Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Приказа об отступлении из аэропорта так и не поступило. За четыре дня погибло 60 киборгов

Приказа об отступлении из аэропорта так и не поступило. За четыре дня погибло 60 киборгов
Фото: Кирил Лисин
Киборги считают, что их необходимо было вывести из аэропорта сразу после того, как упала вышка.

Время залечивает любые раны. Именно поэтому редакция iPress.ua разыскала двух киборгов не более чем через год после трагедии, чтобы с холодным умом разобраться в событиях годичной давности.

Редакции удалось договориться о разговоре с командиром первого взвода седьмой роты 80-й бригады (теперь 122 батальон 81 бригады) Камьянчином Иваном, который награжден орденом Богдана Хмельницкого, и его подчиненным - командиром третьего отделения первого взвода Лисиным Кириллом, который удостоен Ордена "За мужество". Именно Кирилл предложил редакции использовать его фото в данном материале, чтобы увидеть донецкий аэропорт глазами киборга.


фото: Андрей Поликовский

Начиная наш разговор, все обратили внимание на нашивку "Киборг" на плече Кирилла, поэтому сразу же возник вопрос довольны ли ребята таким названием?

Название киборги не очень подходит. Назвали и назвали. Кто-то был в краматорском аэропорту, кто в луганском,Дебальцево, Иловайске, а теперь шахта "Бутовка", просто их бои меньше освещали в прессе, а нас сделали своего рода визитной карточкой. Я бы не сказал, что в донецком аэропорту было что-то более чрезвычайное чем бои в других горячих точках, но не имел на то время с чем сравнить, - непринужденно говорит Иван.

А почему именно для вас сделали эту визитную карточку?

Потому что например луганский аэропорт был построен при совке, там было много бетонных укреплений, подвалов бетонных, у них там и техника была, и артиллерия была на месте. А мы в донецком аэропорту держали только новый терминал, который был сделан из гипсокартона, - подхватывает Кирилл.

Ранее Правый сектор, третий полк спецназа и другие добровольческие батальоны удерживали фактически всю территорию аэропорта: и новый терминал, и старый, и пожарку, и вышку, и Вольво-центр ... Потом через канализацию прорвались в тыл врага, побили ДНР-овцев или как их здесь называют (смеется), захватили несколько в плен и меняли на еду, потому что есть тогда не было ничего. Тогда их киборгами и назвали, а СМИ подхватили и начали раскручивать эту тему, - добавляет Иван

Что касается самой войны и пребывания в аэропорту ...

Иван: (перебивает), а у нас нет войны. Настоящая война была в Мукачево Закарпатской области на современной технике, при полной амуниции, а мы так, просто в окопах сидим и отстреливаемся (смеется).

Сегодня все чаще возникает вопрос: а нужно ли было держать этот аэропорт? Имел ли он стратегическое значение, или это что-то более символическое?

Кирилл: Раньше имел стратегическое значение из-за взлетной полосы, ведь на нее могли садиться транспортные самолеты, которые могли привозить оружие. Но когда мы заехали в аэропорт, то взлетной полосы там уже не было.

Иван: Это вопрос относительный, ведь не только аэропорт представлял собой стратегическую точку. Рядом находятся Опытное, Водяное, Пески ... Хотя даже если бы аэропорт был бы не наш, то они бы не имели возможности там посадить ни один самолет, у сепаров было бы то же самое, что у нас с ИЛ-76, когда мы хотели высадить десант. Наши войска могли сбивать с подконтрольной нам территории и штатным вооружением их самолеты, которые шли на посадку. Поэтому как по мне аэропорт имел более символическое значение, хотя одновременно аэропорт был неким сыром в мышеловке. Нас там было малое количество, но мы каждый день перемалывали эту орду. Киборги были как кость в горле, поэтому НПФ ДНР ослабляли другие направления, чтобы отразить этот объект. К тому же наше пребывание в аэропорту не позволяло врагу вывести на большую территорию аэропорта артиллерию.

Наша задача была держать аэропорт, но русские думали, что мы еще и хотим контратаковать, ведь к Донецку всего лишь более километра. То есть теоретически мы могли бы зайти в город и занять несколько домов. А если мы гипсокартонное сооружение столько держали, то сколько бы советские многоэтажки оброняли?


фото: Кирилл Лисин

Кирилл: После "аэропорта" нас перевели в Авдеевку, там захватчики как раз начали использовать аэродром для размещения своей артиллерии и минометов, лупили по Авдеевке, Опытному, Песках, Марьинке. То есть, выехали туда, отстреляли и поехали обратно.

