Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Только после войны

Только после войны
Фото: tsn.ua
Интеграция Украины в Североатлантический альянс до недавнего времени была преимущественно темой для политических спекуляций: о безопасности и обороне от общего с Западом врага всерьез никто не думал. Однако сейчас, когда часть Украины аннексирована Россией, а на другой идет война, вооруженное покровительство Запада становится более чем актуальным. Намерение отменить законодательную норму о внеблоковом статусе Украины и восстановить интеграцию в НАТО внесен в коалиционное соглашение, парафированного пятью политическими силами 21 ноября. Между тем НАТО ограничивается антироссийской риторикой, но отказывается продавать оружие Украина и говорит о ее евроатлантических перспективах крайне осторожно.

Off-an-on relationship

Отсутствие поддержки идеи вступления в НАТО в обществе - одна из причин, по которой Украине отказали в предоставлении Плана действий по членству в альянсе. Российская пропаганда, предвыборные агитационные страшилки и риторика Партии регионов сделали свое дело - относительное большинство украинцев не хотели в НАТО. Аннексия Крыма и война на Донбассе изменили эту ситуацию, говорит руководитель социологической группы "Рейтинг" Алексей Антипович. Согласно проведенному в ноябре опросу, 51% украинцев поддерживает вступление в НАТО. Даже на Востоке, где традиционно господствуют пророссийские настроения, относительно евроатлантической интеграции высказалась относительное большинство опрошенных.


Фото: m.day.kiev.ua

Настроения избирателей уплывают и на риторику политиков. "Они видят, что люди поддерживают вступление в альянс, и пользуются этими настроениями в своих политических заявлениях", - говорит Антипович. Поэтому будущая коалиция вновь поставила вопрос НАТО в повестку дня, хотя за три дня до парафирования соглашения Петр Порошенко заявил: еще рано. "Даже если бы мы поставили вопрос о вступлении Украины в НАТО, то НАТО к этому было бы еще не готово, - заявил президент в интервью немецкой Bild. - "Когда мы проведем реформы в Украине и выполним все критерии, только тогда мы сможем спросить у людей в Украине, хотят ли они вступления в НАТО". В октябре нечто подобное говорил и премьер-министр Арсений Яценюк.

Директор Института мировой политики Алена Гетьманчук говорит, что ей жаль еще одного потерянного шанса. "С одной стороны, украинские граждане, поддержав евроатлантическую интеграцию, приблизили перспективу вступления в НАТО. С другой, альянс удалился к нам и не рассматривает Украину как потенциального члена", - объясняет эксперт. По ее словам, теперь НАТО сдерживает война на Донбассе.

Помощь на словах

С Аленой Гетьманчук соглашается доктор Института международных дел Варшавского университета Анджей Шептицкий: "Позиция альянса исключает возможность быстрого членства. Более того, она свидетельствует о решении НАТО держаться в стороне российско-украинского конфликта".

Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен на саммите в Ньюпорте объяснил, почему альянс не помогает Украине: "НАТО как организация не участвует в поставках оборудования, так как мы не имеем военных сил и средств. Эти силы и средства являются собственностью отдельных членов НАТО. Поэтому должно быть принято национальное решение каждого отдельного члена альянса. Мы в эту сферу не вмешиваемся".

По мнению сотрудницы Института Брукингса Лилии Шевцовой, позиция альянса - попытка защитить собственные интересы и одновременно не спровоцировать Россию. "НАТО не готов брать на седе ответственность за события в Украине. Прямое вмешательство будет восприниматься Россией как вызов", - комментирует российская исследовательница.

Анджей Шептицкий соглашается, что непосредственное вмешательство - слишком большой риск для евроатлантического альянса. "НАТО - это своеобразная страховая компания, которая может защитить здоровую страну в случае болезни - войны, - объясняет он. - Но Украина уже больна. Поэтому НАТО не будет ее страховать. Он может увеличить количество войск на границах или жестче критиковать Кремль, но на этом реакция иссякнет. Будем откровенны: никто в НАТО не хочет войны с Россией, потому что это будет полномасштабный конфликт с большими потерями. Единственный выход - обращаться к отдельным заинтересованным государствам".

Позиции же НАТО в отношении войны в Украине отличаются. Географически далеки от нас государства не воспринимают ее как жизненно важную проблему и считаются прежде всего на возможную реакцию России. Те, что занимаются сильнее, обещают или уже оказывают помощь, но преимущественно так называемым "нелетальным оружием".


Коллаж: go2load.com

Еще один фактор, который не позволяет НАТО определиться по Украине - отсутствие единодушной поддержки идеи вступления среди наших политиков. "Несмотря на формальные заявления, украинская власть не делает ничего, чтобы показать твердую ориентацию на вступление в альянс", - считает Лилия Шевцова. Свидетельством готовности могут быть давно обещанные реформы, но воплощать их украинское руководство не спешит. Сначала реформы, потом вступление - такова позиция НАТО.

Однако план реформ был рассчитан на мирное время. Американский аналитик и исследователь России Пол Ґобл считает, что требовать от украинского государства изменений под дулами российских танков неправильно, ведь "когда Гитлер оккупировал Польшу, никто не требовал от нее реформ". По словам американского ученого, те, кто сейчас требует немедленных реформ от Украины, закрывали глаза на отсутствие изменений в других государствах, когда это было выгодно.

"Прежде чем реформироваться - а реформироваться, без сомнения, надо, - Украина должна иметь возможность защитить себя с нашей помощью, - говорит Ґобл. - Требуя реформ в обмен на помощь, Запад, и НАТО в частности, просто оправдывает собственное нежелание поддерживать Украину".

Никакого вступления, пока идет война

Однако даже реформы и усиления борьбы с коррупцией не гарантируют Украине членства в НАТО. "Абсурдно говорить о вступлении, пока идет война, - говорит Анджей Шептицкий. - И сколько она продлится, НАТО не будет защищать Украину. Это закономерно, потому что альянс не имеет обязательств перед вашим государством".

Даже больше, НАТО не имеет милитаристских обязательств даже перед собственными государствами-членами. Поэтому каждый член может действовать по своему усмотрению и помогать или не помогать другим. "Многих интересует, как отреагировал бы НАТО в случае нападения России на государство-члена. Есть опасения, что никак", - комментирует Шептицкий. По его мнению, пассивная реакция НАТО на события в Украине подорвала доверие к альянсу.


Фото: Reuters

Россия понимает это и пользуется этим - в 2014 году она нарушила воздушную границу альянса более четырехсот раз. Это вдвое больше, чем в прошлом году. Осознавая, что угроза растет, НАТО возвращается к своей первоначальной функции - общей обороне. "Альянс достаточно долго действовал в чьих-то политических интересах и не имел общего видения безопасности деятельности", - говорит Шептицкий.

По мнению Лилии Шевцовой, Украине нельзя отказываться от идеи вступления в НАТО, и она должна все время поднимать этот вопрос. "Балтийские государства, Болгария, Румыния имели минимальные шансы вступить в НАТО, но у них получилось. Политическая воля руководства государства является определяющей для перспектив членства", - говорит эксперт. А Анджей Шептицкий отмечает: не имея достаточно военной мощи для противостояния России, Украина должна использовать soft power и дипломатию для ослабления ее влияния. Если ей это удастся, это повлияет и на благосклонность НАТО. Доказав свою способность защитить саму себя, Украина станет ценным приобретением для системы коллективной безопасности и обороны Европы и Северной Америки.

Анна Романдаш