Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Бронежилеты для сил АТО: причины и решение проблемы

Бронежилеты для сил АТО: причины и решение проблемы
Фото: ndtv.com
Проблема индивидуальной защиты украинских военнослужащих в зоне АТО остается одной из самых резонансных в контексте проведенной на Донбассе операции.

К Минобороны, которое вроде бы еще с весны получает достаточные средства для обеспечения АТО (из резервного фонда, согласно данным группы "ИС", Минобороны получило с 11 марта по 6 июня 4 млрд. 771 млн. 700 тыс. грн.), возникает масса вопросов: отчего столько медленно осуществляется закупка бронежилетов? Отчего де-факто закупки бронежилетов производятся лишь у одного производителя (что, кстати, частично и объясняет их черепаший ход)? Насколько уровень защиты закупаемой "брони" обеспечивает безопасность наших ребят в АТО? И немало иных вопросов. 

Группа "ИС" попыталась разобраться в ситуации. Представляем наши основные выводы. Все они подтверждены документально (соответствующие документы находятся в распоряжении "ИС").

Итак, фактически все бронежилеты, закупаемые Минобороны задолго до АТО для миротворческих контингентов (а это были бронежилеты "Корсар М3"), поставлялись предприятием НПП "Темп-3000". Продукция этого предприятия действительно отличается высоким качеством и прошла "обкатку" в различных миротворческих миссиях, в которых выполняли задачи украинские военнослужащие.

Но на сегодня для быстрого удовлетворения нужд силовиков необходимо участие в закупках и других производителей (стоит понимать, что все годы независимости Украины потребность в подобной продукции была весьма ограничена, и один производитель не в состоянии за пару-тройку месяцев перейти с производства десятков бронежилетов на десятки тысяч).

Формальное объяснение военных чиновников: бронежилеты "Корсар М3" - единственные украинского производства, которые удовлетворяют необходимым требованиям, и только они приняты "на вооружение". При этом на сегодня список закупаемых бронежилетов расширился – за счет закупки образцов "Корсар М3-1-4" и "Корсар 4". Все того же производителя, и все с тем же объяснением от военных чиновников.

Между тем, это объяснение выглядит странно. И вот почему.

Дело в том, что на оснащение Вооруженных сил Украины бронежилеты "Корсар" в любой модификации не приняты. Как и любые другие. В МО не существует никаких письменных документов – приказа, распоряжения или поручения МО - о принятии подобных средств защиты на оснащение Вооруженных сил. Так что теоретически "право на закупку" любой другой бронежилет имеет точно такое же, как и марки "Корсар".

ЧИТАЙТЕ: 10 украинских героев, которые стали легендами АТО

Что касается бронежилетов, то в Вооруженных силах требования к ним зафиксированы лишь в одном, довольно устаревшем документе под названием "Тактико-технические требования (тактико-техническое задание) к бронежилету панцирному кевларовому для поставок подразделениям Сухопутных войск ВС Украины", который был утвержден Командованием СВ ВСУ еще 15 ноября 2003 года.

На основании этого документа для закупки бронежилетов Министерством обороны используются технические условия ТУ У 18.2-31778043.046-2003, разработанные производителем бронежилетов "Корсар". Соответственно, этим условиям удовлетворяют… только бронежилеты "Корсар М3".

Более того. Бронежилеты внесены в Военный классификатор ВК 001-2000 с таким подробным описанием и техническими характеристиками, что удовлетворяют им также исключительно бронежилеты "Корсар". Причем непонятно, на каких основаниях эти предметы вещевого имущества вообще внесены в классификатор – учитывая, как мы упоминали выше, что не существует документов об их принятии на оснащение ВС Украины.

Все это делает невозможным участие в закупках других производителей.

К слову, в качестве "стандарта" при закупках существует образец-эталон бронежилета "Корсар М3", который был утвержден 6 января 2014 года для последующих закупок для армии (но утверждение этого образца юридически – не постановка на оснащение). Формально этот образец-эталон на сегодня также не удовлетворяет указанному ТУ У 18.2-31778043.046-2003, поскольку после утверждения этого образца в ТУ вносились изменения, которые не были заново утверждены, как того требует Военный стандарт 01.301.001-2009 "Система разработки и постановки на производство предметив вещевого имущества. Основные положения".

Что касается других модификаций бронежилетов "Корсар", закупаемых армией, то они закупаются и вовсе на непонятных основаниях. Так, сейчас, как известно, военные чиновники предлагают закупать бронежилет "Корсар 4" как единственный бронежилет для десантных войск и Сил специальных операций ВС Украины. Между тем, эти бронежилеты не соответствуют требованиям Сил спецопераций, которые были документально изложены и переданы Тылу Вооруженных сил Украины 27 марта 2014 г.

ЧИТАЙТЕ: Новая мобилизация: зачем она нужна и кому ждать повесток

В связи с этим выглядит непонятной формулировка чиновников Минобороны о "несоответствии требованиям" бронежилетов других производителей (имеются в виду упомянутые "Тактико-технические требования (тактико-техническое задание) к бронежилету панцирному кевларовому для поставок подразделениям Сухопутных войск ВС Украины» от 15 ноября 2003 года). Поскольку этим требованиям не отвечают и закупаемые сейчас бронежилеты "Корсар 4" и "Корсар М3-1-4".

К слову, мы намеренно не называем тех производителей, которые пытаются стать поставщиками средств защиты для армии, но получают отказы от Минобороны – поскольку предлагаем решить проблему в принципе, а не лоббировать отдельные предприятия. Мы также не подвергаем сомнению качество и надежность бронежилетов марки "Корсар" - это действительно отличные средства защиты, в чем ежедневно убеждаются наши военнослужащие в зоне АТО.

Однако, во-первых, едва ли Минобороны имеет право создавать условия для отсутствия здоровой конкуренции при осуществлении закупок для армии за бюджетные средства.

А во-вторых, раз уж производитель-"монополист" не может оперативно и в полном объеме решить столь актуальную проблему поставки бронежилетов военным, нельзя искусственно "отлучать" от решения этой проблемы других производителей.

В связи со всем вышеизложенным, явно существует необходимость срочного решения проблемы. В частности, предлагается:

1. Внести изменения в Нормы вещевого обеспечения ВС Украины (утверждены постановлением КМУ от 28.10.2004 №1444) с целью внесения в них средств индивидуальной защиты военнослужащих, а также включить их в табели к штатам воинских частей ВСУ.

2. Пересмотреть "Тактико-технические требования (тактико-техническое задание) к бронежилету панцирному кевларовому для поставок подразделениям Сухопутных войск ВС Украины" от 15 ноября 2003 года на предмет их соответствия современным требованиям с учетом опыта АТО. Разработать подобные Тактико-технические требования к бронежилетам для высокомобильных десантных войск и Сил специальных операций ВС Украины.

3. Утвержденные ТУ к бронежилетам должны быть выкуплены МО у разработчика (подобные прецеденты существуют в отношении других предметов вещевого имущества – когда МО выкупало ТУ за символическую сумму в 1 грн.) и предоставлены другим производителям средств защиты с целью обеспечения их участия в закупках бронежилетов и касок (шлемов) для ВС Украины.

4. Закупаемые бронежилеты должны быть поставлены на оснащение ВС Украины приказом МО.

Источник: sprotyv.info