Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Украинский режиссер Ахтем Сеитаблаев: "Крым - это заповедник коммунизма"

Ірина Наумець
Украинский режиссер Ахтем Сеитаблаев: "Крым - это заповедник коммунизма"
Ахтем Сеитаблаев. Фото: Магистерская программа по журналистике УКУ
Украинский режиссер первого полноформатного художественного фильма о депортации татар "Хайтарма" Ахтем Сеитаблаев считает, что между украинцами и крымскими татарами есть немало общего, хотя и они мало знают друг о друге. "Майдан", "казак", даже "хохол", что в переводе означает "сын неба" - это все слова тюркского происхождения. Кроме слов и песен, есть еще одно сходство - стремление к свободе, стремление открыто и свободно говорить о своих правах. Однако на территории полуострова такая возможность может быть потеряна.

"То, что сейчас происходит в Крыму, - это отголоски депортации", - рассказывает режиссер на презентации фильма в Львове в Украинском католическом университете 15 мая. Крым сегодня - это заповедник коммунизма. Это почетная пенсия для работников партийных органов, КГБ, отставных офицеров Российского флота".

В киноленте "Хайтарма" отражены события 1944 года, которые затронули каждую татарскую семью, говорит Ахтем Сеитаблаев. Это художественный фильм, в котором 90% - документальные факты, которые режиссеру удалось собрать из свидетельств очевидцев, архивных хроник и документов КГБ. Центральной фигурой киноленты выступает герой Советского Союза, десантник-истребитель Алейхем Султан, который освобождал Крым в составе 9-го истребительного полка. В нем отслужило 27 героев Советского Союза, четыре из которых получили двойной орден.

"Сыграть роль главного героя - это была моя режиссерская наглость", - признается Ахтем. К этому его вдохновило несколько моментов - легендарная личность самого Алейхема и просмотр фильма "Храброе сердце", в котором продюсер, режиссер и герой сочетаются в одном лице. И, наверное, больше всего повлияло то, что сыграть роль необычного Алейхема Султана было мечтой детства чуть ли не каждого крымского татарина.


Фото: Крымскотатарский вопрос online

"Я понимал, что человек, который сыграет эту роль, понесет величайшую ответственность, - объясняет режиссер. - Я не хотел кого-то подставлять и решил сыграть сам. К тому же со съемочной площадки легче управлять процессом". Один из актеров "хайтарма" признался в том, что для него участие в фильме - это, как горькое лекарство, как рана, которую надо снова вспомнить и пережить, говорит Ахтем.

"Слезы по Сталину"

Крымские татары - не единственный этнос, который советская власть выселила из оккупированной территории. Во времена существования империи коммунизма было депортировано около 49 народов, из которых 41 частично и 8 полностью. В течение 18-20 мая 1944-го из Крыма выдворили крымских татар, а примерно через месяц депортировали армян, греков и болгар. "Это трудно понять, зачем Советский Союз выселял своих детей, - замечает Ахтем. - Относительно крымских татар, то этот процесс начался еще при Екатерине II, а когда его продолжил Сталин, то, вероятно, просто остерегался так называемой пятой колонны - татар, имевших тесные связи с турками".

Ахтема Сеитаблаева не удивляет то, что в Крыму остались люди, для которых советское прошлое - это вся их молодость, о которой они с ностальгией вспоминают и в которую хотят вернуться. "В Крыму из 2 млн. 250 тыс. жителей есть около 700 тыс. пенсионеров, которые считают Советский Союз родным, - говорит он. - Когда они голосовали за Россию, вряд ли верили, что колбаса станет дешевле. Они просто хотели вернуться в свою молодость - не столько жить в России, как там умереть".


Фото: ИТАР-ТАСС

Советская пропаганда настолько проникала в сознание людей, что некоторые крымские татары до конца своих дней не отреклись от авторитета Сталина. По словам Ахтема, они не могли поверить, что он знал о том, что их выселяют и обвиняли в этом Берию, но только не Сталина. "По советской статистике, большинство крымских мужчин, старше 18 лет воевали на фронте на стороне советской армии, - рассказывает режиссер. - Когда они возвращались с фронта в Крым, то не знали, что их родителей, детей, женщин депортировали в неизвестном направлении".

