Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Координаторы Ukrenergo Laboratories о перспективах молодых украинских ученых в энергетической сфере

Координаторы Ukrenergo Laboratories о перспективах молодых украинских ученых в энергетической сфере
Зліва направо: Павло Шеремета, Марина Косенко, Михайло Бно-Айріян, Едуард Рубін, Станіслав Ігнатьєв та Елліна Мединська. Фото: facebook.com/ellina.medynska
В ночь с 10 на 11 июня во Львове прошла "Ночь энергетики", информационным партнером которой выступал iPress.ua. В течение 9 часов нон-стоп эксперты энергетической отрасли и представители бизнеса рассказывали о новых технологиях и тенденциях в электроэнергетике, построение карьеры в этой области, место Украины в мировой энергетической системе и о том, как будет выглядеть энергетика через 10-20 лет.

Первое, на что всегда жалуются ученые в разговорах с журналистами, это на нехватку денег. Фактически многие из них демотивированы небольшим финансированием и просто убегают за границу и продают там свои идеи. Что с этим делать и как с этим бороться?

Станислав Игнатьев:

В энергетике деньги есть всегда. Это прибыльная отрасль экономики. И это одна из крупнейших индустрий в Украине, на которой вообще держится экономика. Энергия нужна всегда. В 100 долларах ВВП у нас 42 доллара это расходы на энергоресурсы.

Если возьмем к примеру Китай, более энергозависимый чем мы, то там 400 долларов, а если например Германию, то по последним данным 4 доллара, но приближается к 3,8 долларов. Поэтому те деньги, которые зарабатывает энергетика должны идти на модернизацию. Сегодня модернизация у нас происходит за счет обновления трансформаторных станций, электросетей и т.д. Наша наука в том состоянии в котором она существует, к сожалению, пока не способна предложить интересные доработки которые прошли путь от идеи к проекту и затем к его реализации для нужд энергетики. Поэтому не нужно жаловаться, а нужно искать новые технологии, и новые пути.

Простой пример. Сегодня в Украине много зарабатывают на зеленом тарифе. У нас зеленый тариф один из крупнейших в мире, он был одним из крупнейших в мире во времена бывшей власти, сейчас он немного уменьшился, но все равно он более чем в три раза выше такой же зеленый тариф в соседней Польше. Если комплексы для альтернативной энергетики производить в Украине в соответствии с законодательством (кстати я один из соавторов этого законопроекта), то + 10% к тарифу. То есть это огромные деньги.

Но в Украине почти ничего не производится из современных технологий альтернативной энергетики. Мы имеем свой "Мельница", но это предприятие, которое перевезено одной из крупных компаний из Германии, то есть там купили завод и только потом его сюда привезли. Есть проекты по производству модулей, но они КПД ниже европейские и китайские, а стоят дороже чем китайские. Вместе с тем, сегодня в Украине средний уровень зарплаты меньше, чем в Китае и производить в Украине оборудование гораздо выгоднее, чем в том же Китае. Поэтому здесь надо ученым и бизнеса строить такие консорциумы, чтобы с одной стороны наука отвечала современным требованиям и потребностям бизнеса, и тогда бизнес будет готов такую ​​науку финансировать.

Ведущие национальные университеты Украины зарабатывают наукой до 6% от своего общего дохода. США и Европа более 50%. В чем проблема на ваш взгляд?

Станислав Игнатьев: 6% - это еще очень хорошие цифры. Мы сотрудничаем сейчас с Люблинской политехники, в них наука зарабатывает 60% от общего бюджета университета.

Нам во-первых надо отказаться от некоторых вещей. Как у нас часто бывает в науке, является ученый у которого какая-то разработка 1970-х годов, которую он когда-то придумал, сделал патент, и все время пытается это протолкнуть, чтобы кто-то выделил на это деньги. В мире наука настолько быстро развивается, посмотрите на прикладные проекты Илона Маска: есть идея и через полгода уже является реализация полного проекта.

То есть сегодня наука должна быть достаточно динамичной и наука построить активный диалог с бизнесом. Мы вчера были в Институте энергетики львовской политехники и разговаривали с директором. Он говорит, "смотрите какая у нас проблема, мы написали вместе с ОГА письма. Мы делаем проекты в виде магистерских работ, аспирантских исследований, напишите потребности у бизнеса чтобы мы их решили, технически решили. Они получили очень смешные предложения как бы "Львовтеплоэнерго" дал интересные предложения по модернизации теплосетей, все остальные: надо решить проблемы с налоговой, пожарными и т.д ".

