Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Самая старая ромская школа Европы в Киеве: иностранный след и неравнодушие украинский

Самая старая ромская школа Европы в Киеве: иностранный след и неравнодушие украинский
Фото: Сергій Гудак / uzhgorod.in
Закарпатская область является одной из самых многонациональных в Украине. В этом регионе течет кровь более 30 национальностей, среди которых венгерский, словацкий, чешский, немецкий, иврит, украинский, ромский, русинский и другие. Из-за этого население Закарпатья крайне яркое и разнообразное.

На границе с Румынией возле пгт Солотвино большинство людей общаются на румынском языке и практически не знают украинского. В то же время, в наиболее западной точке Украины недалеко от Ужгорода расположено село Соломоново, где люди преимущественно общаются на венгерском языке и на начальном уровне знают украинский. Более того, у словацкой границы является село Малые Селменцы, где не только говорят на другом языке (словацком), как в предыдущих случаях, но и даже используют валюту евро.

Кроме того, на Закарпатье сохранена архитектура не только времен вхождения в состав Чехословакии, или Австро-Венгрии, но и Средневековья. В области на достаточно хорошем уровне развито сельское и домашнее хозяйство. Однако едва ли не большее выделяет этот регион том, что его заселяют так называемые ромы (в народе цыгане). За относительно недавним данным, это пятая по численности этнонациональное группа Закарпатской области. Скорее всего, сегодня они несколько улучшили свои позиции в этом рейтинге. В Ужгородском районе их представительство всего по численности. Однако, наибольшее их доля проживает в городе Берегово.

Ярким свидетельством того, что цыгане это уже коренное население Закарпатья является то, что в городе Ужгороде размещена самая старая в Европе ромский школа. По крайней мере, это ее неофициальное название. На сегодня это общеобразовательная школа I-III ступеней №14. Она расположена на улице Тимирязева, 12.

Четырнадцатую школу, 20 декабря 2016 праздновала свое 90-летие, начали строить, когда Закарпатская область была еще в составе Чехословакии. Инициировал ее строительство никто иной, как чехословацкий президент Томаш Масарик. Именно с его фамилией в регионе связывают развитие образовательных учреждений. В конце концов, Масарик, пожалуй, лучше понимал проблему цыган общины, поэтому едва ли не первым выступил с инициативой построить школу для цыганских детей. Масарик активно поддерживал деятельность украинских эмигрантских групп в Праге, помогал открыть и обеспечил финансовой поддержкой Украинский свободный университет, Высший педагогический институт имени Драгоманова в Праге и Украинской хозяйственной академии в Подебрадах, Украинский историко-филологическое общество.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе СОШ №14 Казинцева Марина Николаевна рассказывает, что Томаш Масарик внес денежный вклад для строительства здания школы. Информация о том, какой была сумма, на сегодня неизвестна. Впоследствии Масарика поддержала община, которая внесла деньги на материалы для строительства. "Строили школу основном ромская сообщество. Их очень заинтересовало то, что их дети, как все остальные, смогут получать образование" , - рассказала Марина Николаевна, которая уже не первый год работает в школе.


Фото: Сергей Гудак /  uzhgorod.in

Ромы возводили стены школы так называемой вальки, которая является одним из самых популярных строительных материалов на Закарпатье. На сегодня значительная часть старых зданий в области построено именно с нее. Марина Николаевна убеждает, что сегодня здание школы не изменилась. "Она в принципе такая, какой была 90 лет назад. Сегодня немного отстроен некоторые ее части, сделан ремонт" .


Фото: iPress.ua / Михайло Гема

Строительство школы не заняло много времени, поэтому дети получили возможность получать образование. Достаточно большие по тем временам классы были сформированы из ребят, а следовательно никакого разделения не было. Поэтому каждый, кто хотел отдать своих детей на учебу, имел эту возможность.

"Когда Масарик открывал школу, то ромов учили играть на музыкальных инструментах. Учителя пытались развивать именно то, что есть в ромов на генетическом уровне. Однозначно, что это была музыка, поэтому детей учили петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах. Когда Закарпатье вошло в состав СССР, то о музыке и разнообразные кружки практически забыли. после 1946 году школа функционировала как общеобразовательная, а затем так сложилось, что в ней преимущественно стали учиться цыгане " .

