Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Партии до сих пор пытаются использовать Майдан и обеспечить себе поддержку на выборах, - Андрей Хома

Партии до сих пор пытаются использовать Майдан и обеспечить себе поддержку на выборах, - Андрей Хома
Андрей Хома. Фото: Facebook
Андрей Хома, председатель координационного Совета Майдана - один из тех, кто остался на Майдане даже после президентских выборов. Он считает, что требования Майдана не выполнены. Вместе с единомышленниками он намерен добиваться выполнения всех требований Майдана уже не на баррикадах, а путем давления общественности на власть.

iPress.ua расспросил Андрея Хому о Майдане, его целях, жителях, средствах борьбы и о том, кто за ним стоит.

Какова целесообразность существования Майдана в том виде, каким он был? Все, кто хотел сделать что-то полезное для Украины, уже поехали воевать на Донбасс.

Я скажу сугубо свое мнение об этом. Сегодня изменить ситуацию в стране хочет каждый. Но у каждого есть свое предназначение и своя профессия. Военные - воюют, волонтеры - обеспечивают тыл, есть также общественные деятели. Сегодня цели Майдана не являются достигнутыми. Не изменены принципиальные вещи, касающиеся системы управления в государстве, не проведена люстрация, к ответственности не привлечено ни одного чиновника-коррупционера. Мы снова готовимся к парламентским выборам и не знаем будут ли изменены правила игры. Сегодня мы имеем угрозу, что в парламент снова попадут коррупционеры и олигархи. Поэтому мы должны работать над тем, чтобы исключить попадание таких людей во власть.

И как вы будете добиваться этого - снова на Майдан, на баррикады? Какие инструменты?

Исключительно через консолидацию общественных организаций, инициатив, усилиями общественных активистов. Мы сейчас открываем координационные советы в областных центрах. 17 августа открываем координационный совет в Черкассах. Мы приглашаем в него власть, бизнесменов и общественность, чтобы вместе определить стратегические направления развития региона. Приобщаем к этому экспертов из Ассоциации бизнес-тренеров Украины, ждем приезда экспертов из США. Это люди, которые консультируют бизнес-корпорации. Таким образом можно будет желание бизнеса и попытки власти консолидировать. Чтобы мы боролись не только протестными акциями, но и конструктивными предложениями и требованиями, которые бы касались изменений на местном и государственном уровнях. Хотим наладить сотрудничество между властью, бизнесом и общественностью. Сегодня крупный бизнес практически слился с властью и держится на плечах общества. Мы должны этот треугольник поставить на ребро, переформатировать - сверху должно быть общество, внизу власть и бизнес. Также хотим скоординировать усилия всех общественных институтов.

Майдана в том виде, который он был буквально до последних выходных, больше не будет? Вообще протестные акции планируете?

Протестные акции будут. Мы сегодня провели переговоры с главой КГГА Виталием Кличко. Сегодня мы собираемся на Майдане, чтобы решить вопрос переноса сцены с того места, где она сейчас стоит к стеле. Мы понимаем, что будут мероприятия на День Независимости, будут ставить еще одну сцену. Для того, чтобы был остров демократии - есть майдановская сцена, которая не будет под любыми партийными лозунгами. Люди там могут собираться, высказывать свою позицию, давать свои предложения, чтобы консолидировать старания общественности менять власть практическим способом, а не только одними заявлениями. Также там будет осуществляться контроль власти.

Нардеп Игорь Кривецкий от ВО "Свобода", который приобрел и содержал сцену на Майдане теперь дал вам ее?

Нет. Ту сцену давно забрали. Нынешнюю сцену нам предоставили местные бизнесмены. К той сцене, которая простояла на протяжении всего Майдана до выборов президента, нас не допускали. Мы туда проходили с боями. От мая здесь стоит наша, майдановская сцена, где имеют доступ общественные активисты.

Много бизнесменов вам помогает?

Владельцы сцены отдали ее вместе с аппаратурой бесплатно. А оплату персонала, который обслуживает сцену осуществляют другие предприниматели. Это мелкие предприниматели, которые рассчитываются с теми людьми. Мы не берем средств, потому что они нам не нужны. Предприниматели только обеспечивают функционирование сцены. И за это мы им очень благодарны. Спасибо тем киевлянам, которые поддерживают и помогают кто чем может тем активистам, которые остались. Кто еду приносит, кто до недавнего времени средства приносил, чтобы можно было продукты купить. И спасибо киевлянам, которые пришли в субботу и посмотрели в какой способ был сожжен, уничтожен Майдан.

