Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

New cave media: как украинские журналисты создают контент будущего

Анастасія Лукашевська
New cave media: как украинские журналисты создают контент будущего
Фото:New Cave Media
Виртуальная реальность - это уже давно не фантастика, быстрыми темпами она становится частью нашей жизни. 360 видео открывают новые горизонты! Никогда не были в Антрактиде, давно мечтали полетать на воздушном шаре, хотите панорамный репортаж с эффектом присутствия? Пожалуйста - просто наденьте VR очки!

Учредителями компании New cave media являются Сергей Полежака и Алексей Фурман, которые занимаются непосредственно разработкой и созданием 360 сферического иммерсионного видео. Сергей и Алексей в прошлом фотожурналисты. Теперь они создают новый для украинского медиарынка продукт - сферические видео. Говорят, что будущее журналистики именно за этим!

Оба учились за рубежом. Сергей в Дании, Датской школе фотожурналистики, Алексей - в Миссури. Вернулись в Украину и решили не продолжать заниматься классической фотожурналистикой, изменили вектор, набрали команду и начали  New cave media.

Как вы начинали свой проект. Это был грант?

Да, был грант, он касался арктического проекта. Нам хватило на наши первые камеры, на GoPro, крепления для семи камер и на само путешествие. Этого было достаточно для того, чтобы сделать MVP - minimum viable product. Мы съездили в Арктику, смонтировали первые видео, для того чтобы показать другим брендам и СМИ, что мы можем, как это выглядит и что это вообще такое. Оттуда уже начали двигаться более или менее своими силами. Арктику сейчас заканчиваем, она у нас пошла несколько иным путем, это будет - application. Не просто видео, а программа, приложение для телефона в котором можно будет перемещаться, включать / запускать дополнительные слои с инфографикой, но по инвестициям - да, это был грант на одно путешествие, в котором мы смогли сделать образец того, чем занимаемся.

Целевая аудитория таких видео довольно узкая. Как Вы планируете продавать свой контент?

Наши журналистские истории - это то, что мы любим, наше прошлое. Но деньги конечно, лежат не в журналистике, а в рекламе, в продуктах для брендов, даже рекламой это уже трудно назвать. Это уже digital, ворнативна реклама. Зарабатываем мы работая с брендами, а можем экспериментировать, создавать что-то новое, интересное в журналистике. Сейчас мы комбинируем и будем в дальнейшем комбинировать работу с брендами и медийные истории. Держать их в таком балансе. Из интересных брендовых штук сейчас у нас Калифорния. Ждем пока закончится эмбарго, полгода назад мы создали историю для производителей солнечных панелей, не совсем панелей, а таких металлических конструкций. Так вот, им надо было 360 видео для того, чтобы показывать его на своей профильной выставке в Абу-Даби и не тянуть за собой весь тот металл. Они показывали своим партнерам, клиентам сняты нами видео 360 в очках. И вот очень интересная вещь, о которой мы не подумали когда делали проект - коммерческая тайна. Если мы не выкладываем видео на YouTube, то те люди, которые его уже посмотрели, например конкуренты на выставке, они не могут ничего записать. Все исчезает после того, как они сняли очки. На Калифорнию у нас эмбарго и я очень надеюсь, что скоро нам дадут разрешение, чтобы изложить нашу коммерческую историю для бренда в YouTube.

Журналистские истории, которые мы делали - другие, особенные. Вышла на "Радио Свобода" история о Романе Кисляка и буквально еще три в течение последнего месяца будут опубликованы, две из них - на "Радио Свобода", одна на Украинской Правде - "Строим Украину вместе".

История о Романе Кисляка.

Вы считаете, что за этим будущее украинской журналистики?

Это один из видов того же будущего. Ящо мы говорим о журналистике, то вот эта журналистика доверия, когда мы погрузим читателя, чтобы он пережил события, то да, за этим будущее. И рядом с VR еще находится АR. VR - виртуальная реальность, АR - дополненная реальность. Там также большой потенциал, мы сегодня о ней даже не начинали говорить, их часто объединяют, это подобные технологии по новизна, но они достаточно разные. АR - попросту говоря, это когда мы приводим телефон на что-то и телефон понимает, что он видит и отражает какой-то дополнительный слой и видоизмененную реальность, но то, что он видит через свою камеру. Виртуальная реальность - то, что делаем мы - это полностью воссоздана реальность, отстроенный заново мир. Вот эти две вещи очень интересные! Даже те студии, которые делают материалы для New York Times, они также экспериментируют. Трудно сказать, посмотрим, что нам "подвинет" Apple.

