Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Не свои и не чужие

Олена Марченко
Не свои и не чужие
Фото: Алена Марченко
Молдова – страна парадоксов. Она взяла курс на сотрудничество с Европейским Союзом в 2006 году, когда при власти была Партия коммунистов. Имеет безвизовый режим и зону свободной торговли с ЕС, но снова и снова тянется в Москву. Здесь живет около трехсот тысяч украинцев – почти десять процентов населения страны и самая многочисленная этническая группа после молдаван. И, как нас сразу предупредили, наиболее пророссийская – даже больше россиян.

Страх перед Майданом

– Раньше украинцев в Молдове никто не замечал. Но Майдан и последующие события на Донбассе все перевернули, – рассказывает Дмитрий Лекарцев. Его украинская речь идеальная. Говорит, что любовь к языкам у него от мамы, учительницы украинского языка и литературы. Десять лет назад Дмитрий основал и возглавил Ассоциацию украинской молодежи Молдовы «Злагода».

За это время удалось сплотить около трех десятков активистов с проукраинской и проевропейской позицией. «Злагода организовала Марш вышиванок 21 мая в Кишиневе, когда несколько десятков молдавских украинцев прошли по центру города в национальном наряде.

– В некоторых местных возникло впечатление, что в Молдове Майдан начался. Здесь никогда такого не было, чтобы с украинскими флагами кто-то ходил, – с улыбкой вспоминает Дмитрий. Но проукраинским активистам было не до смеха, когда они почувствовали на себе негативное отношение общества, подогретое политическими спекуляциями: – В нашу сторону начало звучать «фашисты», «бандеры». Некоторым вредили автомобили, на которых были наклейки с украинским национальным орнаментом.


Дмитрий Лєкарцев. Фото: Елена Марченко

Украинофобия, говорит он, не настолько массовая, чтобы обращать на нее внимание. Но бытовые ссоры являются обычным явлением.

С неприязнью со стороны сограждан пришлось столкнуться и молдавской журналистке Ольге, которая помогает украинской армии. Свою фамилию Ольга называть не хочет. Рожденная в Кишиневе, она прожила в Украине только три года, но с детства считала себя украинкой.

– Моя мама молдаванка, а отец украинец. Когда он говорил, что я наполовину молдаванка, я спорила, его это очень злило, – Ольга говорит на русском, потому что стесняется своего украинского. Говорит, владеет родным языком не идеально.

Она помогает всем, кто в этом нуждается – детям в детских домах, пожилым людям. «Семь лет назад впервые поехала в детский дом. Тогда решила, что всегда буду помогать всем, кому смогу. Иногда отдавала все свои вещи и даже дома не было в чем ходить. Но я четко знаю: я смогу жить хорошо и быть счастливой в любой момент. А кто-то может не успеть», – рассказывает девушка. Когда Россия оккупировала Крым, она начала общаться с украинскими военными, которые находились в окружении на полуострове.

– Я увидела по телевизору репортаж о событиях в Крыму. Нашла в социальных сетях кого-то из наших морских пехотинцев и спросила: «чем надо помочь?». Так завязалось общение.

Теперь Ольга тесно сотрудничает с украинскими волонтерами: ищет средства, передает на Донбасс еду и форму. Может часами общаться с военными в социальных сетях, называет их не иначе как «мои ребята». По ее словам, граждане Молдовы, в том числе этнические украинцы, относятся к помощи украинской армии в лучшем случае безразлично, в худшем – открыто осуждают.

– Я – патриотка. Там, на Востоке, такие же украинцы, как я. Так сложилось, что они оказались там. Они этого не хотели, но должны идти защищать Родину. Я лучше потрачу время на разговоры со своими ребятами, чем буду кому-то здесь, в Молдове, доказывать, есть российская армия на Донбассе или нет, – говорит Ольга.

«Выбор предков»

– Вы довольны тем, что натворили? Что вы бомбите свои города? Что у вас экономика рухнула? –спрашивает другой этнический украинец. Его зовут Александр Нестеровский, и он депутат молдавского парламента от русофильской Партии социалистов. Мы встретились в офисе этой партии в городе Бельцы на севере Молдовы.

Нестеровский говорит на русском. Он родился в Молдове, но в Украине много родственников и говорит, что информацию о происходящих там событиях получает из первых уст.

– Не дай Бог, чтобы у нас было так, как на Украине. У нас, в Молдове, все нормально, все хорошо, спокойно, мирно. А у вас... Я Украину считал чуть ли не своей Родиной. Но то, что произошло в Одессе 2 мая в прошлом году, для меня было просто шоком.

Этнических украинцев с такими взглядами в Бельцах много. Чаще всего на улицах города слышен русский, и до недавнего времени местные жители голосовали за коммунистов и социалистов. Предыдущий мэр (примар) Василий Панчук, который десять лет руководил городом, был членом Партии коммунистов.


Такие наклейки имеют автомобили на улицах Молдовы. Фото: Елена Марченко

Такие настроения Нестеровский связывает с тем, что жители Бельц не хотят объединения Молдовы с Румынией. Он подчеркивает, что тесная связь с Россией для страны является «выбором предков». Но об объединении с Россией речь не идет: партию социалистов депутат называет «промолдавской».