Я сегодня Виталия Кличко поздравил, что он войдет в историю как человек, который уничтожил Майдан. Пройдет неделя-другая и Майдан в том статусе и виде, в котором он был, забудется, а человек, который его уничтожил, - запомнится.

Политики приходят к вам, предлагают поддержку или просят поддержать их?

Буду двуличным, если скажу, что не подходят. Лично мне из политических партий никто не подходил. Но есть много общественных организаций, которые находятся под их влиянием. Мы видим, что партии очень часто используют общественные движения, чтобы зайти в среду общественного движения и обеспечить себе электорат на выборах.

А какие это партии, общественные движения?

Скажу свое впечатление. Достаточно динамично работает Виктор Медведчук, БЮТ пролезает через различные образования, часть людей работает с Олегом Ляшко. То есть все партии, которые находятся на политическом олимпе, пытаются заходить с различными общественными организациями, различными инициативами, которые вроде бы и отвечают требованиям Майдана, но в них заложены определенные подводные камни и они преследуют свой интерес.

Какой это интерес?

Например, закон о возвращении доверия к судебной системе практически узаконил всю судейскую систему. Не было проведено люстрации. Что включает в себя люстрация? Это политический закон, который определяет, что, например, судьи, которые занимали руководящие должности, не допускаются к работе в судебной системе определенный период времени. А в этом законе 10 судей должны были наказать, а остальные все вроде прошли люстрацию. А мы видим какая есть система. Или, например, надо определить, что тот, кто уже был депутатом Верховной Рады, больше не имеет права баллотироваться. Еще один вопрос - это введение открытых списков, но без механизма отзыва депутатов. Депутат Николай Рудьковский через Реанимационный пакет реформ инициирует легализацию партийной системы и уничтожение мажоритарной. И в способ несущественного снижения проходного барьера дальше будет иметь механизм для олигархов попасть в органы государственной власти.

Во время толоки на Майдане было найдено оружие, ранее там неоднократно ловили пьяниц, а в информационном пространстве все чаще звучали мнения о том, что Майдан финансирует Медведчук на заказ России.

Майдан в любой форме нужен любой власти. Этому предшествовала мощная информационная кампания и блокада любых акций Майдана. Через СМИ показывался только негатив о Майдане. Если бы Майдан финансировал Медведчук, то был бы тогда он допущен до такого состояния? Рваные палатки, чумазые люди... Но это наши люди.

Мне очень интересно, почему столько времени за этим наблюдала и бездействовала милиция, органы местной власти? Никто же не запрещал им приходить на Майдан и наводить здесь порядок. Все заявления о том, что найдено оружие разбились в прах. Когда начали валить палатки, кроме банок с повидлом ничего не нашли - ни гранат, ни гранатометов.

Конечно, может такие факты были и есть, мы же не можем знать, кто и что хранит в такой среде. Бездействие милиции и органов местного самоуправления на территории Киева привело к такому вот состоянию. С теми людьми никто не работал, они самоустранились. Я думаю, что это была целенаправленная политика, чтобы привести Майдан к такому визуальному облику. Майдан - это не только физическое присутствие. Это идея, дух, идея свободного человека в свободной стране.

Есть информация, что на Майдане также присутствовали сотрудники спецслужб России. Вы об этом что-то знаете?

Мы не имеем возможности проверять всех, кто проходит через Майдан. Если такое происходит, то это оценка работы наших спецслужб, которые позволяют, чтобы такие люди сюда приходили. Нам рассказывали, что на Майдане одни бомжи. Мне интересно, почему через СМИ сообщили, что на Майдане нашли кучу российских паспортов? Для чего бомжу российские паспорта? Российские паспорта нужны для олигархов, для Ахметова и Ефремова, чтобы можно было сбежать из Украины, чтобы не отвечать за свои поступки. На Майдан приезжали граждане России, Беларуси, Грузии. Милиция не действует. Мне очень странно, почему СБУ не работает. Майдан - это свободная территория. Здесь никто никого не проверял. Но были случаи, когда патрульная служба задерживала работников милиции, задерживала граждан России, которые пытались вербовать куда-то наших людей. Мы отвели их в Шевченковский райотдел милиции, они возвращались и снова сидели на Майдане.

Майдан никогда не ставил себе целью подменять функции государственных или местных органов власти. Это только представители общественности, которые хотят что-то изменить. Мы работали только в мирный способ.

И в дальнейшем будете так же мирно работать? Планируются ли какие-то революционные методы протестов?

Исключительно мирные. Мы трансформируемся на конструктив - привлекаем профессиональные институции, готовим предложения властям. Надеемся, что достучимся до власти.