Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

С Майдана будет строиться новая мифология Украины, новый народ и новое государство

Олег Костюк
С Майдана будет строиться новая мифология Украины, новый народ и новое государство
В канун Пасхи, iPress.ua предлагает своим читателям беседу с Михаилом Димидом, одним из самых активных священников Евромайдана, участником Автомайдана. Разговор о Посте, прощении, покаянии и о том, как Майдан изменил нашу жизнь.

Пост - это время для того, чтобы пересмотреть свои поступки, отношение к ближним, покаяться на исповеди в грехах. Это время для перемен в себе. С чего мы должны начать прежде всего?

Каждый человек должен прежде всего думать. И пост, по моему убеждению, является временем, в которое Церковь призывает нас задуматься, что является самым главным. Если человек рассуждает о своей жизни, о позитивах или негативах и приходит к тому, что важнейшим вопросом является "Куда я направляюсь?!", тогда он определяет шаги, которыми должен скоординировать свою жизнь для того, чтобы достичь своего идеала.

Для тех, кто еще не начал, рекомендую задуматься над вопросом: "Откуда я иду и куда направляюсь?". Если человек посвятит этому хотя бы 5 минут своей жизни, тогда он сможет составить представление о том, как жить дальше и что следует в этом направлении делать. А это, в свою очередь, зависит от того, является ли человек христианином или нет.

Михаил Димид. Фото: facebook.com/dymyd.mychajlo

Если мы уже говорим о посте, то предполагаем, что человек должен быть крещен. Крестная - это еще не значит, что человек практически реализует тот дар, который получил. Потому что именно крещение - сокровище, а уже от человека зависит он спрятала его, или наоборот, развивает и он приносит ему плоды.

Когда человек крещеный, то ему стоит задуматься над тем, контактирует ли он с Богом. Для примера, если я имею телефон, то мне важно, чтобы он был заряжен, я слежу есть в ли нем пополнения, могу звонить и могут мне звонить. То есть, условно, мобильным телефоном является сам человек, а оператором - Господь Бог. Пополнением и заряженной батареей есть исповедь и Святая Евхаристия. Если лицо решило избрать целью своей жизни небо, а не ад, тогда нужно осмыслить 10 Божьих Заповедей и соотнести их со своими повседневными поступками. Если их не выполнять, то здесь математика простая, вроде техники, к которой при покупке добавляют инструкцию. Именно мы решаем следовать той инструкции, или нет. Но целью является не функционирование устройства, главная цель - человеческое счастье. Лицо может пытаться усердно работать, быть самым любимым среди своих коллег или друзей, но в то же время быть несчастливоым, а бывает и наоборот.

Крещение - сокровище, а уже от человека зависит он спрятал его, или наоборот, развивает и он приносит ей плоды

Исповедь есть купель. Стоит своевременно осознать насколько давно мы эту купель принимали для того, чтобы быть чистыми. А в этом нам поможет понимание вещей и мест, в которых есть в нас нечисти. Для этого существует экзамен совести, который можно делать через молитвенник. Для примера, попробуйте ответить на вопрос: "Кем является мой бог?". Или это семья, работа, деньги. Наш ответ и будет нашим богом.

Священное Писание учит нас прощать наших близких. Но после того, что пережила Украина и украинцы на протяжении последнего времени сделать это чрезвычайно трудно. Как простить тех, кто убивал нас, кто обманывал и тех, кто сейчас хочет разделить Украину на части, фактически уничтожить ее?

Прощать - значит, что мы отдаем окончательное судопроизводство Господу Богу и именно он решит наконец, является ли человек хорошим, или наоборот и будет он спасен или нет. Мы, со своей стороны, должны пытаться идентифицировать зло, называя его, указывая на него пальцами для того, чтобы можно было отгородиться от него, не делать то же самое, а наоборот - осуждать и уничтожать. Человека, который творит зло, должны отдать под опеку Богу, для того чтобы Он решал его судьбу.

Поскольку в такое время мы живем в большой семье, в едином обществе, то нам нужно человека, который последовательно творит зло, отграничить, изолировать. Это и есть юстиция, в смысле справедливости. Каждое общество имеет своих судей и они должны судить таких нарушителей. А отношение к Богу является делом каждого человека, так называемое "личное" со своим Господом Богом. Итак, христианское прощение учит относиться с уважением к каждому человеку, принимать какой он есть и стараться его не осуждать. А общество, со своей стороны, может этого человека как-то наказывать за совершенные правонарушения. И эта кара призвана не для мести, а для того, чтобы этот человек мог исправиться, а другие не имели соблазна повторять его ошибки. Это лечебный метод для общества, но в нашем, к сожалению, это не так. Оно скорее подавляет человеческое достоинство и человек выходит из тюрьмы совсем другим, ущемленным.

