Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Творения авиационного гения Антонова: от "кукурузника" до "Мрии"

Катерина Амеліна
Творения авиационного гения Антонова: от "кукурузника" до "Мрии"
Олег Антонов. Фото: apostrophe.ua
7 февраля исполняется 111 лет со дня рождения выдающегося отечественного авиаконструктора Антонова Олега, чье имя знает весь мир, благодаря результатам его упорного труда.

Восхищаться самолетами Олег Константинович начал еще с детства. С любовью к авиации Антонов и связал свою жизнь, в результате чего мир получил 22 типа самолетов и 52 типа планеров. Свой первый летательный аппарат под названием "Голубь" он сконструировал в возрасте 18 лет и отправился с ним на конкурс в Крым. Будучи студентом и ища подработки, Антонов изготавливал модели, которые использовались при съемках научно-популярных фильмов, выполнял чертежи, рисунки.

Он был трижды женат, стал отцом четверых детей. Что интересно: во всех именах детей и названиях самолетов Антонова есть сочетание букв "Ан": Ролан, Анна, Елена, Андрей, "Антей", "Руслан".

Олег Антонов также писал картины, сам говорил, что в любом случае стал бы или авиаконструктором, или художником. Одной из его работ является полотно под названием "Катастрофа", где изображена взлетно-посадочная полоса, в конце которой видно гору обломков самолета, а на переднем плане кусок дюраля с заклепочным швом и у него - изящная женская туфелька.

Первой работой авиаконструктора, о которой узнал весь мир, является многоцелевой самолет Ан-2, известный в народе, как "кукурузник". На его изготовление ушел год, незаменимую в хозяйстве машину, неожиданно для автора, сразу полюбили, так как на нем можно было перевозить пассажиров, груз и обрабатывать поля. Увидев впервые Ан-2, Никита Хрущев сказал: "Да эта бабка может сесть даже мне на шляпу!", после чего предложил Антонову и его команде переехать в Киев. 


Фото: aviaclub.ru

Совместным проектом Антонова и его второй жены Елизаветы Шахатуни стал "летающий танк" А-40, который советская власть эксплуатировала в военные годы.


Фото: Википедия

Военно-транспортный самолет Ан-8 был предназначен для различного рода грузов, военных, а также раненых. В 1997 году эксплуатация самолета уже была запрещена, в 2004 году концерн Антонова отказался от какой-либо ответственности за состояние самолетов, однако в январе 2005 года самолет этого типа потерпел крушение в Конго (Африка).


Фото: worldofwarplanes.ru

Впоследствии Антонов взялся за разработку пассажирского самолета Ан-10. Самолет выполнял рейсы в разных направлениях, быстро получил популярность также доступностью цены на перевозки. Переломным событием в изготовлении и эксплуатации Ан-10 стала авиакатастрофа у Харькова, при участии одного из таких самолетов, в которой погибли 122 человека. Антонов тяжело переживал трагедию, зарекаясь, что не будет строить больших пассажирских самолетов.


Фото: kollektsiya.ru

Тактический военно-транспортный самолет Ан-12 был изготовлен в 1242 экземплярах в Советском Союзе. Также выпускали модели в Китае, однако без лицензии. Некоторые машины используют до сих пор.


Фото: Дмитрий Казанов

Еще одним известным творением Антонова является турбовинтовой, широкофюзеляжный, транспортный самолет Ан-22 "Антей", который установил 41 мировой авиационный рекорд. 


Фото: milrus.com

Военно-транспортный многоцелевой самолет Ан-32 может эксплуатироваться в различных климатических условиях, в том числе в условиях жаркого климата (до 50 °C) и на высокогорных аэродромах (до 4500 м).


Фото: aif.ua

Знаменитый Ан-124 "Руслан" является крупнейшим серийным грузовым самолетом в мире, а к появлению Ан-225 "Мрия" был самым большим самолетом. Всего было построено 55 самолетов. В 1985 году на самолете Ан-124 "Руслан" был установлен 21 рекорд мира, в том числе с грузоподъемности (171219 кг на высоту 10750 м), а 6 мая 1987 года был установлен мировой рекорд дальности перелета замкнутым маршрутом. 


Фото: militaryarms.ru

Результатом разработок Олега Антонова стало производство крупнейшего самолета в мире Ан-225 "Мрия". В ноябре 2004 года Международная авиационная федерация внесла Ан-225 в Книгу рекордов Гиннесса за его 240 рекордов. В мире существует всего одна "Мрия", о планах завершить второй самолет в 2017 году в госпредприятии рассказали в прошлом году. Также ГК "Антонов" планирует запустить серийное производство Ан-225.


Фото: podrobnosti.ua

В общем под руководством Олега Антонова были разработаны транспортные самолеты Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-124, многоцелевые самолеты Ан-2, Ан-14, Ан-28 , способные базироваться на неподготовленных полосах длиной до 550 метров. КБ Антонова подарило и пассажирские самолеты Ан-10, Ан-24, цельнометаллические планеры А-11, А-13, А-15, мотопланер Ан-13 и дельтапланы "Славутич".

Олег Антонов - важный персонаж как в отечественной, так и мировой авиации, который был отдан самолетам и творил для безопасности и мирного неба. Антонов - яркий пример того, какие результаты может привести большая любовь к своему труду и большой талант.