Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Курс на выживание: почему государство уничтожает мелкий бизнес?

Курс на выживание: почему государство уничтожает мелкий бизнес?
Фото: forbes.net.ua
Уже традиционно перед Новым годом "под елочку" Верховная Рада приняла новые законы, регулирующие бизнес-климат в Украине. Несмотря на критику отдельных нововведений со стороны самих бизнесменов, Президент все же подписал все законы и с начала 2017 года большинство их положений вступают в силу. В Новом году снова будет действовать мораторий на проверки бизнеса, но как оказалось не для всех. Президент Петр Порошенко подписал Закон Украины №1728-VIII "О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности", принятый Верховной Радой Украины 3 ноября 2016 года, однако перечень государственных органов, на которые мораторий не распространяется поражает и неприятно удивляет.

В последнее время складывается впечатление, что ширина пояса, что вынужден затянуть бизнес, достигла его шеи. Причиной является не только финансовый кризис и проблемное украинское законодательство, но и постоянные проверки.

Многие украинские предприниматели искренне поверили в то, что анонсированный и разрекламированный властью продленный мораторий на проверки бизнеса, принесет покой от "налоговых акул". Мораторий конечно был продлен до 31 декабря 2017 года, но не для всех контролирующих органов.

Больше бизнесменов должно возмущать то, что в списке "избранных" остался главный репрессивный аппарат уничтожения малого и среднего бизнеса - наша родная налоговая - "ГФС" и ее территориальные органы. Предлагаем Вам анализ того, какие именно госорганы имеют право в этом году проводить плановые и внеплановые проверки бизнеса.

Как утверждал Порошенко и Гройсман, Закон №1728 якобы расширяет права предпринимателей. В частности, документ дает право бизнесменам не допускать должностных лиц органа государственного контроля для проведения проверки, если ими не предъявлено соответствующее согласование Государственной регуляторной службы. Документом также регламентируются случаи, когда государственный контроль может проводиться. До 31 декабря 2017 года внеплановые проверки будут осуществляться госорганами по письменному заявлению субъекта хозяйствования; по решению суда; в случае наступления аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая, что было связано с деятельностью субъекта хозяйствования. 

Все это выглядит прекрасно, однако есть одно большое НО ...

Под действие моратория не подпадают госорганы, работа которых (по мнению чиновников) не влияет на малый и средний бизнес. Речь идет, в частности, о Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Национальном банке Украины, Антимонопольном комитете. Кроме того, под действие закона не подпадают Государственная фискальная служба и Государственная финансовая инспекцияограничения на проверки которых регламентируются изменениями в Налоговый кодекс от 28 декабря 2014 года (ограничение на проверки предприятий, доход которых за предыдущий год составил менее 20 млн грн).

 

Государственные органы, которые будут проверять бизнес в 2017 году:

 

В 2017 году мораторий не распространяется на проверки юрлиц и ФЛП такими госорганами:

  • органом государственного регулирования деятельности в сферах энергетики и коммунальных услуг;
  • Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР)
  • Госпродпотребслужбой;
  • ГФС и ее территориальными органами;
  • Государственной аудиторской службой Украины и ее территориальными органами;
  • Государственной службой экспортного контроля;
  • Государственной инспекцией ядерного регулирования Украины и ее территориальными органами;
  • Гоструда и ее территориальными органами;
  • Госавиаслужбой;
  • органами ГАСК (надзора);
  • Минэкологии и природных ресурсов;
  • Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания;
  • НБУ;
  • Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ).

 

Здесь возникает логичный вопрос, а кого Гройсман с Насиров и Ко относят к среднему бизнесу и зачем искажать все с ног на голову? Ведь оборот до 20 млн грн - это 1,6 млн грн в месяц (примерно $60 тыс.). И это на самом деле не средний бизнес, а мелкий, с которого в очередной раз хотят выжать все соки. Например, при курсе 8 грн/долл это было 480 тыс грн в месяц и до этого барьера приближались физические лица-предприниматели.

Чтобы не быть голословными показываем фотоскрины с Законом №1728:

Документы: zakon3.rada.gov.ua. Для увеличения масштаба нажмите на изображение.

Поэтому снова возникает вопрос. А для чего продолжать мифический мораторий предварительно исключив из него в виде исключения право налоговиков проверять предпринимателей?

Достаточно циничным на этом фоне выглядит реакция Президента Петра Порошенко, который оценил "новации" достаточно положительно, отметив, при этом, что сократится количество проверок бизнеса. Приводим его цитату: "В связи с принятием этого Закона (о моратории, - ред.) налоговые инспекции на уровне районов превратятся из контрольных и проверяющих органов в консультативные. Это очень важно. Именно такой мы должны видеть налоговую инспекцию, когда предприниматель туда обращается и получает консультации. Больше нет никаких "маски-шоу", никаких коррупционных схем", - подчеркнул Порошенко.

 

Чего ждать малому бизнесу в 2017 году?