На ваш взгляд, какие уроки вынесли украинцы из революционных событий? Исчезнут ли те вещи, через которые Майдан восстал, а граждане станут вежливее, законопослушнее, и тому подобное?

Ответ на вопрос зависит от личного переживания каждым тех событий, которые были на Майдане. Если кто-то приезжал на него с серьезным желанием помочь, то для такого человека Майдан не прошел без следа. Ибо человек, который приехал и сопереживал со своим народом всевозможные неудобства, во имя свободы и справедливости, должен был ставить для себя реальные вопросы о смысле жизни. В этом водовороте, среди музыки, шума, стрельбы и толкотни, страха, дыма, огня царила тишина, в которую каждый, кто открывал свое сердце, мог заглянуть и получить ответ от своего Создателя. И человек, который пережил такие ощущения будет другим. Он уже другой.

Фото: Evgeniy Hlibovytsky / facebook.com

И теперь перед ним стоит испытание. Сможет ли он те испытания и духовные дилеммы решить в дальнейшем, когда будет давление зла с глазу на глаз. Когда, к примеру, преподаватель предложит студенту дать взятку. Ведь могут быть студенты, которые выразят свое возмущение и заявляют об этом открыто и, более того, они попытаются вывести этого взяточника на чистую воду. Но, конечно, будут и те, которые согласятся дать взятку. Это будет действительно испытанием.

Так же и в медицине. Здесь для каждого нужно будет определиться, будем ли мы дальше поддерживать гнилую систему украинского государства, которая не платит достойно своим врачам, мы скажем: "Нет, господин доктор, извините. Я вас уважаю, но это не есть дело между вами и мной, а это ваше дело между вами и государством. Проявите свою ответственность, берите ее!" Такие испытания будут стоять перед нами на каждом шагу и то, как мы будем на них отвечать, покажет "сливаем" ли мы Майдан.

ЧИТАЙТЕ: Происходящее в Украине - самая настоящая гражданская революция, революция ответственности

Давайте поймем, что прежде всего нужно сделать усилие над собой, преодолеть себя хоть в каком-то маленьком участке. Можно начинать от малого. Например, если человек после Майдана начал говорить «Спасибо», а до этого никогда его не говорил, то это уже большая победа. Тогда Майдан сделал свое дело, больше не надо. За год он может уже говорить и "пожалуйста".

В сердцах многих украинцев сегодня есть патриотические эмоции связанные с необходимостью защищать свою страну от внешнего агрессора. Какие советы вы можете дать, чтобы патриотизм не перерос в откровенную агрессию?

Надо понимать, что наша Родина - это как собственный дом. Скажем, если бы кто-то врывался в него, то мы его сначала будем останавливать словами: "Что вы делаете? Идите вон отсюда!". Если этот преступник не остановится, то мы начнем звать на помощь соседей или милицию. Если и это не поможет, то будем сопротивляться уже сами. Если он будет нападать, то мы, соответственно, ответим нападением. Но не для того, чтобы сделать зло, а для того, чтобы защитить себя и свою жизнь. И в этом случае это оправдано вооруженная интервенция, потому что мы находимся в состоянии войны и здесь нечего скрывать. Нужно четко называть вещи своими именами, иначе не сможем адекватно отреагировать. В этом случае вооруженного восстания есть легитимное и благословенное Церковью, против которого она не возражает.

Испытания будут стоять перед нами на каждом шагу и то, как мы будем на них отвечать, покажет "сливаем" ли мы Майдан

А для того, чтобы не было злобы, нужно размышлять, молиться дискутировать. Есть соответствующая военная наука, которая учит как оружие может помочь защитить собственную жизнь и дом, придерживаться справедливости.

На Майдане мы видели, что священники имели наибольшее доверие среди повстанцев. К ним шли за советом, исповедью, разговором. Часто шли люди, которые вообще не были крещены или в мирное время редко ходили в церковь. Почему так? Срабатывает древняя пословица: как тревога, то до Бога? Почему в мирное время молодые люди не посещают храмы так, как бы этого хотелось?

В таких экстремальных моментах, когда мы "на краю", часто задаем себе вопросы, которые нам ежедневные проблемы просто выталкивают на сторону. Честный ответ показывает, кто или что нами управляет, куда мы направляемся, что является для нас самой жизненной ценностью. Чего мы пришли на Майдан, в поисках денег, славы? Большинство людей пришли на Майдан в поисках свободы. Но мы не можем быть свободными без Господа Бога, потому что Он наш Создатель и именно Он дает свободу и достоинство. Тогда наше сердце настолько открывается, что мы находим контакт - молитву. Не обязательно быть "уцерковненными" знать какие-то молитвы, нам нужно лишь открытое сердце. Именно по этой причине грешные люди разных конфессий, религий и даже атеисты на Майдане настолько открывались, что имели контакт с Богом. После этих событий они приходили и говорили: "Батюшка, спасибо Вам, что вы таким образом делаете".

