Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Муфтий Саид Исмагилов: Россия создала в Крыму параллельное духовное объединение мусульман, чтобы взять под контроль крымских татар

Ірина Наумець
Муфтий Саид Исмагилов: Россия создала в Крыму параллельное духовное объединение мусульман, чтобы взять под контроль крымских татар
Фото: Said Ismagilov/facebook.com
"Крымские татары - такие же украинцы, хотя имеют иное вероисповедание", - отмечает муфтий Духовного управления мусульман Украины "УММА" Саид Исмагилов. Он убежден, что религиозным деятелям различных религий и конфессий важно идти на диалог, чтобы верующие не боялись друг друга и были открытыми проектами и общения. Единоверцам-переселенцам советует не спешить со строительством мечети в других городах. По его словам, важно, чтобы в каждом крупном городе была мечеть, однако важным является и количество людей, которое туда будет ходить. "Пока что мы можем обойтись молитвенными домами, а если община будет расти и органично впишется, то можно будет строить мечеть", - Исмагилов ответил на вопрос о возведении храма во Львове. Он убежден, что хотя сейчас крымские татары находятся в особой неопределенности, большинство из них мечтает когда-нибудь вернуться на родину. Но сейчас там прессинг оккупационной власти - запрет определенной религиозной литературы и обыски в мечетях, домах и учебных заведениях, говорит он. "В список запрещенной вошли даже классические мусульманские произведения первых веков ислама", - говорит Исмагилов. О том как мусульмане реагируют на российскую оккупацию, с кем сотрудничают больше всего и на чью поддержку полагаются, дальше в разговоре.

Оккупационная власть Крыма обязала религиозные общины на полуострове пройти процедуру перерегистрации, которая стала своего рода "религиозной зачисткой". Так римо-католическим священникам не продлили разрешение на жительство и до конца года они будут вынуждены покинуть аннексированный полуостров. В УГКЦ также предполагают, что их ждет подобное. На территории Крыма осталась лишь одна церковь Киевского патриархата. Наиболее уверенно чувствуют себя в нынешних условиях УПЦ МП. А как насчет мусульман, насколько ощутимое преследования по религиозному признаку?

Есть мониторинг международных организаций, который насчитал уже 21 человек из крымскотатарских мусульман, которые пропали без вести. Потом некоторых из них со следами пыток нашли мертвыми. И это не религиозные деятели, а рядовые мусульмане. Все пропавшие никак не связаны между собой. Это физическое уничтожение и запугивание. Россия стремится взять под контроль религиозную жизнь мусульман Крыма. Для этого сделала несколько шагов. На полуострове действует террористическая экстремистская организация, которая запугивает крымских татар. Это параллельное пророссийское духовное управление мусульман Крыма, которое начало заниматься рейдерским захватом мечетей. Первой захватили Ханскую мечеть XV в. в Евпатории. Взломали сейф и забрали оттуда деньги. Позже эту мечеть якобы вернули Духовному управлению мусульман, но это была показательная игра. Определенный мессидж, мол, мы имеем свою пророссийскую религиозную структуру, которая беспощадно критикует Украину, все мусульманские проукраинские религиозные сообщества, в частности, Духовное управление мусульман Украины "УММА"

На міжрелігійній зустрічі більшість духовних лідерів звітували, що їхні громади мають важку ситуацію на Донбасі і трохи легшу в Криму. А в мусульман, навпаки – трохи легша на Донбасі і дуже важка в Криму

Религиозная община нашего объединения в Крыму находится в полной неопределенности. Есть некие "подковерные" циркуляры, которые предписывают или религиозная община проходит перерегистрацию с российским законодательством, или ее запретят. Присматривать, чтобы люди не собирались и не проводили религиозных обрядов. Наверное, осознавая потребность сохранить мечеть и религиозные общины в Крыму, муфтий под давлением принял решение пройти перерегистрацию, ведь без нее закроют все мечети, религиозные учебные заведения и культурные достопримечательности. Интересно, что в самой России позволили существовать религиозным общинам зарубежных объединений. Например, православная церковь Киевского Патриархата в других регионах за пределами Крыма имеет две свои епархии и их никто не запрещает. Но в Крыму религиозный вопрос крымских татар лежит в политической плоскости. Предполагаю, что некоторые религиозные общины уйдут в подполье. Некоторые перерегистрируются. Большое количество вынуждено эмигрировать. На межрелигиозной встрече большинство духовных лидеров отчитывались, что их общины имеют тяжелую ситуацию на Донбассе и немного более легкую в Крыму. А у мусульман, наоборот - немного легче на Донбассе и очень тяжелую в Крыму.

