Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Торговать ли с Россией: эмоциональные "против", рациональные "за"

Дарія Гірна
Торговать ли  с Россией: эмоциональные "против", рациональные "за"
Фото: holosua.com
Россия имела шанс оккупировать не только Крым и Донбасс, но и всю Украину без единого выстрела. Когда-то этот путь предлагал Кремлю вице-премьер-министр Анатолий Чубайс: строить либеральную империю, выкупая все ключевые активы и получая мощные экономические рычаги влияния на политику соседних государств. Если бы этот замысел был воплощен, Украина "играла бы в демократию, но российские приказы выполнялись бы", говорит экономист Александр Пасхавер. Кремль, однако, пошел другим путем и начал войну за территории и населения. Сейчас экономическая зависимость Украины от России постепенно уменьшается.

С начала 2014 года украинский экспорт в Россию сократился на 20,8%, импорт из России - на 23,9%. Объем торговли с Россией в январе-апреле 2014-го составил 10,8 млрд долларов США - на 3,1 млрд меньше, чем в январе-апреле 2013-го. На эти показатели повлияла оккупация Крыма и части Донбасса. Такое существенное сокращение произошло потому, что Украина стала покупать меньше природного газа в России. Главные же русские статьи украинского импорта - газ, нефтепродукты и тепловыделяющие элементы для атомных электростанций. Покупать газ у России, впрочем, правительство отказался не из принципа, а из-за слишком высокой цены. А сейчас ведет переговоры о закупке в России угля и электроэнергии. Тем временем часть украинцев требует от власти санкций или даже полного отказа от торговли с государством-агрессором.

Эффект экономического бойкота

Всеукраинская инициатива, призывающая бойкотировать товары из России и услуги российских компаний, была основана еще в конце февраля, когда "зеленые человечки" захватили Крым. Впрочем, тогда призывы к бойкоту не воспринимались всерьез. Сейчас, по данным ТСН, более 50% украинцев полностью или частично поддерживают бойкот российских товаров. Только пищевая промышленность России потеряла из-за украинского бойкота 100 миллионов долларов (в прошлом году Россия экспортировала продовольствия на 15,6 миллиардов).

"Инициатива бойкота всего российского является эффективной, - считает президент центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Михаил Гончар. - Мы видим, что сети супермаркетов или поставщики, которые приобрели эти товары, пытаются сбыть их, снижая цену или проводя акции. За сниженных цен поставщики могут перестать получать доходы и переориентироваться на другие рынки".

Болезненным для экономики РФ стал бойкот российских банков. По информации "Экономической правды", в октябре на закрытой встрече российского премьера Дмитрия Медведева с представителями крупнейших банков была озвучена цифра 12,5 миллиардов долларов США . Такими являются убытки российских банков в Украине. И, несмотря на убытки и напряженные отношения между государствами, российские банки не закрывают свои дочерние компании и не прекращают инвестировать в Украину. Наоборот, в последнее время "Сбербанк России", ВТБ (дочерний банк Внешторгбанка), "Проминвестбанк" и "Альфа-банк" начали активнее инвестировать. Это можно трактовать как попытки России сохранить влияние на украинский рынок.

Обоюдная зависимость

По мнению Михаила Гончара, уменьшение зависимости украинского рынка от российского - хорошая тенденция. Однако и раньше Украина не была слишком зависимой от российского импорта, если не учитывать энергоносители. "Для нас Россия - это банановая республика, потому что оттуда мы импортируем сырье, преимущественно энергетическую. Продовольственных и висотехнологічних товаров российского производства мы покупаем мало. Высокотехнологичные нам поставляет Европейский Союз, товары широкого потребления - в основном Китай и Турция", - говорит эксперт. Впрочем, есть ряд секторов экономики, прочно привязанных к российскому рынку. Эти связи в основном сохранились с советских времен. Например, почти 90% продукции украинского машиностроения экспортируется в Россию. Запорожское предприятие "Мотор Сич", которое производит авиационные двигатели, авиазавод "Антонов", завод имени Малышева в Харькове и много других машиностроительных предприятий вероятно, придется закрыть, если торговля с Россией прекратится. Россия, впрочем, также не может отказаться от двигателей "Мотор Сичи", потому что не производит собственных. Покупая двигатели в других странах, россиянам пришлось бы переоснастить сразу много самолетов.

Продукты - это лишь 8,2% российского импорта в Украину. Фактически мы массово закупаем в России только икру и рыбу. Украина, наоборот, продает продукты в России и является зависимой от этого экспорта. Например, кондитерские изделия и твердые сыры экспортируются преимущественно именно туда.

Война войной, экономика экономикой

Но стоит хотя бы продавать России оружие и запчасти к военной технике. "Для примера, взглянем на ситуацию с Южным машиностроительным заводом, - говорит Михаил Гончар. - Он производит для России ракеты стратегического назначения. Несмотря на принимаемые властью решения о прекращении военно-технического сотрудничества с Россией, предприятие ищет обходные пути, чтобы продолжать бизнес как обычно". "Мотор Сич", по словам эксперта, пытается перенести производство двигателей в Беларуси, чтобы оттуда поставлять их той же России. "Здесь власть должна жестко бить по рукам дельцов, которые пытаются заработать на войне, крови, смертях наших военных, которые защищают Украину", - считает Гончар.

"Война войной, а экономика экономикой, - говорит Александр Пасхавер. - Да, военное сотрудничество должна быть прекращена, это вопрос принципа. Атомная энергетика должна быть независимой. Но, если речь идет о аграрный сектор, я не вижу необходимости немедленно рвать экономические связи. Если это сделает Россия, это будет в нашу пользу - предприниматели найдут новые рынки для своей продукции. Но самим инициировать такой удар по собственной экономике не нужно".

Самая опасная ситуация для экономики складывается тогда, когда она имеет только один рынок сбыта. Примером может быть Беларусь, три четверти экспорта которой идет в России. При таких обстоятельствах государство не имеет никакого шанса на внешнеэкономический маневр. Так что чем больше Украина будет иметь различных рынков, включая российское, то лучше - в случае возникновения проблем на одном она всегда сможет подстраховаться другими.