Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Без люстрации: Укрзализныцю может возглавить чиновник времена Януковича

Без люстрации: Укрзализныцю может возглавить чиновник времена Януковича
Алексей Кривопишин. Фото: alexey-kryvopishyn.kiev.ua
Отстраненного гендиректора УЗ Бориса Остапюка может заменить начальник Юго-Западной железной дороги Алексей Кривопишин.

В 2006-2007 и 2011-2012 гг. руководителем "Укрзализныци" (УЗ) был Владимир Козак, который лоббировал интересы транспортно-экспедиторской компании "Лемтранс" Рината Ахметова.

В 2008-2011 гг. УЗ возглавлял Михаил Костюк, который покупал рельсовые крепления у корпорации КРТ, принадлежащей львовским бизнесменам Ярославу и Богдану Дубневичам. В то же время братья Дубневичи платили госменеджеру роялти за каждую деталь, так как ему принадлежал патент на их производство.

УЗ – мощная госмонополия, объединяющая шесть железных дорог. Как сообщал INSIDER, их совокупная выручка в 2013 году превысила 50 млрд грн, а прибыль составила почти полмиллиарда.

По мелочи

В апреле УЗ возглавил Борис Остапюк, который раньше работал в структурах материально-технического обеспечения железных дорог. Не пожелавший себя назвать собеседник INSIDER в руководстве УЗ рассказал, что нового гендиректора монополии рекомендовал Андрей Иванчук – ближайший соратник премьера Арсения Яценюка.

Борис Остапюк

Одной из основных задач Остапюка было проведение реформы "Укрзлизныци". О ней руководство страны говорит последние 10 лет. Реформа предполагает акционирование УЗ и объединение всех шести железных дорог в одном акционерном обществе, которое должно быть структурировано по функциональному принципу: пассажирское направление, грузовое, локомотивное и т.д.

Непосредственный воплотитель реформы - Максим Бланк, который был назначен первым заместителем Остапюка. Последние годы Бланк возглавлял инвестиционную компанию Astrum Capital бизнесмена Леонида Юрушева.

"Реформирование УЗ продолжается, несмотря на то, что оказывается сильное сопротивление", - говорит Бланк в разговоре с INSIDER.

Почему реформу столько лет не удавалось воплотить в жизнь? Ее внедрению противятся начальники железных дорог. Руководитель государственного транспортно-отраслевого объединения, как сейчас называется железная дорога, является удельным царем на своей территории. Он принимает ключевые решения, распоряжается финансовыми потоками.

После реформы должность начальника дороги будет приравнена к руководителю структурного подразделения внутри компании.

Максим Бланк

Остапюк и Бланк, как и все предыдущие руководители УЗ, первым делом заменили поставщиков. По информации Наші гроші, небольшие подряды на общую сумму 9 млн грн получила в числе прочих и фирма "Форест", одним из основателей которой была бывшая супруга Остапюка - Иванна Выслинская.

Кроме того, новое руководство УЗ запланировало отремонтировать 110 пассажирских вагонов на 865 млн грн. Максим Бланк не скрывает, что часть этих средств может достаться Днепропетровскому вагоностроительному заводу Леонида Юрушева.

Царь дорог

Когда в сентябре Яценюк отстранил Остапюка от исполнения обязанностей гендиректора УЗ из-за "возможных злоупотреблений в финансово-хозяйственной" деятельности, резонанса это не вызвало.

Проблемы у Остапюка возникли не только из-за хозяйственной деятельности.

"Под него копает Алексей Кривопишин, хочет сменить его на посту гендиректора", - сообщил INSIDER собеседник в УЗ.

"Такие слухи ходили, но до закона о люстрации", - говорит Бланк.

Кривопишин – начальник самой крупной Юго-Западной железной дороги (ЮЗЖД), центр управления которой находится в столице. Он занимает эту должность уже 12 лет - с 2002 года.

Закон о люстрации, принятый 7 октября и предусматривающий запрет госслужащим времен Виктора Януковича занимать высокие посты, никак не отразился на его карьере.

Придя в УЗ, Остапюк попытался сменить всех начальников дорог, кроме руководителя львовской дороги Богдана Пиха, у которого налажены контакты с европейскими железнодорожниками.

Кроме него, на своем месте остался лишь Кривопишин.

Источник INSIDER в окружении Остапюка рассказал, что начальник ЮЗЖД имеет хорошие отношения с нынешним вице-премьером по вопросам ЖКХ Владимиром Гройсманом. "Они давно знакомы по Виннице. Если Гройсман станет премьером, Кривопишин пойдет на гендиректора УЗ", - говорит собеседник.

Слева направо: Алексей Кривопишин, Николай Джига, Владимир Гройсман, Борис Колесников, Владимир Козак/Фото: komr.gov.ua

В 2010 году Кривопишин был избран депутатом Винницкого облсовета от Партии регионов в одномандатном округе города Козятин – одного из основных транспортных узлов ЮЗЖД. Гройсман до прихода в правительство был мэром Винницы.

Как сообщал INSIDER, Владимир Гройсман – главный кандидат на пост главы правительства в случае, если Петру Порошенко удастся самостоятельно сформировать пропрезидентское парламентское большинство после выборов.

ЧИТАЙТЕ: План Порошенко: Технический премьер и свое большинство

С Остапюком поговорить не удалось. Руководитель пресс-службы УЗ Тарас Пастушенко сообщил, что до окончания работы комиссии, расследующей деятельность гендиректора УЗ, он не будет общаться с прессой.

Уютное место

Как Кривопишин управляет ЮЗЖД? Придя на должность, он создал компанию "Украинский центр обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте" (УЦОП) – одноименную с госпредприятием в структуре дороги. В 2004 году частный УЦОП взял в аренду у дороги гостиницу "Экспресс", которая находится на бульваре Шевченко в столице. Оборот компании в 2013 году, по данным SMIDA, составил 23 млн грн.