Иван: Пока мы держали позиции в аэропорту, то террористы были вынуждены стрелять из дворов, что не очень нравилось населению. А сейчас сложно быстро обнаружить врага и пока наши войска определяют, откуда работает их артиллерия, то она уже меняет позицию.

Украинские войска тоже использовали артиллерию в аэропорту?

Иван: Использовали в первую очередь вышку, где находилось около 20-ти воинов, которые были глазами для артиллерии. С этой вышки постоянно велось наблюдение, ночью с помощью тепловизоров, если обнаруживали врага, то передавали информацию артиллерии и тогда ребята отрабатывали по сепаратистам.

 

Боевая задача

Иван: В 20-х числах ноября нас собрали и сказали, что есть распоряжение отправить наш 3 батальон 80-ой бригады в аэропорт на замену бойцов батальона 79-ой бригады, что подняло настроение большинства бойцов. Но вместо нас поехал 90-ый батальон 95-ой бригады. Наш батальон вступил в ротацию в ДАП с 23 декабря, а 6 января наша 7 рота заменяла 8 роту. Нас доукомплектовали бойцами 74-го омрб, и 93-ей омбр, были еще два бойца с "Карпатской Cичи". В общем оборона нового терминала осуществлялась 96 бойцами.


Киборги к отправке в донецкий аэропорт. Фото: Кирилл Лисин

То есть это было почетно?

Иван: Тогда были очереди на отправку ... в Песках была очередь бойцов из добровольцев, ребята просили, менялись, чтобы поехать ...

А родственникам рассказывали куда едете?

Кирилл: Моя жена узнала из новостей. Когда меньше стреляли, то я звонил и рассказывал, что сейчас в Краматорске, а затем жена увидела ролик по телевидению, где я сепарам рюкзак показывал при въезде. Тогда моя "легенда" рассыпалась (смеется).

А как вы вообще можете прокомментировать эту ситуацию с обысками на блокпостах и разрешением брать с собой один магазин?

Иван и Кирилл тут же нахмурились и в один голос заявили: "без комментариев, цензурно здесь высказаться будет тяжело".

Возможно вам как-нибудь потом подвозили оружие или вы так с одним магазином и сидели?

Иван: В терминале были запасы оружия, но ни мы, ни сепары не знали, что там есть и в каком количестве.

Кирилл: (Улыбается) время бывало такое, что раскапываешь мусор и находишь кучу "Мух" (Реактивный противотанковый гранатомет РПГ-18, 22, 26, - ред.) или ящик патронов.


фото: Кирилл Лисин

Иван: Начиная с того "перемирия" мы стратегически проиграли борьбу за ДАП. Перемещение личного состава на ротацию через вражеские блокпосты, начиная с 23 декабря, уже было началом конца обороны.

"Мирная ротация", правильно ли это?

Иван Руководство считало, что во время перемирия можно делать ротации, не испытывая потерь, ведь до того защитники ДАП разгружались и загружались под плотным огнем противника. Мы уже заезжали при условии, что обе стороны не будут вести огня, а наши подразделения пересекают враждебные блокпосты с проверкой и ограничением относительно тяжелого вооружения и боеприпасов.

 

Аллах Акбар, или наемники на ликвидацию

А эти соглашения были соблюдены?

Иван: Со 2 по 7 января в отношении "придерживались". А утром тяжело ранили нашего "Философа" Римар Игоря (ему оторвало руку и челюсть) и десять часов наше руководство не могло договориться об эвакуации.

Кирилл: После этого морально уже было трудно держаться, потому нанесли ответный удар. Когда в тебя летят снаряды от гранатометов, то трудно соблюдать перемирие.

А у командования возражений не было?

Кирилл и Иван в один голос: А нам тогда уже было все равно на командование, ведь ребятам жить хочется. Пусть бы с нами ночевали в аэропорту, потом бы долго валерьянку пили ...

Иван: После этого инцидента у сепаров за два дня возникла необходимость проводить вынужденную ротацию. Ребята после ранения собрата сильно поменялись, и это все "отразилось" на противоположной стороне. А они только кричали "Аллах Акбар".

То есть вы воевали с чеченцами или дагестанцами?

Иван: А кто его знает? Это могли быть и местные шахтеры, где услышали эти слова и думали, что нас этим испугают (улыбается).

Как могла сложиться такая ситуация, что в подвале аэропорта сидел враг?

Иван: Не знаю, мы информацию узнавали из новостей в интернете. Правда она была похожа на «сарафанное радио», ведь из бойцов никто блогов не вел, потому что это опасно - твой блог могут не только украинцы читать ... да и получил бы на орехи за такую ​​деятельность (смеются). 