Именно поэтому сегодня школу называют цыганском, хотя она ничем не отличается от любой школы в Ужгороде, Харькове, Чернигове или Одессе.


Фото: Сергей Гудак /  uzhgorod.in

В истории украинских учебных заведений есть ряд примеров, когда обучение проводилось на других языках. Например, на Львовщине широко использовали польский и немецкий язык. Бывали случаи, когда "в дело вступала" французский или латинский. На Буковине популярность имела румынский или та же немецкая. В свою очередь в Закарпатье из-за того, что область была в составе Чехословакии, учителя преподавали на чешском языке. Поэтому детей, общались цыганском, учили чешской, чтобы они могли легко сосуществовать с людьми, которые кроме чешской знали украинский или так называемую русинский.


Фото: Сергей Гудак /  uzhgorod.in

Эта проблема осталась до наших дней.

"Сейчас мы выкладываем на украинском языке, хотя для детей родным является ромская речь. Некоторые приходят в первый класс и они не владеют украинским языком, или же владеют им на крайне низком уровне. В школе дети проходят процесс адаптации, поэтому вынуждены увеличивать свой словарный запас и умение использовать изученное " , - говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работы Казинцева Марина Николаевна.

По ее словам, ромский язык не используется, потому что на это в школе нет соответствующих специалистов. Цыганская речь не кодифицирована. В ромов, как других национальностей, есть определенные диалекты. "На самом деле и их очень много. Ромы брали что-то с языка каждой страны, где они проживали географически. Даже сегодня есть определенные слова, которые одна группа цыган использует, а другая нет. Впрочем, они друг друга все равно понимают" , - убеждает Марина Николаевна .

Педагоги говорят, что через язык возникают трудности с преподаванием. В школе есть буквари на ромский языке, но некоторые слова ученики вообще не понимают и называют их по-своему.


Фото: Сергей Гудак /  uzhgorod.in

В годы независимости Украины школа №14 пережила несколько изменений. Сначала она была I-II ступеней, однако в 2011 году ее сделали I-й степени. Три года назад учебному заведению вернули ИИ степень и открыли пятый класс. Сейчас в школе семь классов. То есть с 2014 года добавлялося по классу. На очереди восьмой и девятый классы. Учебный процесс в СОШ №14 происходит, как и всех школах города.

"Учимся по той же программе. Четвероклассников пишут Государственную итоговую аттестацию (ГИА). Школьники не имеют никаких льгот. Для них важнее всего иметь равный доступ к обучению" , - рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работы. Попасть в школу можно с помощью стандартного заявления.

Рабочий день в четырнадцать школе начинается, в 9:00 утра, когда раздается звонок на первый урок. После 3-го урока все ученики идут на завтрак. "После 4-5 урока у нас удлиненная группа. Старшая школа дальше учится. Впоследствии дети идут на обед, который, к слову, организовано за счет благотворителей. Государственных средств хватает, чтобы закупить продукты только для завтрака. Пищу нам привозят из других школ, потому что мы не готовим " , - делится Марина Николаевна.


Фото: Сергей Гудак /  uzhgorod.in

Уже с первого класса большинство школьников становятся самостоятельными, ведь им доказывает самым идти и возвращаться из школы. Также в их "обязанностей" входит проснуться утром без помощи родителей и собрать необходимые для учебы вещи. Для семилетнего ребенка это задача не из легких. К счастью, позади территории школы расположен цыганский табор. Поэтому ученикам не приходится преодолевать километры на пути к классам. Педагоги рассказывают, что в школу ходят дети не только из лагеря, расположенного рядом. Есть ученики из лагеря, который расположен на улице Дунаевского, что в 10 минутах ходьбы от школы. В свою очередь являются школьники, которые добираются из микрорайона Радванка, что в 4 км. В этом районе ромы проживают достаточно компактно. На Радванке также есть школа, в которой учатся цыгане, поэтому оттуда в ООШ №14 ходит малый процент.

Марина Николаевна рассказывает, что родители иногда забирают детей. "Однако в большинстве случаев ученики уже от первого класса ходят в школу сами. К счастью, во многих детей учатся старшие братья и сестры, поэтому пока младшие добывают день на удлиненной группе, то у старшеклассников заканчиваются уроки. После они их забирают и вместе идут домой " . 