Вы сказали, что Россия создала параллельное пророссийское духовное управление как некий спланированный проект. О каком управлении идет речь?

Еще летом звучали заявления о создании отдельного духовного управления мусульман Крыма "Таврический муфтият". Даже называлось Всероссийское управления мусульман. Туда вошли определенные общины хабашитського направления в исламе. Это новое религиозное течение, как все молодые течения, не очень терпелива к другим мусульманам. Это пророссийская религиозная структура. Они сразу заявили, что любят Россию и выступают за нее. Зарегистрировав свое объединение, эти люди сразу начали очень нетолеранто высказываться о муфтия Крыма. Очевидно, что ими манипулируют политики.

А много ли таких пророссийских мусульман и чем можно объяснить их привязанность к России?

Их немного. Я не знаю, что их заинтересовало в сотрудничестве с Россией. Подозреваю, что на протяжении нескольких лет Россия организовывала это объединение как пророссийский мусульманский проект в Крыму. Они официально зарегистрировались в Украине в 2010 году. Муфтий Крыма выступал против этого, заметив, что не надо никаких отдельных объединений. Все верующие должны быть в нашем духовном управлении. Мы категорически не согласовали появление этого направления. Однако несмотря на отсутствие нашего разрешения, они таки создали религиозную структуру. Как только началась оккупация, эти люди сразу присягнули России. Поэтому считаю, что это был пророссийский проект.

По вашему мнению, боится Россия крымских татар? Почему их вытесняют с полуострова?

Любой абсолютизм боится свободы. Россия строит вертикальную модель власти, где надо контролировать все и в том числе религиозную жизнь. Крымские татары с самого начала показали, что они "имеют свою голову на плечах" и прислушиваются к руководству Меджлиса. Поэтому этим лидерам и запретили въезд в Крым. Пример неповиновения власти и существования противоположной позиции - это всегда опасный вызов для абсолютистской власти.

К чему больше склоняются крымские татары, оценивая причины аннексии Крыма - это агрессия и силовой захват Россией или недоработки украинской власти?

Мне трудно сказать, потому что я не является крымским татарином. Тем более мнения разные, но в общем сталкивался с тем, что крымские татары расценивают аннексию как агрессию России, которая годами готовилась. Хотя большинство крымских татар удивляется, почему Украина так мало сделала, чтобы защитить Крым. Почему украинская власть не остановила российских солдат, когда они еще в сравнительно небольшом количестве оккупировали Крым? Я также не имею ответа. Видимо, там в высоких кабинетах политического руководства знают что-то больше. Итак, крымские татары держатся двух позиций. Аннексия как российская агрессия и малодієвість Украины в вопросе защиты крымских татар.

ЧИТАЙТЕ: Украинский режиссер Ахтем Сеитаблаев: Крым - это заповедник коммунизма

Глава Меджлиса Рефат Чубаров обращался к Евросоюзу с просьбой защитить крымских татар и повлиять на российского президента Владимира Путина. Верите ли вы в поддержку Европы?

Нет, не верю. Если бы Евросоюз мог как-то повлиять, то уже бы это сделал. Евросоюз очень робко реагирует на крымский конфликт. Они проявляют различные виды обеспокоенности, но решительных шагов не делают. Есть определенные санкции, но они пока не очень пугают российскую власть. Я не уверен, что кто-то станет на защиту крымских татар. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Чубаров просил создать международную миссию наблюдателей, которые бы мониторили условия жизни крымских татар на полуострове. Привело бы это к каким-то изменениям?