И россияне, и украинцы Бельц солидарны в своем неприятии политики румынизации, отмечает редактор украинской газеты «Родное слово» Степан Лядрик. Этот невысокий седой мужчина родом из Львовской области, и уже более тридцати лет живет в Молдове. Чего переехал – не говорит, лишь философски констатирует: «Жизнь дала трещину и я в нее попал». В Бельцах господин Лядрик принимает активное участие в деятельности Союза украинцев Молдовы «Заповит», что расположился в Украинском доме. Помещение община выкупила и отремонтировала за свой счет. Одна из комнат стилизована под украинскую светлицу. Здесь царит культ Шевченко: на книжных полках – полное собрание его сочинений, на стенах рушники с вышитым текстом «Завещания», правда, подвергается цензуре – без строфы о Боге.


Фото: Елена Марченко

В сквере возле Украинского дома в начале 2000-х установили памятник Кобзарю работы скульптора Ивана Самотоса. На постаменте – цитата из поэта:

Всем нам вместе на земле

Единомыслие подай

И братолюбие пошли...

В 2012-м году сторонники объединения с Румынией проводили в Бельцах акцию; тогда все закончилось столкновениями между унионистами и местными жителями.

– Основное действо происходило здесь, в сквере. Я боялся, чтобы мне с Шевченко чего-то не сделали, – вспоминает Лядрик и рассказывает, что в конце местные изгнали из города агрессивных унионистов.

Национальные меньшинства оказывают сопротивление румынизации, потому что боятся раствориться в чужой культурной среде, считает двадцатипятилетняя Мария Михаэла Попеску. Темноволосая энергичная девушка родилась в Черновцах, ее папа украинец, а мама еврейка, что долго прожила в Румынии. После развода родителей Михаэла осталась с мамой и получила в Румынии юридическое образование.

– Меня воспитывали по-молдавски, но в семье всегда называли хохлушкой, – рассказывает она. – Это из-за того, что поведением я больше похожа на украинку, чем на молдаванку.

Михаэла не видит разницы между молдаванами и румынами, но признает, что к объединению страны не готова.

– Если бы меня года три-четыре назад, когда я училась в Румынии, кто-то спросил, должны ли наши страны объединиться, я, несомненно, ответила бы утвердительно. И уже в Молдове я увидела, что здесь много национальных меньшинств: украинцы, русские, болгары. Они не найдут себя в Румынии, – поэтому, по мнению девушки, Румыния с Молдовой должны оставаться партнерами, но не более.

Кто виноват и что делать

Страх перед Европой и стремление искать защиты в России возникают в молдавских украинцев не на пустом месте. Большинство получает информацию из сми, пропагандирующих кремлевские идеи, констатирует Степан Лядрик. Под влиянием российских СМИ сформировались и представления местных украинцев о майдане.

– В этом сквере мы делали большую панихиду по Небесной сотне. А когда в Одессе произошли события 2 мая, наш дом обклеили всякими плакатами... Боялись, что что-то может произойти. Потом и по погибшим в Одессе сделали панихиду, но уже в церкви.


В Украинском доме в Кишиневе. Фото: Елена Марченко

Господин Лядрик собственными силами издает газету «Родное слово». Ранее издание распространялось бесплатно, но теперь на печать не хватает средств, поэтому читать газету уже год можно только онлайн. Эта газета, отмечает редактор, является единственным непредвзятым источником информации о событиях в Украине, доступным в Бельцах.

– Люди просто не имеют альтернативы. А кого-то в чем-то убеждать нет смысла. Вы сами видели результаты выборов, – добавляет господин Степан, намекая на результаты местных выборов 14 июня. Три четверти избирателей Бельц избрали примаром бизнесмена Ренато Усатого, который имеет политические и бизнес-связи с Россией.

Отчасти в пророссийской ориентации большинства молдавских украинцев виновата украинская власть, которая не уделяет достаточного внимания работе с диаспорой, считает Дмитрий Лекарцев:

– Как можно не обращать внимания на триста тысяч украинцев? Не укреплять связи с ними, не делать ничего для того, чтобы эти люди чувствовали себя украинцами? Российская пропаганда очень сильная, «русский мир» здесь проникает в мозг детей еще со школы. А украинцы здесь не свои и не чужие, не понятно, кто. Уже сейчас в Молдове вырастает поколение украинцев, которые забыли свой язык.

Он считает, что Украина должна по-новому работать с диаспорой: искать среди украинской общины лидеров, готовых работать над восстановлением связей с исторической родиной, и создавать источники альтернативной информации о событиях в Украине.

– Хуже, чем есть сейчас, быть не может, – говорит Дмитрий. – Сейчас мы все должны приложить усилия, чтобы изменить ситуацию. Хотя бы потихоньку, шаг за шагом, пока мы не достигли предела, за которым будет уже поздно.

Елена Марченко, Молдова. Специально для iPress.ua