Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Не могут крестьяне, дети чекистских и компартийных начальников построить демократическое государство, - Даниил Яневский

Ярослав Назар
Не могут крестьяне, дети чекистских и компартийных начальников построить демократическое государство, - Даниил Яневский
Даниил Яневский. Фото: sumno.org.ua
"Историк - это искатель истины. Он не обладает истиной, он даже не обязательно ее найдет, но он - искатель истины". Это слова известного американского историка Тимоти Снайдера. Он считает, что разница между настоящим и прошлым в том, что современность буквально невозможно постичь. Ее слишком много, она происходит с нами лично, и мы не имеем источников для исследования.

Найти эту историческую истину Украины и постичь ее современную историю мы попытались вместе с историком и журналистом Даниилом Яневским.

Об истории

Украина не имеет общей истории. Ее пытался сделать Михаил Грушевский, но это было сделано в чрезвычайно деструктивный способ. Политические теории, построенные на концепциях Грушевского, развалились на наших глазах и они залиты кровью.

Украина - это более-менее семь десятков отдельных историко-этнографических территорий, каждая из которых имеет свою систему маркеров, свои способы существования, свои способы приготовления борща, свои герои и антигероев и так далее. Соединить это в единое и одинаково ценный и важный для всех дискурс невозможно и ненужно.

ЧИТАЙТЕ: Если наша элита не будет иметь политической воли проводить реформы, стоит ждать новый Майдан, - Ярослав Грицак

В историческом аспекте, ответ на этот вопрос дал Михаил Драгоманов, который сформулировал фундаментальную идею о территориально-земельном строе. Если очень грубо сказать - это переход к швейцарской модели, за исключением того, что должен быть единственный государственный украинский язык, потому что для такой большой территории должен быть один язык для повседневного общения.

О мифах и героях

В Украине должны быть конструктивные герои. Например, Никита Прокофьевич Василенко, который, вероятно, является крупнейшим просветителем украинского народа со времен Василия Острожского. Игорь Сикорский, Казимир Малевич, Исаак Бабель, Пауль Целян - это огромный список.

Смогут ли люди отказаться от своих старых героев, в частности Бандеры? Это может и вызовет неприятие, но надо вытащить вату из ушей и посмотреть открытыми глазами на эту конкретную фигуру, и задать себе один вопрос - до какого времени какой-то покойник будет стравливать украинцев через 50 лет после своей смерти? Надо осознать, что перед нами в историческом аспекте стоит только один выбор: или мы восточная часть западного мира, или мы является западной частью "русского мира" с Бандерой.

ЧИТАЙТЕ: Украина непонятная для мира, потому что в государстве нет информационной политики, - Ключковская

Сепаратизм ДНР и ЛНР такой же, как был в начале ХХ века во время Ноябрьского чина в Львове. Эти события празднуют только в Галичине. Для остальной Украины - это пустой звук, которым и в дальнейшем останется. С точки зрения права, которое действовало на тот момент, политических реалий, это, несомненно, был государственный переворот и незаконная попытка захвата власти людьми, которые не имели на то никакого юридического или политического права.

О языке и единой стране

Относительно русского языка - это все тотальный идиотизм. Русскоязычные люди, к которым и я принадлежу, имеют право выдавать и газеты, и журналы, и так далее. Это не обсуждается. Такое же право имеют крымские татары, евреи, сербы, и так далее. Если они желают иметь этот региональный статус, то должны платить за это из собственного кармана. Государство, несмотря на то, что украинский народ больше всего истребляли на протяжении XX века, должен поддерживать развитие украинской русскоязычной культуры. Однако делать это надо постепенно, ни в коем случае не посягая на права других народов на культурную, этническую и религиозную идентификацию.

Даже если не имеет исторического обоснования идеи единой страны, поворота от нее не будет. Эта идея сакрализированая кровью тех, кто погиб на Майдане, тех солдат-героев, которые погибли и еще погибнут на Востоке. Она сакрализированая небывалым в истории нашей земли подъемом общественного сектора, среднего класса. Люди не откажутся от этой идеи, но решение этой задачи, если не намного поколений, то на десятки лет.

Я бы сказал, что мы имеем минимум 4 черты, которые отличают нас от восточного соседа - свобода, достоинство, десакрализированая власть и уважение к культуре меньших по численности народов.

Майдан и власть

Вопрос не в том, чтобы наказать кого-то за расстрелы на Майдане. Это так, потому что в юридический способ доказать уже ничего невозможно, все доказательства уничтожены, как доложил нам генерал Москаль, который возглавлял соответствующую следственную парламентскую комиссию.

Вопрос в том, что мы все готовы заплатить как общество, как гражданский сектор за то, чтобы это никогда не повторилось? Мы должны быть сознательны того, что это требует жертв от каждого. Если мы сделаем жертву мирную, то у нас не будет жертв крови.

Мы являемся свидетелями очень медленной трансформации в правильном направлении, потому что нельзя перескочить пропасть за один раз. Не могут крестьяне, дети чекистских и компартийных начальников построить демократическое государство, удобную для жизни человека, потому что не видят в этом человеке.

ЧИТАЙТЕ: Ветеран УПА: если бы не оккупация поляками, то львовян бы стерли с лица земли

Они используют государство и формальные демократические механизмы для того, чтобы удовлетворить свое жлобство, свою интеллектуальную и духовную нищету и свое нищенство. Надо понимать, что все дети рождены в Советском Союзе - это дети беды, дети территории, о которой Тимоти Снайдер говорил, как опасной для жизни в XX веке.

В обществе существует колоссальный запрос на изменения. Речь идет о активную часть общества, а не "вату". Средний класс, который образовался, молодая генерация, они не смирятся с тем, чтобы стало слишком поздно. Они демонстрируют это каждый день, в частности жертвуя кровью и жизнью. В этом смысле я исторический оптимист.

Ярослав Назар, Школа журналистики УКУ