Фото: AFP

По моему убеждению, Майдан не просто восстание народа. Майдан - это паломничество, поиск. Ибо большинство людей, которые приехали на Майдан, не знали точно, что будут там делать. В тот момент у них было призвание, очевидно от Святого Духа. Именно он призвал прийти на Майдан. А через свои открытые сердца сила индивида вместе с силой сердец других людей становится силой, которая творит огонь - объединяющий огонь, в котором человек делает больше, чем он мог себе представить. Он становится лучше, чем когда-нибудь думал о себе. Это и есть то, что объединяет и формирует впоследствии молитву. А священники могут только направить, быть посредниками. Очевидно в этом и есть их заслуга, однако основное уже произошло - человек осознал! И этот процесс должен продолжаться. Тогда он принесет счастье и самому человеку, и его окружению.

Майдан не просто восстание народа. Майдан - это паломничество,  поиск.

Чем сейчас Церковь может помочь тому, чтобы идеи Майдана не были забыты?

Церковь может помочь, если обратит себя сама. На сегодня и в самой церкви существует немало проблем и противоречий, которые требуют своего решения. Прежде всего, что бросается в глаза, это церковное разъединение. Потому что есть люди, которые уже были бы готовы стать христианами, но не становятся ими через церковное разъединение. У них возникает вопрос: "Что это за Церковь, которая проповедует не Бога, а саму себя?". Необходимо не забывать, что Церковь всего на всего остается лишь инструментом, а целью является Иисус Христос. Однако сегодня акценты сместили.

Также Церковь должна учиться разговаривать со своим народом. Мы наблюдали такое на Майдане, когда священники стояли и разговаривали с народом, пыталась делать все, что он делал. Священники были всюду - и под пулями, и на баррикадах, и в медпунктах. Они делали все, чтобы быть в единстве с народом.

Михаил Димид, Александр Дорикевич и Иван Гедзик. Фото: facebook.com/dymyd.mychajlo

Церковь может помочь, если обратит себя сама

Так же и в обществе после Майдана, нужно, чтобы было больше священников среди населения, среди тех слоев, где их сейчас нет. Это и есть вызов для Церкви - не бояться идти еще глубже и шире.

Пост это также время наводить порядок не только в душе или дома, но на работе или в Интернете. Поскольку значительная часть нашей жизни проходит в Фейсбуке, соцсетях, что посоветуете пользователям Интернета - как они должны навести порядок в своем виртуальном мире?

Важно задуматься, сколько часов в сутки мы проводим в этих сетях. Тогда умножить это число на 365 дней года и вычислить сколько это будет месяцев. Затем представить готовы ли мы столько времени просидеть в комнате без окон, дверей и общения. Быть изолированными от мира. Если готовы, значит мы слишком много времени тратим на социальные сети. Нужно понять для себя, соцсети является для нас инструментом, или это есть цель. Не находим ли мы самих себя в социальных сетях?

Что дают они мне или не забирают от меня реальности и являются средством бегства от нее? Или делают меня лучше или хуже? Если то, что я делаю меня облагораживает, то это прекрасно, супер. Если оно помогает мне лучше общаться в реальной жизни, то это также хорошо. Если же оно изолирует меня - тогда стоит задуматься. Это как лекарство и как алкоголь - в небольшом количестве это хорошо, но в неограниченном - вредно. Думаю, что на сегодня для нас большей проблемой является телевидение. То зомбирование, которое мы получаем через телевизор вреднее социальной сети, где мы можем хотя бы выбирать контент. Во время последних событий соцсети вообще доказали свою важность в деле информирования и сплочения народа.

ЧИТАЙТЕ: Рецепт победы в информационной войне прост: говорить правду, - Гузар

В прошлом году я выключил вообще свои социальные страницы, а в этом году - в период постмайдана, я понимаю, что даже через социальные сети могу помочь людям пережить все события, которые происходили тогда. Потому что даже те люди, которые не были на Майдане могут присоединиться к нему через свою веру и свое христианство. Более того, я с первого дня, с 26 ноября, когда совершал литургию в подвале Киево-Могилянской академии, говорил присутствующим студентам, что самым главным является Майдан нашего сердца. Если есть в сердце, то все будет хорошо, если нет - то и все эти события не имеют смысла.

Некоторые авторитетные лица говорят, что после майдана люди слишком расслабились, а потому следствием мы имеем то, что происходит на востоке Украины. Действительно ли это так?