Фото: Сергей Гудак /  uzhgorod.in

Участие родителей в учебном процессе оставляет желать лучшего. В плане помощи школы они чрезвычайно активны. Родители мало работают с детьми. Например, приходят на праздник, чтобы посмотреть выступление своего ребенка. "Каждый ребенок хочет, чтобы кто-то из родных увидел ее выступление. Школа активно приглашает всех, наши двери всегда открыты!" , - говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работы Казинцева Марина. Учителя, кроме того, сетуют на посещаемость, поскольку родители не следят за этим. "Если бы малышей утром разбудили, одели, накормили и отправили в школу, то они бы охотно пошли. Наши дети очень заинтересованы в том, чтобы что-то учить и делать. У нас идет очень хорошая внеклассная работа. В то же время сложно с 5-7 классами, которые не остаются на удлиненную группу. Дети 2-4 классов делают домашние задания именно на удлиненном дни, когда старшие классы более ленивые " .

Подтверждением отличной внеклассной работы является кружок "Умелые руки", а также вокальный и хореографический кружки. По словам Марины Николаевны, дети умело играют на скрипках, фортепиано и металлофона. Также в школе функционирует кружок "Я талантливый", где ученики учатся творчески работать руками. Что интересно, развивает талант у детей не кто-нибудь. Учитель музыки профессиональная артистка Закарпатской областной филармонии. "Однажды артисты филармонии приходили в школу с благотворительным концертом. Дети были в восторге. Они эмоционально воспринимали музыку и выступление гостей" .


Фото: iPress.ua / Михайло Гема

Большую помощь четырнадцать школе предоставляют различные партнеры. Марина Николаевна рассказывает, что в этом году школе очень помогли из американского города побратима Ужгорода. Американцы вкладывают много средств в школу. Благодаря им сделан ремонт и утеплены помещения. Они также выделили деньги на оркестр. Впрочем, в школу вкладывают все, кто может. "У нас работает учитель истории Роман Иосифович, который всегда пишет гранты на различные конкурсы. Благодаря его стараниям мы как-то выкручиваемся. Например, в этом году мы полностью заменили электропроводку. Кроме того, мы выиграли грант при ООН. Вкладывались и общественные организации и город. Последнее, к слову, в прошлом отремонтировало крышу школы. С помощью управления образования мы закупили интерактивную доску. Есть хороший компьютерный класс " . Таким образом, на данный момент школе хватает только помещений.

Активную деятельность в школе проводят волонтеры. Лесли, которая приехала из Франции, и немка Мария разнообразят учебно-воспитательный процесс. Лесли рассказывает, что приходит утром и помогает детям читать, писать и тому подобное. Она признается, что ей очень интересно работать в Ужгороде, потому что до сих пор не видела, чтобы люди в пределах одного города владели столькими языками. В общем волонтеры работают в школе с ноября по май.

В конце концов, школа дала шанс получить образование старшему поколению. 2016 года являлись открытые курсы, которые продолжались с ноября по декабрь. С понедельника по пятницу в течение пивторигодинного ускоренного курс старше цыгане имели возможность получить образование. Большинство взрослых изъявили желание получить документы по девятый класс, кто не получил своего времени. Однако сначала надо было пройти начальную ступень. Уже позже могла идти речь о других степени, чтобы закончить базовую школу. Всего в школы записались 20 человек, а закончило только шесть. Среди главных причин Марина Николаевна видит безответственное отношение взрослых к обучению, которое впоследствии отражается и на посещаемости детей.

 

Хотя ООШ №14 не отличается от других школ, однако молодому коллективу педагогов приходится прилагать титанические усилия. Учителя остаются один на один с детьми и практически не могут заручиться поддержкой родителей. С последнего нет общения, могло бы решить некоторые проблемы. С эмоциональной и психологической точки зрения такая работа очень изнурительной.

В то же время нельзя не отметить хороший уровень организации работы всего коллектива школы. В учебном заведении созданы все условия для комфортного обучения. Четырнадцатая школа - это компактная и ухоженная здание, сотрудники которой могут развить талант в каждом ученике.