Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Паралимпийский чемпион Виктор Дидух: Не каждый может стать чемпионом, но каждый может попробовать

Михайло Гема
Паралимпийский чемпион Виктор Дидух: Не каждый может стать чемпионом, но каждый может попробовать
Виктор Дидух: Фото: facebook.com/viktor.didukh
В рамках проекта "iGeneration - поколение, что умножает", iPress.ua пообщался с Виктором Дидухом - уроженцем Ровенской области, чемпионом Летних Паралимпийских игр и мастером спорта Украины международного класса.

Когда и почему ты потерял ногу?

Проблема у меня возникла в 2009 году, когда я обнаружил нарезы на ноге. Как впоследствии оказалось, это была хондросаркома. Таким образом, уже 30 сентября 2010 я обратился к врачам, которые обнаружили у меня опухоль. 7 октября мне сделали первую операцию, вырезав опухоль, которая весила около полукилограмма. После этого, примерно каждые полгода мне делали другие операции. Следовательно, в течение двух лет я перенес пять операций. Ампутировали мне ногу 27 ноября 2012.

Справка: Хондросаркома - злокачественная опухоль кости. Наблюдается преимущественно в среднем и пожилом возрасте, причем у мужчин в два раза чаще, чем у женщин. Может возникать в любой кости (будь то длинная трубчатая, плоская или короткая), развивается из хряща путем энхондрального окостенения. Чаще всего локализуется в костях таза, плечевого пояса и ребрах, реже в конечностях и позвоночнике. Нередко поражает проксимальные концы бедренной и плечевой кости.

Не боялся ли ты, что через операцию придется завершить с теннисом?

На тот момент особо и выбора не было, поскольку это все же раковая опухоль. В 2007 году у меня от рака умерла мама ... Когда у меня обнаружили опухоль, то я даже не думал о теннисе, буду заниматься или нет. Пришлось лечиться!

Когда мне впервые сделали операцию, то приблизительно через месяц я снова занимался. То есть я не был прикован к постели, а мог свободно передвигаться. Через семь месяцев произошел рецидив, поэтому снова пришлось делать операцию. Операции продолжались до ампутации ноги. Когда происходило последнее хирургическое вмешательство, то я стопой уже не двигал.

После ампутации я полностью исключал мнение, что завершу теннисную карьеру. На тот момент бывали мысли, что могу умереть от болезни, но то, что завершу с теннисом - нет. Я точно не собирался заканчивать карьеру!

Как началась твоя теннисная история?

Настольным теннисом я занимаюсь с пяти лет, поскольку моя семья спортивная. Когда папа построил двухэтажный дом, на первом этаже которой был спортивный зал. Его размер составлял примерно 8х5 метров. Там поставили теннисный стол, где я и начал заниматься. Сначала я не сильно хотел, возможно, потому что мне было всего пять лет. 

Что самое смешное, как раз в шесть лет я хотел закончить с теннисом. В пять начал, а в шесть хотел завершить, потому что что-то у меня тогда не получалось (смеется). Полюбить теннис мне помогли призовые. В то время мы жили немного бедно, а если ты играл в теннис, то имел хоть что-то. Все больше я видел профессиональных игроков, как они одеты, что они едят ... Меня не интересовала исключительно материальная сторона, а то, что можно было прожить, потому что это моя работа.

Таким образом, с детства отец начал со мной заниматься теннисом и можно сказать, привил любовь к спорту. Когда был в шестом классе, то поехал в столицу в Киевский спортивный интернат, где тренировался дважды в день. Свой первый контракт я имел где-то в 16 лет и зарабатывал 200 долларов, что было очень серьезно. На самом деле можно начинать зарабатывать и в 14 или 15. Но в том возрасте я был слишком слаб.

Какими были твои дела с теннисом до операции и или сразу ты решил возвращаться?

