назарий Заноз, политический обозреватель, публицист