Кирилл: А в отношении подвала, то там не на первом этаже сидели, под нами было еще несколько этажей на которые мы не совались, потому что каждая ротация минировала эти этажи, и когда мы приехали, то уже непонятно, где чьи мины. Хотя с 7 января мы начали слышать взрывы, пожалуй, разминировали этажи, а через несколько дней мы "встретили" их, как они вылезали уже по лестнице к нам.

Мы видели фото российских морпехов в аэропорту, то это они были?

Кирилл: Да там был всякий сброд, кто его знает кто то лез ...

Иван: Морпехи десятого числа после атаки со стороны вышки свой ​​путь нашли (улыбаются).

Вы были в те дни, когда аэропорт завалился?

Кирилл: Меня вывезли ранее в связи с контузией. Иван ранен 18 января. Мы были в те дни, когда рухнула вышка 13 января в 9:30. Тогда самоходка начала бить по вышке, мы вызвали артиллерию, но нам сообщили, что перемирие.


фото: Кирилл Лисин

Иван: Мы думали, что там из ребят будет винегрет, но чудом все спаслись. Бойцы тогда были очень подавлены, думали, что все погибли, но впоследствии ребята вышли на связь, и передали что все живы. Повезло, что вышка упала на бок, иначе всех бы накрыла.

Вообще до 10 января бои носили перманентный характер, со стороны врага приезжали одни подразделения, выгребали, потом другие ...

То есть российское командование зарабатывало звездочки на погоны?

Иван: Нет, просто привозили людей на ликвидацию. Наемникам наверное долго не выплачивали зарплату, а потом обещали большую сумму за аэропорт, вот они и ехали ... А потом их не ставало и не надо было платить деньги. Возможно был тотализатор?!

 

Боги войны

Иван: Вообще, когда била артиллерия, то было спокойнее, хотя с точностью не всегда было все в порядке. Как говорится "бей своих, чтобы чужие боялись" (смеются). Хотя были ребята, которые ювелирно работали.

Кирилл Однажды корректировал огонь, мне по рации передали, что дают пристрелочную мину. Мина упала в 20 метрах от меня на взлетную полосу, а затем спрашивают где упала мина. Я говорю, что на меня упала, а они удивляются (смеется).

 

"Слава ДНР"

Иван: После ситуации с Римаром, когда мы им хорошо вжарили, ситуация изменилась кардинально. Мы могли себе свободно ходить по терминалу и курить. Они боялись показать даже край уха на старом терминале, но бои продолжались.


фото: Кирилл Лисин

С неподтвержденных данных со стороны старого терминала находились подразделения кадыровского батальона "Восток" ... а с стороны монастыря российский десант. И у них между собой произошел конфликт. Российский офицер посмеялся над условным "кадыровцем", что те, мол, хорошо от хохлов получили, а то застрелил российского десантника. Они два дня несколько часов между собой "признавались в любви" (смеются).

Вели бой между собой?

Иван: Да, мы как-то решили вмешаться и помочь российскому десанту. Подумали, что мы десантники, они, хоть и враги, но и врага бьем, и переключились на старый терминал ...

Они Вас поблагодарили?

Иван: (смеется) да, поблагодарили - обе стороны переключились на нас. После этого мы не вмешивались, хотя бились они еще дня два, а мы по рации передавали "Слава ДНР", что означало огонь не открывать. К нам только рикошеты могли прилетать, сидели и наблюдали. Причем они воевали уже потом с помощью гранатометов и крупнокалиберных пулеметов, позже выехал танк выстрелил несколько раз по старому терминалу аэропорта (там в то время находились кавказцы), успокоил их и конфликт затих. После этого стало очевидно, что к делу подошли профессиональные офицеры, так как все наступления были уже очень хорошо спланированы, также поведение и обучение бойцов были совсем другие.

Кирилл: Даже танки начали мудро стрелять. Завалили одну из стен аэропорта, что мы фактически уже ничего не видели. И видимо тогда освободили выходы из подвалов, потому сепары начали вылезать.


фото: Кирилл Лисин

Иван: Очередным интенсивным боем они хотели нас отвлечь, а в то время по лестничной клетке подняться к нашим постам с тыла, но мы предусмотрели и расставили там своих бойцов, начался бой и они отошли.

 

Поздно отступили

У вас нет ощущения, что вас поздно вывели из этого аэропорта? Стоило ли его было так долго держать?

Иван: Если смотреть логично с точки зрения сохранения личного состава и важности поставленной задачи, то нас нужно было забирать из аэропорта, как только упала вышка. Эта вышка была нашими глазами. После обвала мы не видели подступов к аэропорту со стороны Донецка, стены в аэропорту фактически все были разрушены, при этом сепары не шли по открытой местности, а через подземные переходы подходили. После 13-го января содержание терминала было на грани фантастики, после того как упала вышка, то все танки переключились на нас. Решение об уходе вообще не было до второго подрыва терминала 20-го января.