Есть проблема, малый средний бизнес сегодня не может сформировать свои нужды. В крупных корпорациях есть департаменты, которые уже давно не сотрудничают с университетами, а малый и средний бизнес сегодня заинтересован быть заказчиком в науки и вместе с ними воплощать интересные разработки и реализовать их. Бизнес не может сформировать свою потребность, в большинстве компаний нет стратегического видения своего развития. Вот работает и работает, у меня есть магазин, я хочу еще один построить, но нет стратегии к чему бизнес должен прийти.

А с другой проблема коммерциализации науки, наши ученые не могут себя хорошо продавать. Сегодня в научных разработках, 20% расходов и работы это именно научное исследование и 80% - это пиар и маркетинг. Если активно работает пиар и маркетинг, то этот ученый популярен, он известен, его всюду приглашают, его разработки покупает бизнес. Если же нет ни маркетинга, ни пиара, то он продолжает сидеть в своей лаборатории и делать патенты, которые затем никому не нужны.

Эллина Мединська: От себя добавлю, что ученые даже не могут как-то оформить свой проект для продажи. У нас была такая ситуация: нам присылали предложения ученые, у которых была какая-то разработка: 50 листов формата А4 научного текста, пожалуйста найдите нам инвесторов. Как мы можем кого-то найти, если вообще не понятно, что оно даст инвесторам.

Есть еще одна проблема, которую хотелось бы затронуть: это возраст наших ученых. Если возьмем инженерные специальности, то это 60 с лишним лет. Это большая проблема, потому что все понимают, что в этом возрасте, уже не до каких-то инноваций, используются более те наработки, которые были до этого в семидесятые годы. Поэтому откуда взяться этом креатива.

Достаточно в Украине высококвалифицированных, мотивированных на достижение результата кадров, с одной стороны имеют глубокие фундаментальные знания в области, а с другой - могут генерировать новые идеи и воплощать их в крупные проекты?

Станислав Игнатьев: Ученых достаточно много, но опять же повторюсь, их идеи нужно еще правильно подать и "упаковать". 

Эллина Мединська: Если смотреть в разрезе проекта Ukrenergo Laboratories и нашего опыта в Харькове, то из 550 регистраций, которые мы получили на ивент "Ночь энергетики", там было примерно 10% аспирантов и молодые ученые и преподаватели, они принимали участие в нашем мероприятии и даже добыли до утра. Если взглянуть на анкеты которые они заполняли, то там были вопросы относительно идей, относительно позиций в области электроэнергетики, очень интересные есть разработки. Более того, они мотивируют студентов к тому, чтобы они помогали в этих разработках и делали действительно классные вещи. Сейчас в Харькове у нас уже сформирован 14 участников и три преподавателя, которые будут принимать участие во втором этапе проекта.


Елліна Мединська. Фото: iPress.ua / Михайло Гема

Первый в Украине инкубатор инновационных проектов для электроэнергетики, где будут соревноваться проекты ученых и молодых изобретателей. Можете рассказать немного что это такое и собственно о самом проекте. Для чего и для кого он, кем был основан и придуман? Кто финансирует?

Станислав Игнатьев: Финансируется это ГП НЭК "Укрэнерго". Перед тем, как писать проект мы проанализировали подобные модели в Германии и Франции. Они имеют под собой такую сеть университетов, свои лаборатории, свои кафедры. Сегодня Укрэнерго занимается транспортировкой украинского энергии. В Германии, в Южной Корее является интеллектуальные энергетические системы, которые сами себя регулируют. Нам нужны такие же.

Есть ли потенциал для того, чтобы Украина приблизилась к таким технологиям, и сколько времени на это потребуется?

Станислав  Игнатьев : Сначала надо мотивировать наших ученых и найти им финансирование для реализации проектов в жизнь. "Укрэнерго" предложило воплотить такой проект, который бы активизировал деятельность молодых ученых, в которых еще горят глаза и они хотят что-то делать, хотят изменить страну. С другой стороны - активных студентов, которые будут помощниками этих ученых.

Эллина: Мы привлекаем не только молодых ученых из области электроэнергетики, но и из других сфер: IT, пиара, менеджмента, международных экономических отношений, по физике. Потому что инновации, это не только развитие в собственной отрасли. Это пересечение индустрий и знаний. Поэтому мы аккумулируем всех желающих, кто хотел бы сделать свой вклад в отрасль электроэнергетики для того чтобы сформировать такие команды из разных областей знаний для решения проблем отрасли.