Ахтем делится воспоминаниями, как когда-то плакал от умиления, когда его принимали в ряды пионеров. "Я рад, что живу в Советском Союзе. Я благодарил Бога, что не живу в Америке, где всех убивают", - теперь уже смеясь, под другим углом зрения он оценивает то, во что когда-то верил. По рассказам мамы он узнал, что в 1953-м году крымские татары всем бараком плакали из-за смерти Сталина так, будто весь мир сдвинулся. Правда, среди татар были и люди, которые осознавали "гниль" советской системы. Как рассказывает Ахтем Сеитаблаев, его дедушка по матери называл коммунистическую империю фальшивым союзом и говорил, что ни дня не будет работать на ее благо. Его трижды раскулачивали и трижды отправляли в Сибирь. Отсидев 3-4 года, он возвращался, начинал жизнь сначала, а потом его снова отправляли в ссылку. А вот родной дядя, папин брат, еще в 80-х г. клеил портреты Сталина на лобовое стекло, а когда слышал в его адрес упреки, ревностно защищал, не гнушаясь "русским матом".

"Фобии в отношениях"

"Где-то в классе 5-м я узнал, что быть крымским татарином - это плохо, - говорит Ахтем, - что ты какой-то испорченный, что ты в чем-то виноват и тебе нельзя ехать в Крым, потому что ты этого не заслужил. Ты не свободен в своем праве жить там, где жили твои родители".

Он хорошо помнит тот год, когда вместе с родителями вернулся из Узбекистана в Крым. Тогда их никто в Крыму не ждал. Мол, на работу тебя не берут, потому что у тебя нет прописки. Тебя не прописывают , потому что ты не стал на воинский учет. На воинский учет не ставят, потому что ты не имеешь справки о месте работы.

"То есть создавался такой замкнутый круг, из которого ты не мог самостоятельно выйти", - вспоминает времена лишений. Он до сих пор не забыл, как в 1989 году, когда они только вернулись, их называли "чучмеками" из Средней Азии. По словам Ахтема, из трех крымских татар двое имели высшее образование, и некоторые из крымчан воспринимали их как конкурентов, занимающих места.


Print screen с фильма "Хайтарма". Источник: ipc-dzhankoy.org

"Приходят устраиваться на работу строителя, а в трудовой книжке внесена запись, что работал инженером, - рассказывает режиссер. - Для человека, который не имел образования, это означало, что строитель с высшим образованием будет бельмом в глазу, а крымскотатарское происхождение лишь придавало неблагонадежности" .

Ни от кого помощи они не получали, говорит татарин, за исключением Украины, которая позже что-то начала делать. Только через полтора года ввели государственную программу по выделению кредитов, которая очень быстро рухнула после распада Советского Союза. По мнению Ахтема, Украина - единственная страна на постсоветском пространстве, которая хоть и поздно и не всегда лояльно, но все-таки сделала прогресс в том, чтобы крымские татары вернулись на родину. По его словам, татарский народ чувствует свою принадлежность к Украине, потому что с этой страной у него иная система взаимоотношений, чем с Россией, связи с которой всегда заканчивались плачевно.

"Ощущение принадлежности к Украине стало фундаментом для целого поколения, и я не знаю, как они будут жить сейчас в Крыму", - задумывается режиссер. Вопреки всему, Ахтем признает, что украинцы и крымские татары мало ознакомлены с культурой друг друга и это становится поводом для фобий. "Когда люди по незнанию боятся других, на фоне этого страха могут подниматься разные образы - от мифических бандеровцев к татарам, которые кого-то должны зарезать", - замечает режиссер. По его словам, чем меньше знаем друг о друге, тем легче нами управлять и тем более имеем фобий в отношениях друг с другом. Отчасти это порождалось нежеланием знать больше, а Советский Союз этим пользовался, говорит Ахтем.

"Предатель Советского Союза"

Крымскотатарскому народу понадобилось много времени, чтобы развеивать стереотипы, которые использовались в советском окружении Крыма. Ахтем Сеитаблаев вспоминает о своей преподавательнице, чрезвычайно интеллигентной женщине с уважительной манерой разговаривать и одеваться, которая полностью довершали ее аристократический образ. Через полгода знакомства она, преподавая в группе крымских татар, рассказала, что перед их приездом парторг собирал всех преподавателей и предостерегал. Мол, возвращаются мусульмане, которые отмечают праздник жертвоприношения. "В этот день отпускайте, пожалуйста, своих детей на улицу и сами не ходите, ибо они особенно ловят "русских" - приносят в жертву и пьют кровь", - устрашающе предупреждал парторг, которого Ахтем знает уже 30 лет. "Мы смеялись по этому поводу и удивлялись, как такая образованная женщина могла в это поверить", - говорит режиссер.