До операции я играл за Национальную сборную команду Украины. Именно перед появлением опухоли я приехал с чемпионата Европы. Конечно, после ампутации я хотел возвращаться в спорт. Я знал о существовании Инваспорта (школа для людей с физическими недостатками: легкая атлетика, настольный теннис, шахматы, гол-бол, пауэрлифтинг, плавание, шахматы, фехтование на колясках, стрельба из лука на колясках, - ред), тем более, что даже сегодня я выступаю и среди здоровых теннисистов. В мировом рейтинге еще удерживаю 17 позицию среди здоровых спортсменов. Соответственно некий уровень сохраняю. После ампутации ноги я все равно знал, что свяжу жизнь с настольным теннисом, потому что это моя работа. Думал о том, что можно стать тем же тренером.

На какие группы разделяют людей с инвалидностью в настольном теннисе?

Я выступаю в восьмой группе классификации, где легкие формы ДЦП, или люди, у которых ампутированы ноги выше колена. То есть это восьмой класс из десяти существующих. Получается, что пять групп людей с инвалидностью, которые соревнуются на колясках, и пять стоячих. Соответственно шестой класс - это стоячие, которые еле ходят, а десятый класс - это почти здоровые, у которых, например, просто нет двух пальцев.

Украину нельзя назвать теннисной государством, в чем феномен стольких побед?

Например, я пришел из здоровых и скорость игры, реакция и понимание у меня остались. С протезом я вынужден был приспосабливался по-другому двигаться, но само видение игры не изменилось. Вместе с тем, у нас хорошо выстроена система Инваспорта. Спортсмены имеют хорошие призовые, замечательное обеспечение и учебно-тренировочный процесс. Все настолько устроено, что полностью способствует положительному результату. Система продумана начиная от Сушкевича Валерия Михайловича, который является президентом паралимпийского комитета, и до самих спортсменов. Последние крайне мотивированы, ведь имеют отличные условия, что в свою очередь дает высокий результат.

Ты намекаешь, что паралимпийская система хороша?

Безусловно, я считаю, что вся паралимпийская система в Украине организована очень хорошо. Тот же Сушкевич "выбивает" деньги на финансирование, он создает базы. Да и сами украинские спортсмены имеют хорошие премиальные, так мотивированы заниматься. Например, я знал, что после операции буду выступать среди людей с инвалидностью, поскольку нужно зарабатывать деньги, кормить семью.

Можно сказать, что представление, что в Украине плохие спортзалы это стереотип?

В обществе всегда будет какая-то группа людей довольна, а другая нет. Если кто-то говорит, что в Украине нет спортзалов, то они, наверное, сравнивают с США. Но, если сравнить с Эфиопией, где за рождение ребенка дают попить, а не деньги ... Надо правильно сравнивать.

Украинские паралимпийцы получают очень много наград, но на улице мало людей с инвалидностью. В чем проблема?

В общем города в Украине неадаптированы для людей с инвалидностью. Например, тот же Киев и Львов неадаптированы для того, чтобы люди с инвалидностью могли легко передвигаться. Можно сказать, что они действительно ограничены в движении. Даже если проводить для спортсменов учебно-тренировочные сборы, то в Киеве, или Львове это трудно организовать. Нужен специальный отель, спортзал и удобный общественный транспорт. Еще примерно 80% людей с инвалидностью не выезжает из своих домов, потому что они борются с депрессией, или что-то подобное.

Но проблему решают постепенно, не так ли?

Конечно, сейчас эту проблему уже решают, и это действительно заметный прогресс. Есть много государственных программ и людей, которые сами к тому приходят. Например, теперь, чтобы построить новое здание, или дом, для того, чтобы принять акт выполненных работ должно быть вписано наличие пандуса, или заезд для человека с инвалидностью. Я не вникал, но оно таким образом работает. Многое уже вводится в законодательные норы, очень хорошо. Ну и плюс каждый заботится о своей репутации. Любой бизнесмен, который открывает аптеку, сделает какой бы то ни было пандус, чтобы на него не наговаривали ... Раньше съездить за покупками было сложно, но из-за появления торговых центров все стало немного проще. Все идет к лучшему!

Не мешает тебе твоя инвалидность?

Вообще не мешает! Можно сказать, что я стал больше зарабатывать, люди больше идут на встречу. К примеру, я строю за свои средства спортивный зал, возможно, не все нормы или стандарты соблюдены в идеале, но я его строю и туда будут приезжать люди тренироваться ... Ну, кто будет инвалида "двигать"? Или, чиновник "натравит" налоговую, чтобы прикрыли деятельность человека с инвалидностью? И люди много помогают. Например, нужно починить крышу и бригада, которая обычно берет определенную сумму за это, может помочь за пиво ... (смеется) или покупаю цемент, который стоит 120 грн, а мне могут продать по закупочной цене - 105. Много таких приятных нюансов.