Кирилл: С 10 по 14 января они просто методично разрушали стены аэропорта. Мы уже даже считали, танк 26 снарядов по стенкам выпустил, поехал на перезарядку, за 30 минут снова 26 снарядов ...

Иван: Все наши укрытия были уничтожены, снаряды пролетали насквозь помещения терминала. Далее начали бить несущие колонны, в результате чего часть терминала по стороны Донецка обвалилась.

А артиллерия вам тогда уже не помогала?

Кирилл: Артиллерия танке ничего не сделает, разве бы в двигатель попала. Поэтому сепары и обнаглели, возле супермаркета "Метро" стоял себе танк и рядом Камаз, с которого постоянно подавали припасы, зная, что наша артиллерия туда не ударит.

Как так могло произойти?

Иван: Все вопросы к командованию. Нас привезли на ротацию, командир предыдущей ротации ввел в курс дел, где наш этаж, наши посты и куда нельзя ходить, потому что там заминировано. Мы не были ознакомлены с картой здания, ее у нас просто не было. Наш командир "Веселый" принял решение разминировать лестничную клетку до верхних этажей, что позволило нам подниматься на крышу терминала для того, чтобы оценивать ситуацию.

 

Потери

Какими были наши потери в терминале?

Иван: Если считать все наши силы включая Пески, Водяное, Опытное, с 15-го по 21-е января погибло примерно 60-70 человек, у меня нет точных данных по всем подразделениям. Примерно десять человек пропавших без вести из всех подразделений вместе (в последние дни). Раненых я даже не подсчитаю, потому что очень много. От 16-ти до 20-ти человек попало в плен.

Кирилл: Но ранения тоже разные, порезал палец - это тоже ранения, поэтому ранены наверное все.

Иван: Наверное более 100 человек раненых было.

Это за какой период?

Иван: Утром 15 января начались бои непосредственно в здании нового терминала. Южная часть терминала переходила несколько раз из рук в руки. Бои были очень жестокими на коротких дистанциях до 50 метров. 16 января бой продолжался непрерывно 20 часов до 04:00 17 января. В это время ночью 6 рота 93 бригады штурмом попыталась захватить территорию монастыря, а 90-ый батальон прислал подкрепление нам на помощь. Враг потерпел сильных безвозвратных потерь, а также получил много раненых и отступил. У нас также были потери, много раненых. Но наибольшие потери мы получили после второго взрыва 20-го января. Под обвалившимся бетонным перекрытием осталось 24 бойца.

Кирилл: Официально за 242 дня боев за аэропорт погибли 200 человек, но наибольшие потери были с 16 января ...

Иван: Вообще мы гордимся тем, что воевали вместе с такими воинами, многие ребята собой пожертвовали, чтобы сохранить жизнь другим. Ребята из 90-ой бригады сознательно пошли в ад на усиление и деблокаду наших позиций. 6-я рота 93-ей бригады безуспешно пыталась штурмовать монастырь, чтобы расширить зону контроля территории наших сил, водители на МТ-ЛБ ездили в терминал как такси, везя усиление, воду, забирая раненых. К сожалению многие Воины оставили свою жизнь там навсегда.

Вы не жалеете, что поехали туда?

Иван: Сожалеем по потерям бойцов, которых можно было бы не допустить. На первый взгляд это простые ребята, которые еще ​​6 месяцев до этой обороны занимались своими обыденными делами, а после вошли в историю Украины как герои-киборги, о которых говорят «Бойцы выдержали, не выдержал бетон», которые принесли в жертву самое ценное что у них было - жизнь, для того чтобы дети не знали что такое война, а наше государство жило в мире и процветало.

Это Владимир Бузник "Итальянец", Игорь Зинич "Псих", Александр Олефир "Борода", Иван Зубков "Краб", Петр Полицяк "Черный", Байненков Борис "Бойка", Витишин Иван "Тесть", Александр Грошев "Боб", Юрий Дацюк, "Якут", "Косой", "Каптьор", "Казак" и другие достойные воины. Вечная им память!

Большинство ребят были совсем молодыми и еще не женатыми, хотя были такие,у которых осталось 4 детей (Александр Грошев), и трое детей (Иван Витишин). Вообще о каждом бойце аэропорта можно писать книги или снимать фильмы.

Как вы относитесь к Минску-3?

Иван: У нас перемирие только на бумаге, а на передовой его не было и не будет. Нужно чтобы на каждый их снаряд им в ответ прилетало десять, тогда у нас будет перемирие и порядок. Как говорит пословица "Сила - последний довод королей".

Беседовал Максим Детинченко