У меня нет подобного опыта. Впервые сталкиваемся с проблемой аннексии. Не уверен, что Россия позволит создать некую международную миссию для сбора информации о событиях на полуострове. Потому что любая такая миссия за условий честной работы откроет много неприятных фактов, а это всегда стремятся спрятать.

У Туреччині -  2 млн кримських татар, а на півострові приблизно 300 тис. Кримські татари обурюються не тільки на Україну, але ще й на Туреччину

Как считаете, могут ли крымские татары полагаться на поддержку Турции. Эта страна как-то способна повлиять на Путина?

Крымскотатарский народ очень надеялся на помощь Турции и видел ее своим главным союзником. Тем более, что там проживает больше крымских татар, чем в Крыму. В Турции - 2 млн крымских татар, а на полуострове примерно 300 тыс. Крымские татары возмущаются не только на Украину, но еще и на Турцию. Эта страна еще никак заметно не влияет на российскую власть и мировую политику, чтобы помочь. Турция и Украина - это две страны-союзники крымских татар, и они ожидают от них помощи.

А на кого надеются сейчас крымские татары?

На Всевышнего Господа. Всевышний Господь никогда не покинул и не покинет верующих людей. Народ выстоял в период депортации. Их не удалось сломать и верю, что и сейчас выстоят.

Некоторые из представителей крымскотатарского народа согласились занимать должности в представительстве самопровозглашенной власти Крыма. Это все-таки раздвоение. Одной рукой со своим народом, который преследуют, а другой - с "оккупационной властью". Что скажете по этому поводу?

Это вопрос очень тяжелый, потому что мы не имеем представления о глубине процессов. Очень неприятно, что есть лидеры, которые сразу переметнулись к оккупационной власти. Если этому предшествует прессинг, запугивание, то человек может испугаться, но если сразу, когда еще никто никого не пугал, - то это измена. Мы не имеем права никого осуждать, ибо, во-первых, мы не судьи. Во-вторых, мы не знаем, что там на самом деле происходит. Каждый человек будет отвечать перед Всевышним Господом Богом по справедливости.

ЧИТАЙТЕ: Чей Крым и не только

Как много крымских татар переселилось в Львов?

Здесь проживает около 2 тыс крымских татар. Точной цифры не имею. Раньше было около 2 тыс не только крымских татар. Мусульманская община Львова разная. Здесь есть и татары, и арабы, и представители других народов.

Знаю, что во Львове есть несколько направлений мусульман - шииты, сунниты и даже хабашити. Общаясь с ними, заметила, что между мусульманами есть определенная разобщенность. Или это только доктринальные различия в религии?

Да, это доктринальные различия. С шиитами это многовековые различия. А по хабашитів - это новое религиозное направление, которое является не очень толерантным к другим мусульманам. Поэтому отношения напряженные. А наше Духовное объединение мусульман Украины "УММА" - это традиционные мусульмане-сунниты. Имеем многовековую историю. Сейчас это одно из духовных управлений, которое осталось после оккупации Крыма. Мусульманский мир неоднороден и раздроблен. Однако верующие не должны обострять какие-то отличия.

Некоторые из мусульман-переселенцев во Львове говорят, что им не хватает мечети?

Думаю, что они слишком спешат. Были такие прецеденты, когда построили мечеть, а все верующие изменили место жительства. Мечеть стала никому не нужна.

Якщо у Львові з'явиться така постійна міцна громада мусульман, тоді й можна буде піднімати питання про будівництво мечеті. А так можна обійтися і молитовними будинками

Мечеть - это ответственность за ремонт, оплату коммунальных платежей. Она должна быть красивой. А сейчас неопределенность. Знаю, что сами крымские татары мечтают вернуться на родину. Если это произойдет в будущем, то что тогда делать с мечетью? Сначала надо внедриться, занять свою нишу в Львове. Меня всегда беспокоит, как рядовые жители отреагируют на это. Ведь Львов - это христианское религиозное город, и не все будут рады видеть здесь мечеть. Может, здесь мусульман воспринимают, а культовое сооружение не будут воспринимать. А нам не нужно напрягать общество. Наоборот, надо, чтобы нас органично приняли. Надо, чтобы мусульманская община стала постоянной и стала своей для Львова. Так как иудеи, которые уже являются своими для Львова, и только после этого можно поднимать вопрос о строительстве мечети.