Ты не считаешь, что наше общество преувеличивает с толерантностью? Например, на законодательном уровне теперь нужно говорить "человек с инвалидностью".

Я в эти разговоры не вникаю. Для меня, что инвалид, человек с инвалидностью. У меня ампутирована нога, но все вещи я делаю сам. Например, я на строительстве цемент гружу. Я не в коляске и не имею сложной формы инвалидности, которая бы действительно мешала передвигаться, как некоторым.

Сейчас вникать, или я инвалид, или я человек с инвалидностью - это мелочи. Есть гораздо более важные вещи. Я строю спортзал, строю базу, я в академии настольного тенниса и постоянно играю, поэтому мне как-то все равно, как ко мне относятся люди. Тем более, что все знают, что я без ноги.

Не возникали у тебя ситуации, когда нарушались твои права из-за того, что ты человек с инвалидностью?

Бывали случаи. Как известно, в Украине есть турниры на ставках. Букмекереские конторы проводят соревнования и можно выиграть приз. Меня не допускают ... Они считают, что упадет интерес к турниру и игроки будут меньше ставить. Но это частная контора, поэтому они имеют право.

Ты также выступаешь в настольном теннисе за словацкий клуб, можешь рассказать поподробнее?

Турниры по настольному теннису такие же, как в футболе, но зарплаты у нас меньше (смеется). Так же есть национальные первенства. Например, есть спонсор, который хочет занять первое место и он покупает себе игроков, чтобы достичь этого ... Обычно в команде 3-4 теннисиста. В Украине команды играют три на три. В Словакии я представляю команду "Глоговец" и мы соревнуемся четыре против четырех. Хотя моя команда достаточно скромная и мы играем не в сильнейшей лиге, однако стремимся высшего. В Украине я не играют, потому что за границей больше платят.

Какие топ-команды в настольном теннисе?

Очень сильные немецкие команды, французские. Всего в каждой стране есть сильные представители. В России очень сильные клубы, потому что они купили сильных теннисистов. Не самое россияне сильные, а их команды, состоящие из легионеров. У них сильный клуб "Газпром", который купил китайских теннисистов и выиграл Лигу чемпионов.

Как было на Паралимпийских играх?

Было довольно трудно. Живешь там 20 дней, пока ждешь свою игру ... Проиграть можно за 15 мин и закончилась твоя Паралимпиада. Не сильно бы мне хотелось ее еще раз играть. Напряжение, плохо спишь, плохо ешь ... Но собираюсь ехать на следующие игры и буду играть пока буду стоять на ногах.

На игры в 2016 году я ехал в статусе фаворита, потому что был и являьсь первым в мировом рейтинге среди теннисистов с инвалидностью. Уже пять лет удерживаю позицию. Каждый соперник меня по-особому настраивает. Если он проиграет, то ничего страшного, но если я уступлю - это сенсация.

Ты Роджер Федерер настольного тенниса?

Да, да (улыбается).

Как ты справляешься с нервозностью в такие ответственные моменты?

Сейчас я уже давно не нервничаю, потому что на матч выхожу в тысячный раз ... Не все соревнования важны, не выиграешь - ничего страшного. На Паралимпиаде большая ответственность, но я все равно не нервничал ... Не могу это объяснить.

Достаточно часто украинцы предвзято относятся к спортсменам из России, как ты это прокомментируешь?

Спортсмены все абсолютно нормальные люди и между нами нет никакой вражды. Они же не виноваты в войне. Люди, которые занимаются спортом, не брали автоматы в руки и не принимали какие-то решения.

Украинцы ездят на соревнования в России?

Ездят, спокойно, никаких проблем. Я был в России. Это моя работа. Двадцать лет знал тех людей ... Мне теперь с ними не общаться, что ли? Конечно, война и люди погибают это плохо. Но и крайние националисты мне не сильно импонируют. Каждый обливать грязью, кто поехал в Россию работать, нет смысла. Лучше свою экономику поднимать, то создавать, работать. В Украине здесь так же достаточно своих коррупционеров и воров.

