Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Новая избирательная система: как это работает

Новая избирательная система: как это работает
Фото: Андрей Поликовский / iPress.ua
Как разобраться в механизме, по которому Украина будет выбирать депутатов местных советов и городских голов 25 октября.

Мало кто из избирателей понимает систему, по которой 25 октября будут избирать депутатов местных советов и городских голов. Если сельские и поселковые советы будут избирать по привычной системе, то районные, областные и городские органы местного самоуправления будут формироваться по совершенно новому принципу. По словам эксперта по избирательному законодательству Оксаны Дащакивской, такой "пропорциональной с элементами мажоритарной" системы нет ни в одной стране мира. С помощью эксперта попробуем разобраться в главных новациях и выяснить, как будут голосовать и считать.

 

Выборы мэров в два тура

В городах с населением, большим 90 тысяч человек (а таких у нас около сорока), претендент на должность мэра должен набрать более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чтобы возглавить место. Если это не удалось с первого раза, два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов, переходят во второй тур, в котором побеждает тот, кто наберет больше всего. Эта система аналогична той, по которой выбирают президента Украины.

 

Новая система выборов местных депутатов

Она пропорциональна, но имеет некоторые особенности. Избиратель выбирает партии в городские, районные и областные советы, но его голос уплывает на избирательный список той партии, за которую он отдал голос.

Субъектом этих выборов являются лишь политические партии, а не кандидаты-мажоритарщики, поэтому избиратель получит только один бюллетень для каждого совета, а не два, как было раньше. В каждой графе бюллетеня будет такая информация:

 

• Название партии, что выдвигается в совет;

• Имя лидера избирательного списка, который возглавит фракцию партии в случае ее успеха на выборах

• Имя кандидата, который представляет эту партию в округе.

 

Правда, если партия не нашла представителя для вашего округа, в ее графе будет фигурировать только название этой партии без имени кандидата.

Итак, будет происходить два типа соревнований. Первое - соревнование между партиями.

Чтобы пройти в городской, областной или районный совет, партия должна преодолеть пятипроцентный барьер по сумме голосования всех округов, то есть всего города, области или района. Деление на округа здесь не имеет значения: голоса за партию будут просто добавляться без учета того, с какого округа они поступили. По этому принципу происходит пропорциональная часть выборов в Верховную Раду Украины.

Поэтому в первую очередь мы отдаем голос именно за партию, если хотим видеть ее в новом совете.

Второе - соревнование между кандидатами в пределах избирательного списка партии.

Это соревнование является вторичным. Оно не актуально для партий, которые не проходят в совет.

Главным недостатком старой пропорциональной системы, по которой мы выбирали Верховную Раду 2006 и 2007 годов, называли закрытость списков. Лидер партии в закрытом кабинете определял, кто именно займет проходное место в списке, а кто нет. Теперь на состав будущей фракции, хотя и косвенно, будут влиять избиратели.

Если партия по общим результатам голосования преодолела пятипроцентный барьер, она формирует фракцию в новоизбранном совете. Количество депутатов в ней определяется двумя формулами:

1. Общее количество действительных голосов (не испорченных бюллетеней) делится на количество мест в совете: получается так называемая избирательная квота - "стоимость" одного места в совете.

2. Количество голосов, набранных партией, делится на избирательную квоту. Получается количество мест во фракции.

Следовательно, чем больше процентов наберет партия, тем больше депутатов она будет иметь в совете.

Председателем фракции становится лидер избирательного списка, указанный в бюллетене возле названия каждой партии. Он единственный гарантированно становится депутатом, если партия прошла. Следующие же будут определяться по рейтинговому принципу, и здесь играет свою роль распределение депутатов по округам.

Чем больше процентов партия набрала в округе, где имела своего представителя в бюллетене, тем выше место этот кандидат займет во внутреннем рейтинге. Если в округе не было представителя, на распределение мест во фракции результат выборов в нем не влияет. Самые успешные во внутреннем партийном рейтинге заполнят остальные вакантные места во фракции после своего лидера. Следовательно, чем больше голосов наберет партия на округе, то больше шансов, что кандидат, представлявший партию на этом округе, станет депутатом.

 

Эта система не гарантирует, что каждый округ обязательно будет иметь своего депутата в совете.

К тому же, в этой системе нет принципа, когда кандидат является закрепленным за округом и отвечает за него. Имя кандидата указано в бюллетене только для определения его шансов пройти во фракцию, величина которой формируется по процентному принципу.

Поэтому может случиться такое, что ни один из кандидатов, фамилии которых вы видели в своем бюллетене, не станет депутатом - даже тот, который наберет больше всего голосов. Это произойдет в случае, если представители его партии с других округов собрали больше процентов для своей партии, чем он.

Или наоборот: депутатами станут сразу двое из вашего бюллетеня. Может случиться и конфуз: якобы "победитель" округа не станет депутатом, а представитель партии, которая заняла в округе второе или третье место, получит мандат. Все зависит не от успеха кандидата в округе, а именно от его позиции во внутрипартийном рейтинге. 

Главное - понять, что вы голосуете прежде всего именно за партию, в то же время косвенно влияя на то, кто именно будет представлять ее в совете. Голоса же, отданные за аутсайдеров, фактически будут распределяться между победителями. 
 

Роман Мельник