Контрольный пакет акций ПАО "УЦОП" принадлежит компании "Солід-Актив", основанной Любовью Беловой и Марией Снежко – супругой и дочерью Кривопишина. Сейчас фирма принадлежит гонконгской компании Trusty Investment (Group) Limited.

Программа ЗІК. Наші гроші сообщает о том, что Кривопишин и его семья создали группу компаний, которые получают подряды ЮЗЖД. Например, фирма "Текс-Стиль" обеспечивает поезда чаем, бельем, сахаром и пр. Заработала на дороге 40 млн грн. Соучредитель компании – Любовь Чередник - является также главой набсовета ПАО "УЦОП".

Среди победителей торгов, связанных с семьей Кривопишина, в программе называются компании: "Мастер клін", "Небесний світ", "А1 технолоджі груп", ОТД "Безпека руху", "Сучасні фрікційні системи", "Суперщітка" и "Залізний кулак".



Михаил Костюк и Алексей Кривопишин/Фото: alexey-kryvopishyn.kiev.ua

Как выяснил INSIDER, окружение Кривопишина зарабатывает на всем. Ему, например, принадлежит большинство торговых точек на киевском ЖД-вокзале, который возглавляет ставленница начальника ЮЗЖД - Ирина Харина.

Так, агентство "Экспресс" арендует подземный туннель возле выхода из станции метро "Вокзальная". В Реестре судебных решений можно найти разбирательства, в которых Фонд госимущества требует возместить долги по арендной плате. Выручка предприятия в 2013 году составила 8,8 млн грн.

Агентство "Экспресс" было основано в 2003 году супругой Кривопишина Любовью Беловой и женой его брата – Инной Полищук. Сейчас агентство переписано на гонконгскую компанию Trader Investment Development Limited.

Ей же принадлежит фирма "Нео-бізнес системи". В 2007 году Киевсовет передал ей здание по улице Ивана Федорова, 32 под офисно-складской комплекс. Первоначально предполагалось, что здесь должна была быть столовая для сотрудников ЮЗЖД.

Невестка Кривопишина Инна Полищук и его дочь Мария управляют загородным спорт-клубом Olympic Village, которым владеет ФОП Полищук. Рекламу этого клуба можно увидеть на вокзале "Киев-Пассажирский".

Кормилец дороги

В 2013 году ведомственная железнодорожная газета "Магістраль" сообщила о прогрессивном опыте ЮЗЖД, которая начала сдавать вагоны-рестораны в аренду частной компании "Інтервеб", "предложившей самые выгодные условия".

По данным Госреестра, "Інтервеб" принадлежит фирме "Шпіль", а та, в свою очередь, принадлежит уже упомянутой компании "Солід-Актив" Кривопишиных.

Для того, чтобы обеспечить вагоны-рестораны, Кривопишины основали маленький сельско-хозяйственный бизнес. Летом 2013 года возле села Вишенки под Киевом, впритык к даче покойного ныне Георгия Кирпы, была построена небольшая ферма. 

Сотрудник ЮЗЖД на условиях анонимности рассказал, что ферму возводили работники Козятинского и Фастовского строительно-монтажных управлений дороги. Осенью 2013 года корреспондент INSIDER побывал на этой ферме. "Коров и свиней здесь выращивать будут", - рассказал один из работников.

По его словам, участок принадлежит фирме "Лагуна плюс". Фермерское хозяйство с таким названием было создано в 2004 году. Его возглавляет Любовь Белова – супруга начальника ЮЗЖД.

ЧИТАЙТЕ: Янукович с "Семьей" до сих пор зарабатывает миллиарды благодаря "Укрзализныци"

Есть у семьи Кривопишина и общий бизнес с крупными железнодорожными бизнесменами. В 2007 году была создана экспедиторская компания "Сіті Вей". 10% ее уставного капитала принадлежат невестке Кривопишина Инне Полищук, а еще 25% - австрийской компании T.S.L. - Trading and Shipping Logistics GmbH. По данным австрийского реестра, она принадлежит Антону Пригодскому – бывшему соратнику Виктора Януковича.

На момент публикации Алексей Кривопишин не отреагировал на просьбу  прокомментировать конфликт с Остапюком и его причастность к компаниям, обогощающимся на железной дороге. Руководитель пресс-службы ЮЗЖД Анна Малиенко обещала передать ему вопросы INSIDER.

Сейчас команды Остапюка и Кривопишина ведут информационную войну друг против друга. Остапюку вменяют то, что в ноябре 2012 года Управлением МВД на ЮЗЖД он был объявлен в розыск. Его обвиняли в преступлении, предусмотренном ст. 263 – "Незаконное обращение с оружием".

В ответ окружение отстраненного гендиректора УЗ организовало скандал с кассирами киевского вокзала, которые пожаловались на поборы со стороны руководства, назначенного Кривопишиным.

ЧИТАЙТЕ: Обновление и восстановление подвижного состава "Укрзализныци" будут проводить за счет государства

В это время Алексей Кривопишин на свооем сайте рассказывает о том, что в "реформировании железной дороги нужно взять паузу", так как невозможно провести оценку имущества Донецкой дороги.

"На основании заявления малоизвестной компании из Полтавы Антимонопольным комитетом заблокирован конкурс на отбор оценщика, - рассказывает Бланк. - Ожидаемый срок создания акционерного общества УЗ сдвинулся на несколько месяцев".

По его словам, акционирование может произойти в марте 2015 года. Впрочем, если к этому времени УЗ возглавит Кривопишин, о реформировании вряд ли можно будет говорить в обозримом будущем.

Источник: INSIDER