Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Мы не должны допустить, чтобы Европа много лет жила с открытой, кровоточащей раной

Мы не должны допустить, чтобы Европа много лет жила с открытой, кровоточащей раной
Фото: maps.google.ru
20 видных польских интеллектуалов обратились к гражданам и правительствам Объединенной Европы с призывом помочь Украине
«Mourir pour Dantzig? Умирать за Гданьск?». Это фраза выражала отношение Западной Европы к войне, которая вспыхнула ровно 75 лет назад. Трижды Франция и Великобритания воодушевляли диктатора Германии: «аншлюс» Австрии, оккупация Судет и уничтожение Чехословакии не имели для Гитлера и его правительства никаких серьезных последствий. Даже когда 1 сентября 1939 года, после заключения германо-советского пакта, в Гданьске прогремели первые выстрелы, западные державы решились только на то, чтобы начать так называемую «смешною войну». Таким образом они поощрили Гитлера в четвертый раз. Они думали, что ценой смерти Гданьска сохранят свою собственную жизнь. На следующим был занят Париж, а несколько позже бомбы посыпались на Лондон. И только тогда громко закричали: «Стоп!» «Нет больше войне!».  
 
Такая эгоистичная и недальновидная политика европейцев по отношению  к агрессору не должна повторится. Между тем внезапное повышение напряжения сегодня напоминает ситуацию 1939 года. Агрессивное государство, Россия, оккупировало территорию своего меньшего соседа - Крым. Армия президента Путина и его спецслужбы действуют на востоке Украины, часто инкогнито. Они поддерживают формирования, которые терроризируют местное население, и открыто угрожают вторжением. 
 
Один момент, однако, является новым по сравнению с 1939 годом: в последние годы,  пока западные партнеры все еще верили в «человеческое лицо» агрессора, ему удалось привлечь многих европейских политиков и бизнесменов в орбиту своих интересов. Появившееся лобби влияло на политику многих стран и продолжает делать это дальше. В результате «Ostpolitik», восточная политика, стала политикой «Russia first-» или даже «Russia only». Теперь она в руинах. Европа срочно нуждается в новой, реалистичной восточной политике. 
 
Поэтому мы обращаемся к нашим соседям и согражданам в Европе и их правительствам: 
 
1. Президент Франции Франсуа Олланд подвержен соблазну сделать шаг, который был бы еще хуже, чем пассивность Франции в 1939 году. Франция является единственной страной в Европе, которая в течение следующих недель хочет помочь агрессору: через планируемую продажу универсальных десантных кораблей типа «Мистраль». Франция приняла это сотрудничество в 2010 году и уже тогда оно вызвало много протестов. Предыдущий президент Николя Саркози регулярно отделывался словами «холодная война позади». Теперь началась горячая война; таким образом, основания для реализации этого старого договора исчезли. 
 
Некоторые политики уже предложили Франции продать корабли НАТО или ЕС. Если Президент Олланд не изменит свое мнение в ближайшее время, граждане Европы должны убедить его, бойкотируя французские товары. Франция должна оставаться землей европейской свободы и сохранять верность своей великой традиции. 
 
2. Федеративная Республика Германия еще в 1982 года стала на путь сильной зависимости от российского газа. Уже тогда польские интеллектуалы, такие как Чеслав Милош и Лешек Колаковский, предупреждали, что новые трубопроводы - это потенциальные инструменты, которыми можно «шантажировать» Европу. Президенты Польши Александр Квасьневский и Лех Качиньский также указывали на это. Но немецкие политики рассматривали сотрудничество с советскими или российскими правителями как очень ценное, то ли вследствие немецкого комплекса вины, то ли благодаря вере в «российское экономическое чудо» или же в надежде на личные выгоды. Таким образом, может быть несознательно, они продолжали пагубную немецкую традицию, которая предполагает, что на Востоке надо разговаривать только с одним партнером - с Россией. 
 
В последние годы российские государственные компании и компании российских олигархов пустили глубокие корни в Германии, начиная с энергетического сектора и футбольного бизнеса, заканчивая индустрией туризма. Немцы должны пресечь такие запутанные связи, за которыми всегда - политическое влияние. 
 
3. Все европейцы и каждое государство должны оказать помощь находящейся под угрозой Украине. Сотни тысяч переселенцев нуждаются в гуманитарной помощи. Экономика обескровлена неблагоприятными долгосрочными контрактами с российским «Газпромом». Этот газовый монополист выставил Украине, одному из самых бедных покупателей, самые высокие цены на газ. Экономика Украины нуждается в срочной помощи, новых партнерах и инвесторах. В партнерстве и поддержке также нуждаются и великолепная украинская культура, медиа и общественные инициативы. 
 
4. Европейский Союз в течении многих лет  давал Украине понять, что она не имеет никаких шансов не только на членство, но и на другую поддержку кроме символической. Политика «Восточного партнерства» мало что изменила; было неясно, не является ли она просто политикой замены. Но неожиданно эта проблема получила собственную динамику развития, во многом благодаря непоколебимой позиции украинских демократов. Впервые в истории люди умирали с европейским флагом в руках. Если Европа не проявит солидарность, это будет означать, что ценности 1789, свобода и братство, утратили для Европы значение. 
 
Украина имеет право защищать свою территорию и своих граждан от внешней агрессии, в том числе с использованием полиции и армии, и в регионах на границе с Россией. Там, как и во всей стране, в 1991-2014 годах царил мир. Там не было ни одного насильственного конфликта, в том числе и вокруг прав меньшинств. Но Владимир Путин сейчас испытывает новый тип агрессии, спуская с цепи «псов войны». Он превратил Украину в полигон, как это было в Испании во время гражданской войны, где фашистские подразделения, поддерживаемые нацистской Германией, атаковали Республику. Кто не скажет Путину «no pasarán», тот выставит на посмешище Европейский Союз и его ценности, и согласится с уничтожением мирового порядка.  
 
Никто не знает, кто будет править Россией через три года. Мы не знаем, что произойдет с сегодняшней властной элитой, авантюрная политика которой не отвечает интересам собственного народа. Мы знаем только одно: кто продолжает делать «бизнес как обычно», навлекает смерть на тысячи украинцев и россиян, обрекает становиться беженцами еще сотни тысяч, и позволяет наступать путинскому империализму на другие страны. Вчера Гданьск, сегодня Донецк: Мы не должны допустить, чтобы Европа много лет жила с открытой, кровоточащей раной.  
 
Владислав Бартошевский (Władysław Bartoszewski)
Яцек Дэнель (Jacek Dehnel)
Инга Ивасьов (Inga Iwasiów) 
Игнаций Карпович (Ignacy Karpowicz)
Войцех Кучок (Wojciech Kuczok)
Дорота Масловская (Dorota Masłowska)
Збигнев Ментцель (Zbigniew Mentzel) 
Томаш Ружицкий (Tomasz Różycki)
Януш Рудницкий (Janusz Rudnicki)
Пётр Зоммер (Piotr Sommer)
Анджей Стасюк (Andrzej Stasiuk)
Земовит Щерек (Ziemowit Szczerek)
Ольга Токарчук (Olga Tokarczuk)
Ойгенюш Ткачишин-Дыцкий   (Eugeniusz Tkaczyszyn-Dycki)
Магдалена Тулли (Magdalena Tulli)
Агата Тушинская (Agata Tuszyńska)
Щепан Твардох (Szczepan Twardoch)
Анджей Вайда (Andrzej Wajda)
Казимир Войцицкий (Kazimierz Wóycicki)
Кристина  Захватович (Krystyna Zachwatowicz)