В каком регионе больше религиозных общин вашего Духовного объединения "УММА"?

На Донбассе больше всего. Имеем по пять общин в Донецкой и Луганской областях. Сейчас большинство территорий, на которых они находятся, под оккупацией. Только по одной общине осталось на территории, которую контролирует Украина. В Донецкой области - это Костантинівка, а в Луганской - Северодонецк. Все остальные под оккупацией, и им тяжело. Представители ФСБ уже побывали в этих мечетях с инструктажем, что можно делать, что можно говорить и что нет. Просили не упоминать в молитвах Украину. Мол, если к мечетям будут приходить какие-то подозрительные люди, то немедленно извещать об этом. Сейчас распространяется тенденция взять под российский контроль все мусульманские общины на Донбассе.

С какими христианскими конфессиями мусульмане сотрудничают лучше?

Не знаю, с кем лучше всего сотрудничают крымские татары. Когда я приезжал в Крым, меня удивляло то, что они живут словно отдельно от другой части Украины. Они решали какие-то свои местечковые проблемы, точно не зная, что творится в других регионах и что там все иначе чем в Крыму. Они всегда имели стычки с русскими казаками, православными Московского Патриархата. Крымские татары имели претензии к православным Московского Патриархата. Их проблемы имели сугубо региональный характер, и мусульмане из других регионов с таким не сталкивались.

Якщо говорити про мусульман України, то сьогодні найбільше розвивається діалог з УГКЦ, потім з римо-католиками і православними Київського Патріархату

Греко-католики являются первыми в налаживании диалога, и мы в первую очередь на них рассчитываем. Они очень экуменические, открытые и толерантные. Мне это очень нравится. Имею друга в. Тихона Седло, с которым мы вместе работали, чтобы создать Совет церквей в Донецке. После переезда в Киев я еще раз убедился, что наиболее открыты к диалогу греко-католики. Меня даже пригласили в Патриарший собор в Киев, чтобы я выступил на греко-католическом телевидении. Наиболее трудно строить взаимопонимание с протестантами и православными Московского Патриархата.

А что говорят протестанты относительно диалога с мусульманами?

Они имеют какое-то свое представление о мусульманах. Большинство протестантских организаций имеют поддержку США и стран Европы. А там не все так хорошо складывается в христианско-мусульманском диалоге. Я не знаю ответа. Мне самому интересно это спросить у пасторов и религиозных лидеров. Мы на местном уровне общались с пасторами в Донецке, но с главами объединений всеукраинского уровня пока такого диалога не было. Мы делаем последовательные шаги. Сначала будем общаться с теми, кто наиболее открыт к этому, а потом мы надеемся, что они помогут привлечь к этому диалогу других братьев-христиан, ведь в христианских общинах немного лучший диалог между собой.

Верите ли вы, что Крым удастся вернуть?

Я верю, что мы вернем Крым, это наш святой долг. Путин говорил, что для него Крым - это святое место. Я тоже могу сказать, что для мусульман - это также святое место. Ислам в Украине распространился именно из Крыма. Наша религия мессианская - мы проповедуем. Сначала ислам укоренился на полуострове, а после воздействия проповеди крымского ханства его начали исповедовать и в других регионах Украины. Была Нагайська орда, Буджакська орда. Были такие крупные известные ученые-мусульмане из Аккермана. Даже в Белоруссию, Польшу и Литву ислам распространялся именно из Крыма. Татары, проживающие в этих странах, - это крымские татары, которые в XIV в. перешли работать в польских князей на военную службу и остались там. Для мусульман Украины Крым - это колыбель распространение ислама по Украине. Поэтому пусть не думают, что только для них это святое место. Тем более, что в Крыму сохранились мечети XIII-XIV вв. В Крыму существовало мусульманское государство - Крымское ханство. Там важные исторические города - Бахчисарай, Евпатория с большим историческим наследием. Надеюсь, что мировое сообщество заставит Россию вернуть Крым.