Итак, мы разработали три направления проекта: Первое направление проходит сейчас: "Креативность для энергетики", то есть мы аккумулируем креативных и активных во время "Ночи энергетики". Для чего мы такие ночи проводим? Во-первых мы собираем вместе спикеров из различных отраслей, в которые входят обычно топ-менеджеры "Укрэнерго" и топ-менеджеры из энергетической отрасли, но самое главное - это практики, имеющие уже какие-то разработки, кейсы и успешные проекты, о которых они рассказывают: "Ребята, я сделал вот так и так. Вы бы хотели получить такое в итоге? пожалуйста. Начинайте, мотивуйтесь и т.д.". Это 9:00 нон-стоп лекций с 9 вечера до 6 утра.

Почему ивенты проводятся ночью? Ведь это действительно довольно необычный формат. Не боитесь, что участники и гости после 12 ночи позасинають?

Эллина Мединська: Почему ночью? Потому что креативные идеи приходят ночью, перед сном когда мы что-то обдумываем. Кроме того, вспомните, что студенты также делают все свои дедлайны, курсовые, дипломные работы ночью. Как-то так мозг молодого человека настроен на то, что ночью наиболее продуктивно работать и творить, потому что днем всегда что-то отвлекает: работа, учеба, другие дела. Ночью ты можешь сфокусироваться, получить мотивацию и знания и утром поехать на метро и начинать работать над собственным проектом.

Никто не засыпал. Люди задают вопросы, все еще слушают, что мы говорим в 5 утра, очень активно и живо дискутируют. Почему так получается? Что студент видит в университете? Он видит лекции и все. Во-первых, мы подбираем наших спикеров так, что это были интерактивные и практические лекции от людей, которые уже имеют успех и навыки. Во-вторых, подбираем различные интересные локации которые доступны для студентов, но ночью они их, к примеру, не видели, как вот Львовскую Ратушу во Львове. И когда молодой ученый, студент попадает в подобную атмосферу, он видит своих единомышленников рядом, им есть о чем поговорить, обменяться идеями и мыслями. Так создаются новые проекты. Поэтому мы выбрали такой формат.

Какие же критерии отбора участников и кто будет отбирать лучших?

Эллина Мединська:  Отбирают консультанты по управлению персоналом "Укрэнерго" на основе анкеты из 12 вопросов. И самое главное, должна быть запись собственного видеообращение на тему: почему я хочу участвовать в проекте, я хочу предложить электроэнергетической отрасли и как я вижу ее развитие. Эти 14 участников затем будут разделены на две группы и в них будет по одному менторов со стороны ведущих университетов и по одному менторов с "Укрэнерго". Участники пройдут обучение "Укрэнерго Софтскилз", где в них должны будут сформироваться те прикладные навыки, которые не дают университеты, то есть это умение работать в команде, поиск информации, как сформулировать правильно цель, как оформить и представить проект. После этого, они получают задание от топ-менеджера "Укрэнерго" и развивают свои проекты - не только в области энергетики, но и в сфере энергетической дипломатии, экономики, права.

Реализуем мы этот проект 22 декабря в день Энергетики в Киеве где состоится Хакатон, где участники представят все свои проекты.

Что такое Битва проектов и Энергетический хакатон?

Станислав: Битва проектов - это соревнования студенческих команд этими проектами. Главная цель - это чтобы они умели себя хорошо презентовать. Если посмотреть на сегодняшний рынок стартапов, то обычно продается не собственно хорошая идея, а и харизматичный человек который ее представляет.

Эллина  Мединська : Битва проектов - это длительный процесс, а в рамках Энергетического Хакатон в Киев приезжают все команды, мы даем им 24 часа на решение проблемы, которая действительно существует в системе, с ними работают руководители от "Укрэнерго", у них есть свя связь с их научным ментором и они должны разработать за это время креативное решение для отрасли. После этого, они представляют собственное предложение решения и таким образом мы выбираем команду-победителя.

Почему выбрали именно эти три города: Харьков, Киев? А как же другие Днепр, Одесса например? Планируете распространить на всю Украину?

Станислав Игнатьев: Мы хотим расширять географию конечно. Но в первую очередь мы выбрали восемь городов, где есть большие энергосистемы, но физически у нас небольшая команда и ограниченный бюджет и мы не в силах охватить пока все города. Мы отрабатываем этот проект на трех крупнейших студенческих столицах Украины. После этого будем распространять на другие города.

Эллина  Мединська : С другой стороны, после каждого нашего ивента и этапа, мы получаем обратную связь. В каждом городе мы добавляем что-то новенькое и таким образом «обкатываем» наши проекты.

Кто кроме "Укрэнерго" помогает вам?