Расскажи о своем проекте по строительству спортивной базы

Я строю спорткомплекс в Бугском районе, село Мармузовичив, где спортсмены будут жить, питаться и тренироваться. Также можно будет проходить реабилитацию. Комплекс находится еще на стадии строительства. Думаю, что зал будет готов в апреле-мае 2018 года. Раздевалке же доработаем где летом. Доступ будет для всех, почему кому-то отказывать?

Многие спрашивают, зачем ты это делаешь? Дескать, кто к тебе приедет? На базе, которую я строю, можно увидеть, что человек на коляске будет чувствовать себя, как рыба в воде. То есть на базе доступное проживание, питание, тренировки. Раздевалки, туалеты и комнаты построены без порогов. В таких помещениях удобно передвигаться.

Можно сказать, что это мой бизнес, ведь я вкладываю свои деньги. Сам зал не приносит деньги, потому что его надо отапливать, убирать, словом ухаживать. Я не государственная структура, которая просто получает деньги. Поэтому планирую выручать деньги из отеля и вкладывать их.

В идеале я хочу создать такой спорт-интернат, как тот, в котором я учился в Киеве. Впоследствии займусь созданием своей команды. Но пока так далеко не забегаю. Хватает таких проблем, как утеплить, которая пол, какое выбрать освещение. Еще отнимает время зарабатывания денег на реализацию бизнеса. В дополнение всегда хочу проводить время с семьей.


Все фото: facebook.com/viktor.didukh

Что для тебя успех?

Успех чувствую тем, что благодаря тому, что стал паралимпийским чемпионом смог выкупить земельный участок, чтобы строить зал. Ну и немного открылись двери. Но работа сама по себе не делается и надо работать. Сейчас я могу хорошо оттолкнуться, чтобы что-то добиться. Спортзал легче построить паралимпийском чемпиону, чем человека с инвалидностью. Инвалидность помогла мне в том смысле, что люди откликнулись и продали мне ту территорию.

Можно быть паралимпийцев, а можно инвалидом. Но на самом деле это тот же человек. То есть, если инвалид в семье - то будто бремя, а как паралимпийский чемпион - то есть гордость семьи. А на самом деле это тот же человек и все зависит от нее. У нас есть много людей с инвалидностью о которых государство не заботится. Но в этой же стране есть паралимпийские чемпионы. То есть все зависит от выбора человека. Не каждый может им стать, но каждый может попробовать. У меня знакомые инвалиды имеют бизнес, крутятся ... Я считаю, что люди где-то сами себя ограничивают. Наверное, в большинстве случаев. 

 

На протяжении своей карьеры Виктор пять раз выиграл чемпионат Европы: трижды лично и два раза в команде. Также он становился чемпионом мира лично и выигрывал золото Паралимпиады 2016 года в команде. Своей первоочередной планом Виктор называет спортзал, который в ближайшее время смогут посетить все желающие. Также спортсмен мечтает, чтобы его ребенок играл в теннис, как он. По словам Виктора, он не жизненного правила, но "всегда старается принять наиболее оптимальное решение в какой-то проблеме, или просто ситуации".

Виктор Дидух - это пример простой и галантной человека, тяжелым трудом добывает себе имя. Большое количество наград действительно высокого качества ярко подчеркивает характер Виктора и его волю к победе. Паралимпийский чемпион своим примером доказывает, что, если стремиться, то можно достичь любых высот. Главное - это видеть цель и целенаправленно к ней идти, что и делает Виктор.

 

Статьи также частью спецпроекта "Журналистика толерантности", созданного Kyiv Post и неприбыльной организацией Media Development Foundation.Проект освещает проблемы и вызовы, с которыми приходится сталкиваться представителям сексуальных, национальных и других меньшинств в Украине.Проект стал возможным при поддержке американского народа через Государственную агентство международного развития Соединенных Штатов (USAID) и общественной организации "Internews". Содержание материалов не обязательно отражает точку зрения USAID, правительства США, Интерньюс и редакции.