Конкуренты на украинском рынке у вас есть?

Есть, но это всего лишь первые шаги в новую технологию, поэтому это скорее наоборот. Ну вот, допустим что-то случится посреди ночи, будет какое-то срочный вопрос в продакшене, то обращусь к ним обязательно.

То есть, вы скорее коллеги.

У всех свои идеи, свое видение аудитории, рынка, свои бизнес-модели. В общем я начислят десяток компаний энтузиастов. Там есть интересная штука, компании, писали видео для компьютерных игр, для них по сути безразлично для чего писать этот код. Для чего им создавать трехмерные 3D миры - для игры на компьютере или для VR. По сути разница, но по факту очень невелика. То есть, им создавать материалы, которые могут быть применены в шлемах довольно просто.

Насколько видео 360 сложно и дорогостоящей технически? Я так понимаю, вы за собственные средства функционируете сейчас.

У нас есть четыре кофаундеры. Технически очень дорогая профессиональная камера, которая позволяет снимать 360 высокого качества. Мы используем GoPro, но в будущем будем покупать что-то другое, новое. Есть варианты, где можно было бы просматривать видео в режиме реального времени. Остальная техника, Nikon, Samsung - это довольно дешево. А вот для монтажа такого видео - нужен достаточно мощный компьютер, если мы монтируем видео снятое на телефон, то его можно монтировать на простеньком макбуци. 360 видео должно быть 4-КА и это означает, что должна быть мощная видеокарта. Надо быть уверенным, что мы приедем домой и сможем сшить все наши семь GoPro, которые смотрят в разные стороны. То есть всю эту мощь компьютера надо запихнуть еще и в ноутбук, как следствие, планка цены поднимается. Мощные камеры + мощные компьютеры - вот цена таких видео.

Звук. Как осуществляется его запись? В 3 формате?

Это достаточно непросто. Ну в принципе, для журналистских историй, для простых видео - не обязательно делать так называемый бинауральный звук, потому что, скорее всего, такие видео будут просматривать или в кардбордах, масках низкого качества, поэтому нет смысла вкладывать время и деньги на монтаже для того чтобы воспроизвести 3D объемный звук. То есть реально, там достаточно звука того, что записывают сами камеры, причем Nikon удивительно, неплохой звук записывает, насколько это возможно для маленькой камеры. Это можно решить с помощью петлиц, которые мы используем в интервью, они маленькие их можно закреплять на тех штативах, на которых стоят сами камеры, они будут достаточно малыми в кадре.

Как обычно вы представляете свой проект? На подобных форумах?

Если это компания, или бренды, которые уже имеют свои маски / шлемы - можно давать просто файл, но это если мы точно знаем, что люди его откроют именно таким образом как надо. А если это на такую ​​широкую аудиторию, ну я действительно думаю, что это первый раз, когда мы стоим показываем просто обычным людям. То есть обычно это интересно просто брендам, мы встречаемся три-пять человек и показываем в индивидуальном порядке. Поэтому, мне кажется, что это довольно интересный экспириенс, быть здесь. Чтобы скачать видео, я многим устанавливаю на телефон ютуб приложение - кардборд и я вижу, что это впервые. То есть, раньше они с этим не встречались, не пересматривали подобные видео. 

Какие у вас амбиции, что планируете дальше?

Если с прагматической точки зрения - полный переход от 360 видео в виртуальной реальности в полной мере, для того, чтобы наши проекты полностью включали в себя виртуальные миры в которых можно ходить. Ну это зависит, конечно еще и от аудитории, которая будет смотреть наши проекты. И главное - крепко стать на ноги в АR в дополненной реальности, потому что там действительно очень интересно. По эмоциональной составляющей - стать лидером VR 360 сторитейлингу и помочь установлению какого комьюнити, потому что не только мы, будь человек может взять такую ​​камеру и снимать 360 видео. То есть, способствовать появлению такого комьюнити в нашем государстве - вот, что было бы интересно. Я думаю, это начало, мы уже начали это делать, уже рассказываем людям как это делать, это очень легко. Попробуйте!