Print screen с фильма "Хайтарма"

Несмотря на то, что взаимоотношения между крымскими татарами и Кремлем всегда плохо заканчивались для самих татар, люди не шли на измену. Да и само клеймо предатель Советского Союза", которым в фильме так ловко советские солдаты клеймили татар, воспринималось как оскорбление. Фигура главного героя "хайтарма" вызывает противоречивые размышления о том, почему, узнав о депортации, он, десантник-истребитель, не полетел "бомбить" советскую авиацию.

"Танец жизни"

Ахтем объясняет это каким-то внутренним убеждением: ты дал слово и ты имеешь обязанности. "Безусловно, свою роль сыграла идеологическая машина с ее лозунгами: "Мы лучшая страна в мире", "У нас мудрые руководители". По словам режиссера, с точки зрения драматургии - это прекрасный момент, с точки зрения жизнь - это фарс.

Сейчас Ахтем с сожалением констатирует, что крымский народ пережил большую историю вытравливания своих лидеров, которые могли бы повести за собой и поддерживать идею национального самосознания. "С одной тыс. татар, участвовавших в фильме, 500-600 - это люди, которые реально пережили депортацию. Раньше они были детьми, а сейчас им около 70-ти лет", - говорит режиссер.

Как он отметил, съемка фильма - это как поход в разведку или как ныряние в глубокую реку: ты нырнул, а где вынырнешь не знаешь. В его творчестве уже десять фильмов. "Каждый раз я очень боюсь, - признается Ахтем Сеитаблаев. - Каждый раз у меня такое ощущение, будто я чего-то не знаю. Чего-то не понимаю". По его словам, он осознавал, что с одной стороны фильм отслеживают крымские татары на достоверность и точность эмоционального выражения, а с другой - его будут анализировать кинокритики с точки зрения документалистики и исторической правды.

Режиссер фильма пытается передать подлинность крымскотатарской культуры не только через раритетные женские украшения, посуду и колоритную одежду, но и закладывает ее в само название фильма. В 50-х г. существовал танцевальный ансамбль, которому дядя Ахтема дал название "Хайтарма". Однако сам танец возник давно, рассказывает татарин, еще в начале XIII в. в Крыму его распространили дервиши. "Это медитативный танец единения человека, Бога и земли, - объясняет Ахтем. - Круговые движения женщины и мужчины - это циклические движения солнца, символ возврата, символ движения и нетленной жизни. И пока будет хотя бы один крымский татарин или хотя бы одна крымская татарка, которые его станцуют, до тех пор наш народ будет жить".

Ирина НАУМЕЦ
 

Справка

Ахтем Сеитаблаев - режиссер и исполнитель главной роли первого крымскотатарского полноформатного художественного фильма о депортации крымских татар "Хайтарма". Ахтем Сеитаблаев родился в городе Янгиюль, недалеко Ташкента, 11 декабря 1972 г. После окончания школы в 1989 вместе с семьей переехал из Узбекистана в Крым, в 1992 окончил актерское отделение Крымского культурно-просветительского училища, в 1999 - отделение режиссуры и драматургии Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И. К. Карпенко-Карого. Играл в спектаклях Государственного крымскотатарского академического музыкально-драматического театра в Симферополе, там же в качестве режиссера поставил театральные спектакли "Моя любовь Электра" (по пьесе венгерского драматурга Ласло Дюрка), "Лесная песня" (по Лесе Украинке) , "Браво, Амадео!" (по А. С. Пушкину), а также свою дипломную работу по мотивам "Бахчисарайского фонтана" ( А. С. Пушкин), которые идут и сегодня. В качестве второго режиссера работал над лентами "Татарский триптих" (режиссер Александр Муратов) и "Мамай" (режиссер Олесь Санин), а также на телевидении - на телеканале "Про-ТВ". С 2005 работает в труппе Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра.

Лауреат государственной премии Крыма - за роль Макбета в одноименном спектакле (в крымскотатарском варианте спектакль называется "Макдуф"), кроме этого, получил театральную премию "Киевская пектораль" - за роль Ромео в спектакле "Ромео и Джульетта".