Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Почему не следует вводить чрезвычайное или военное положение на востоке Украины

Почему не следует вводить чрезвычайное или военное положение на востоке Украины
Фото: Viktor Serduk/ facebook.com
Директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец на своей странице в Facebook приводит ряд веских аргументов за борьбу украинских военных с террористами на востоке Украины в формате антитеррористической операции (АТО).

На сайте нашей компании Defense Express опубликован материал, который написали два уважаемые мною военные профессионалы. Они утверждают, что в условиях действующей законодательной базы вводить чрезвычайное положение в Донецкой и Луганской не только нельзя, а и недопустимо. А те, кто настаивают на его введены, или внимательно не читали соответствующие законы, или делают это сознательно действуя вопреки национальным интересам Украины.

Еще хуже - с введением военного положения. И почему формат именно антитеррористической операции выглядит наиболее рациональным в нынешних сложных условиях.

Фактически, это ответ на призыв, которые в последнее время звучат со стороны ряда политиков, законодателей, высокопоставленных чиновников и экспертов по срочной отмены АТО и введение на востоке нашего государства чрезвычайного или военного положения. По их мнению, это существенно повысит эффективность борьбы с террористами, благодаря улучшению руководства ею, расширит возможности применения Вооруженных Сил Украины и т.п.. Но это может иметь обратный эффект.

Итак ...

1. АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ

Известно, что через ряд серьезных субъективных и объективных причин, которые требуют отдельной, профессиональной оценки, АТО происходит недостаточно эффективно. В частности, наблюдается отсутствие единого жесткого руководства ее мероприятиями, должного взаимодействия соответствующих сил и средств, необходимого логистического обеспечения их действий, наличия подготовленных резервов и т.д.. Существуют определенные недостатки и в нормативно-правовом, организационном, финансовом, кадровом и другом обеспечении АТО.

Но, вступления в силу одобренных Верховной Радой Украины 5 июня с.г. принципиальных изменений в законы Украины по борьбе с терроризмом (регистр. 4985 от 02.06.14р) обеспечит существенное усиление организационных основ такой борьбы и эффективности функционирования Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины, расширит перечень субъектов борьбы с этим явлением и их полномочия, а также более детальное определение сил и средств, привлекаемых к проведению АТО. Так, в частности, теперь Вооруженные Силы будут иметь право применять оружие и боевую технику в мирное время для обеспечения в ходе проведения АТО выполнения задач по пресечению деятельности незаконных военизированных или вооруженных формирований (групп), террористических организаций, организованных групп и преступных организаций, участия в задержании лиц , а также для обезвреживания лиц в случаях, когда их действия реально угрожают жизни и здоровью заложников, участников АТО или других лиц.

2. ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Сейчас на востоке нашего государства продолжается АТО. Согласно положениям статьи 12 Закона Украины "О борьбе с терроризмом" непосредственное управление этой операцией и руководство соответствующими силами и средствами осуществляет оперативный штаб, возглавляемый руководителем Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины. Он, в случае необходимости и при наличии предусмотренных Законом оснований, может внести на рассмотрение Совета национальной безопасности и обороны (далее - СНБО) Украины предложения о введении чрезвычайного положения в Донецкой и Луганской областях. Предположим, что такое предложение будет внесено и после выполнения определенных процедур и принятия необходимых решений СНБО, Президентом Украины и Верховной Радой Украины на востоке Украины будет введено чрезвычайное положение.

При этом завершится проведение АТО. И во исполнение требований статьи 10 Закона Украины "О правовом режиме чрезвычайного положения" полномочия Военного командования получают Служба безопасности Украины, Военная служба правопорядка в Вооруженных Силах Украины и Главное управление Национальной гвардии Украины, которое должно его возглавить в нынешней ситуации на востоке государства.

В соответствии с положениями статьи 20 упомянутого закона, Военное командование вправе привлекать из числа силовых структур к осуществлению мер правового режима чрезвычайного положения (которых по количеству и, особенно, сложностью на порядок больше, чем при проведении АТО!), Включая борьбу с террористами, только силы и средства органов Министерства внутренних дел Украины, в том числе Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины и Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины (далее - Служба правопорядка).