Эллина  Мединська : Нам помогают университеты, предоставляющих свои кадры. Когда мы только начинали проект мы не надеялись на такую поддержку от университетов, ведь все же это образовательный проект и здесь может быть какая-то конкуренция, но нет. Это ни в коем случае не замена университетам и их курсам. Очень хорошо, что университеты открыты для сотрудничества.

С другой стороны нам помогают областные государственные администрации и органы местного самоуправления. Конечно нам помогает Министерство энергетики и угольной промышленности, особенно Наталья Бойко, как самый молодой заместитель министра, она понимает, что для молодежи такая мотивация - как глоток свежего воздуха.

Ну и больше всего нам, с организационной, логистической точки зрения, конечно помогают энергосистемы, которые есть и в Харькове, Львове, Киеве. Они обычно понимают, что таким большим госпредприятиям как «Укрэнерго» нужен внешний кадровый потенциал, особенно среди молодых специалистов. Обновления кадров - это будущее всех крупных компаний.

Насколько я понимаю, отобранные ученые в случае, если они себя покажут с лучшей стороны и предложат креативные и интересные идеи смогут получить работу?

Станислав: В рамках проекта мы формируем внешний кадровый резерв. Наши победители проектов могут получить рабочее место в "Укрэнерго", стипендию или даже стажировок в лучших университетах мира.

Эллина  Мединська : Это только первое направление проекта. Второе направление - это "Университеты для энергетики". Собственно, почему мы за то, чтобы уже на этом этапе объединять лучших ученых из менторами с "Укрэнерго". Для того чтобы потом начать изменения в образовательных программах электроэнергетики для университетов Украины для нужд бизнеса. В "Укрэнерго" очень амбициозная цель объединить все энергетические компании, которые работают в этой области, объединить университеты, для того, чтобы создать общий фонд, который будет финансировать новые образовательные программы.

Станислав Игнатьев: Дело в том, что сегодня у нас есть такой термин - рамка квалификации. Сегодня она не отвечает современным потребностям и потому, что нужно бизнесу. Мы хотим сделать это таким образом, чтобы компании рассказывали какие у них есть потребности в соответствии с их стратегического плана развития энергетики до 2035 года для того, чтобы университеты смогли изменить свои учебные планы в соответствии с этих рамок квалификации, которые нужны бизнесу. То есть цель достаточно масштабная - реформировать образовательную отрасль.

Ведь сегодня в Европе успешные те университеты, которые активно сотрудничают с бизнесом, тогда как бизнес активно финансирует лаборатории в университетах, предоставляет стипендии студентам. В качестве примера приведу университет в Германии, активно сотрудничает с крупными энергохолдинга, которые занимаются строительством солнечных электростанций и готовит специалистов для их обслуживания и строительства. Им интересно, чтобы развивались новые программы, профессура была мотивированным.

Эллина  Мединська : Более того, они делают практические курсы для преподавателей, чтобы обучать молодых специалистов.

Станислав  Игнатьев : Такая модель должна создаться и в Украине, поскольку у нас есть крупные компании, например ИТ компании, которые сегодня активно проникли в образовательные процессы и меняют их изнутри. В других индустриях, такого, к сожалению, не происходит. Как исключение разве могу привести пример Сумского Аграрного университета, где открыли лабораторию точного земледелия. Немецкая компания создала сивальни комплексы длиной 40 метров, где трактор руководит сивальним комплексом, а сам сивальний комплекс задает скорость трактора. Что им нужно от университетов: кадры. Они берут молодых преподавателей, учат в своих компаниях, оплачивают создание лабораторий. Но чтобы преподаватель не перешел работать в бизнес, компания ему доплачивает стипендию, чтобы мотивировать. Это замечательный пример сотрудничества бизнеса и университета в Украине.

Эллина  Мединська : Ну и собственно расскажу о третьем этапе проекта - "Креативность для энергетики". Он рассчитан на один год. Во второй половине этого года мы планируем аккумулировать наших ученых, преподавателей, для второго этапа, чтобы разработать план действий по изменению образовательных программ. Этот процесс обычно достаточно сложный и специфический, ведь нам нужно будет провести круглые столы с бизнесом, с университетами, министерством. Это очень длительный процесс, и немного бюрократический.

Третье направление это "Девелопмент менеджмент". Это научные разработки, поддержка в области энергетики. Мы ищем новые идеи, новые проекты. Это больше касается международного сотрудничества, ведь есть много немецких компаний и университетов, много международных проектов, таких как "Эразмус", различные обмены и т.д. Третий этап будет направлен на развитие и поддержку молодых ученых на обмен опытом и на то, чтобы, те идеи уже есть в Европе и других развитых странах переводить на наши украинские реалии.