Нет. Слабым является звено государства. И если бы не было майдановцев, то Россия бы уже заняла весь юг и восток Украины, потому что государство не выполняло свою работу. Если бы были какие-то десантные войска быстрого реагирования и если бы в первый день оккупации Крымского парламента его окружили и ликвидировали тех людей, то не было бы эскалации данного конфликта. Однако, государство не выполнило свою задачу. Свое слово власти уже и сказал народ: "вы не выполняете свою работу!!!" И нужно было 2-3 недели, чтобы государственные структуры действительно начали работать. Они бы не сработали, если бы не было Майдана. То есть сам Майдан очень четко выполняет свою работу и после того, как люди начали с него расходиться по домам. Это не только географическое место, а прежде всего - это люди, которые понимают, что все теперь зависит от них. Они имеют понимание, что государство - не святая корова. Показательным моментом является то, что уже один министр обороны пошел. "Не работаешь? Мы тебя критикуем, впервые, второй, третий. Наконец - вон". И это нормально. Так должно быть. Для примера: если в фирме не работает какой-то рабочий - владелец его выгоняет. Ему может быть и жалко, но он не может иначе. Так же и в нашем обществе.

То, что собирают деньги на ВСУ, то что пытаются самоорганизоваться: кто учится орудовать оружием, некоторые - лечить раненых, посмотрите только на очереди к военкоматам, - это прямое следствие Майдана, иначе бы народ так организованно не оказывал сопротивления. А то, что есть на востоке - следствие того, что государство не выполняло свою работу. Это деятельность тех структур, которые годами нас обманывали, жили обособленно, во имя Украины, но под русским духом.

Можем ли мы говорить о какой-то метаморфозе среди молодежи, стали студенты и молодежь после событий Майдана старшими?

ЧИТАЙТЕ: Ангелы Институтской: история пяти смельчаков, которые под пулями спасали людей

Не думаю, что они стали взрослее, но убежден, что они уже были взрослыми. Ибо в противном случае не было бы Майдана. Они лишь укрепились в своей зрелости. И это показало им, что борьба и с собой, и со злом не простое дело. Вот это они научились, и в то же время положительный опыт, что все должно быть по другому: не от того, что кто-то в один момент, что-то сделал и мир сразу стал другим. А это показало, что достижение цели требует ежедневного труда, ежедневного контроля над властью, нужно иметь гражданскую активность. Принцип "моя хата с краю" - не для меня. Общество осознало потребность в постоянном приложении усилий для достижения результата.

Пример Небесной сотни. Что он дал людям, обществу и каждому?

Люди, которые были на Майдане, в основном все были готовы идти на смерть. Под огнем, под теми пулями нельзя было не подумать, "а что, если в меня попадет пуля?!" Это довольно сильное ощущение, которое нам нужно иметь во время поста. Готовность к смерти ставит человека сразу на место. Человек не должен иметь в себе никаких иллюзий и он понимает, что на этой земле, так же как и в лоне матери. В лоне матери больше 9 месяцев находиться, с точки зрения медицины, является плохим знаком. Нужно выходить, рождаться. Тяжелый переход, но нужный. Так же и в жизни - каждый из нас имеет определенное время, после которого должен «выходить» для того, чтобы жить дальше.

И на Майдане, в те трагические дни, приходили ребята, которые хотели исповедаться. Они говорили: "Исповедуйте, потому что идем на смерть".

Это не означает, что они шли для того, чтобы погибнуть, а скорее то, что они были к этому морально готовы и осознавали всю сложность ситуации. Люди были готовы отдать все, сделать необходимое, чтобы это зло отдалилось.

ЧИТАЙТЕ: В "Плывет кача" содержится исторический код нации, - Ярослав Нудык

А люди, которые умерли, как и те, которые пролили кровь, они внесли на алтарь Отечества драгоценную жертву, и эта кровь привела к сознанию миллионы граждан. И именно их кровь соединила и дала понимание, может и неизвестное многим ощущение - ЭТО МОЯ БОРЬБА. Это убедило даже тех, кто сомневался. Те, кто сомневался - перестал сомневаться, а кто был уже убежден в своей правоте - стал еще более решительным в своих действиях. Именно это и стало значением этого кровопролития. Их смерть символизирует также понимание и готовность умереть ради своего брата.

Фото: AFP

Это именно та благодарность, которую мы встречаем на престоле во время Службы Божьей и она может только облагораживать. Для того, чтобы показать украинцам, какие они герои, им всегда рассказывали о героических страницах жизни. Раньше любили говорить о казаках, позже, в некоторых регионах, об УПА и Крутах. Однако до сих пор для общества не было общей объединяющей жертвы. Именно из этой истории будет строиться новая мифология, новый украинский народ и государство, которое ему будет служить и в этом есть огромная, не до конца понятна нам стоимость всего. А что есть люди, которые на этом спекулируют, то такие были всегда. Надо стараться на них не обращать внимания.