Все же боевые соединения и части Вооруженных Сил, а также боевые самолеты и вертолеты не могут привлекаться к выполнению мер правового режима чрезвычайного положения, а потому вернутся в места постоянной дислокации.

Следует учитывать и то, что Служба правопорядка состоит из органов управления, подразделений охраны военных объектов, патрульно-постовой службы, безопасности дорожного движения и специального назначения. Общая численность их личного состава примерно около 2,0 тыс. человек, вооруженных к тому же исключительно легким стрелковым оружием.

При участии в осуществлении мероприятиях правового режима чрезвычайного положения эта Служба выполнять (согласно статье 3 Закона Украины "О Военной службе правопорядка в Вооруженных Силах Украины") только задачи по: участию в борьбе с вражескими диверсионно-разведывательными группами на территории Украины; организации сбора, сопровождению и охране военнопленных; обеспечения соблюдения комендантского часа в гарнизонах; охраны военных объектов, военных городков и их населения, содействие его эвакуации; восстановление и поддержание порядка и дисциплины в воинских частях; контроля за движением транспортных средств и перевозкой грузов Вооруженных Сил Украины.

Есть большие сомнения в готовности и способности Главного управления Нацгвардии Украины осуществлять эффективное руководство борьбой с незаконными вооруженными формированиями на востоке Украины и одновременным выполнением в полном объеме мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения в Донецке, Луганске, Славянске, Краматорске и других городах. Кроме того, с ограничением при введении чрезвычайного положения представительства Вооруженных Сил только Службой правопорядка, боевые возможности воинских формирований по борьбе с террористами и боевиками уменьшатся в несколько раз по сравнению с аналогичными возможностями упомянутых формирований, участвовавших в АТО.

Необходимо иметь в виду также то, что сроки проведения АТО не ограничиваются по времени, а чрезвычайное положение может быть введено на востоке Украины на срок не более 60 суток. В случае необходимости он может быть продлен Указом Президентом Украины, но не более чем на 30 суток, после утверждения его Верховной Радой Украины.

К тому же введение чрезвычайного положения сделает невозможным проведение внеочередных выборов в Верховную Раду и органы местного самоуправления.

3. ВОЕННЫЙ ПОЛОЖЕНИЕ

Вопрос о введении военного положения в отдельных местностях Украины представляется еще более сложным и опасным за возможными негативными внутриполитическими, экономическими, социальными и гуманитарными последствиями, особенно в Донецкой и Луганской областях. В случае введения военного положения завершится проведение АТО. Вооруженные Силы и другие воинские формирования перейдут к ведению боевых действий против незаконных вооруженных формирований. Поэтому последующие события могут развиваться по следующему сценарию.

Россия заявит о начале гражданской войны на востоке Украины и признает так называемые "силы самообороны" ДНР и ЛНР воюющей стороной. Последние, будут принимать меры по окончательному выводу из строя систем водоснабжения и энергетики в Донецке, Луганске, Славянске, Краматорске и других городах для создания в них гуманитарной катастрофы. Таким образом они будут побуждать их население к эвакуации в Ростовскую область РФ, в приграничных районах которой уже введено чрезвычайное положение и якобы готовят лагеря для беженцев. А упомянутые города они хотят превратить в Украинской аналоги бывшего "Грозного", нынешнего "Алеппо", "Хомса" и т.п..

Нельзя исключать, что при этом Россия введет без решения Совета Безопасности ООН на территорию Украины так называемые "миротворческие" силы, создаст гуманитарные коридоры для беженцев на государственной границе, которые также будут использоваться для беспрепятственного обеспечения всем необходимым "сил самообороны" ДНР и ЛНР.

Такого развития событий допустить нельзя.

Стоит напомнить, что Россия за последние десятилетия ни разу не вводила военного положения в Москве и на Кавказе. Так, например с сентября 1999 по апрель 2000 г. она проводила конттерористичну операцию на Северном Кавказе (официальное название второй чеченской войны), которая по своим задачам аналогична "антитеррористической операции", определенной в украинском законодательстве.

Надо учитывать и то, что введение военного положения сделает невозможным проведение внеочередных выборов в Верховную Раду и органы местного самоуправления.

Источник: facebook.com/szgurets