 

1.  Вместе с принятым законом о моратории, государство ввело и другие формы "кнута" для бизнеса и фактически сформировало "букет из новых законов", которые существенно осложняют жизнь украинских предпринимателейРаботал ты или нет, а налог плати (законопроект 5130). Изменения касаются физических лиц-предпринимателей (ФЛП). С 1 января ФЛП второй и третьей групп обязаны платить единый социальный взнос в размере 704 грн в месяц, даже если временно не имеют никакой прибыли. До этого предприниматели не платили, если декларировали нулевой доход. Первая группа предпринимателей-упрощенцев имеет возможность платить половину минимального страхового взноса в размере 352 грн в месяц. После того, как за законопроект проголосовала Верховная Рада, предприниматели бросились закрывать бизнес.

Из-за повышения налогов для предпринимателей, началось массовое закрытие малого и среднего бизнеса, безусловно может привести к росту безработицы в стране. Ведь это очень странный подход правительства, когда предприниматели должны платить налог неизвестно из чего, даже если они не получают прибыль. Продемонстрируем последнюю печальную статистику, которая ярко иллюстрирует, что украинские предприятия вынуждены закрываться. В Украине общее количество частных предпринимателей уменьшилось на 128,402 тысячи. По словам основателя OpenDataBot Алексея Иванкина, окончательная картина сформируется не ранее, чем через несколько месяцев.


Инфографика: opendatabot.com

Очевидно, что те предприниматели которые закрылись, будут вынуждены пойти на биржу труда и получать денежные поступления из украинского бюджета по размеру минимальной зарплаты в 3200 грн, что уже сейчас составляет примерно 35 млн 200 тыс грн. И это только предварительные данные. Количество ФЛП которые будут закрываться в последующие месяцы может удвоиться, или утроиться. Соответственно, сумма выплат из бюджета может составить от 100 до 200 млн грн только за несколько месяцев.

Интересные сравнения и параллели можно провести с Польшей. Там также решили поднять минимальную зарплату с 1600 злотых до 2000, но ВВП и инфляция в наших странах - это две большие разницы. Согласно проекту польского бюджета на 2017 год, ВВП должен вырасти на 3,6%, а инфляция составить 1,3%.   

У нас же стремительное падение ВВП и промышленности, скачок инфляции и обесценивание гривны за последние три года стали той убийственной смесью, которая очень негативно повлияла на жизненный уровень населения и уверенно отвергла Украину на место самой бедной страны Европы.

2.  Вводятся большие штрафы за неоформленных работников и зарплаты "в конвертах" (законопроект 5130). Органы местного самоуправления могут инициировать и проводить проверки на предмет "серых" зарплат и неоформленных работников и других нарушений трудового законодательства.

- Штраф в размере до 3-х минимальных зарплат (9600 грн в 2017 году) предусмотрен для работодателя, который не допускает к проверке государственного инспектора труда (кроме случаев, когда предметом проверки является зарплата "в конвертах" или не оформление трудовых договоров, это считается более весомым нарушением).

- Штраф в размере 100 минимальных зарплат (320000 грн), предусмотренный для работодателя, который не допустил инспекцию к проверке, если ее предметом является зарплата "в конвертах" или неоформленные работники.

Что будет с предпринимателями на многочисленных украинских рынках? Вариантов на самом деле немного. Им придется закрываться, так как многие из них не имеют лицензии. Соответственно, если налоговики поймают их или «продавца» штраф составит 510 грн, а за неоформленного работника (продавца) - 320 тыс грн. И тут появляется "прекрасная" возможность для маневра - для этого предпринимателям легче будет договориться со знакомым сотрудником ГФС об уже немного подзабытых месячных "откатах", к которым так проголодались бедные налоговики. Можно не сомневаться, что откаты массово "хлынут" по вертикали наверх, до самых высоких кабинетов чиновников.

3.  Очевидно и то, что, например сети супермаркетов, охранные фирмы и другие компании, которые используют неквалифицированный труд однозначно не спешить увеличивать размер зарплаты. Скорее всего рабочих переведут на 0,5 или 0,7 оклада. В то же время, увеличится налоговая нагрузка в два раза, что фактически еще раз подтверждает намерения правительства, Верховной Рады и Президента наполнить бюджет за счет мелкого бизнеса и тех, кто и так получает "минималку" или чуть больше минимальной зарплаты.

4.  Если посчитать стоимость налогов с минимальной зарплаты, то станет выгоднее переходить на переоформление своих работников у физических лиц предприятий, как до этого, например, делали IT компании, поскольку налог с предпринимателя 704 грн, а с минимальной зарплаты 1328 грн. 

5.  Правительство, вместо того чтобы стимулировать экономику, осуществляет жесткую фискальную политику и заставляет прекращать деятельность самозанятого населения и окончательно уничтожить мелкий и средний бизнес в пользу олигархов, оставив при этом, бедное население (за субсидии которого скорее заплатят мелкие предприниматели), и та небольшая прослойка олигархических семей, которые продолжают сидеть на потоках. 

Похоже, что подведя итоги выплат субсидий за 2016 год, чиновники поняли, что поскольку население крайне обеднело, платить нужно практически всей стране. Таким образом, в правительстве решили забрать эти средства собственно из самых работодателей, которые обеспечивают работой низкооплачиваемых и неквалифицированных работников.