Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Дешевых автомобилей из Европы не будет еще десять лет

Дешевых автомобилей из Европы не будет еще десять лет
Фото: dpa
Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС предусматривает снижение пошлин на европейские автомобили. Однако ждать этого украинцам придется до 2025 года, - пишет "Немецкая волна".

Верховная Рада вскоре должна ратифицировать соглашение об ассоциации с ЕС. Документ сейчас находится в украинском МИД. "Мы ждем его передачи в администрацию президента, и после соответствующих процедур он будет внесен в парламент", - заявил 30 июля заместитель главы администрации президента Валерий Чалый. По его словам, сейчас готовится национальная программа имплементации Соглашения об ассоциации, некоторые позиции которого должен одобрить украинский парламент в виде законопроекта. 

Если депутаты все таки ратифицируют соглашение, большая часть импортных товаров станет доступнее для украинцев благодаря отмене ввозных пошлин. Однако украинским автолюбителям радоваться рано - снижение таможенных ставок не коснется автомобилей европейского производства. 

Лоббисты сделали свое дело 

Еще до парафирования соглашения с ЕС лоббисты украинских автопроизводителей добились, чтобы снижение пошлин были незначительными. Были установлены и односторонние защитные барьеры от чрезмерного импорта европейских авто, возмущается генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. 

"Соглашение складывалось и парафировалось при правительстве Азарова. Именно через это правительство украинские автопроизводители пролоббировали, чтобы переходный период для импортируемых автомобилей составил 15 лет", - пояснил специалист. Итак, соглашение предусматривает поэтапное снижение ввозной пошлины на новые легковые автомобили, выпущенные в странах Евросоюза. 

Сегодня импортеры завозят в Украину автомобили, платя пошлину в размере 18,6%. При этом 10% - это обычная пошлина, а остальные 8,6% - скандально известные спецпошлины, через которое к Украине были претензии у партнеров по ВТО. После ратификации соглашения об ассоциации с ЕС спецпошлины будет автоматически отменено. В течение первого года после подписания соглашения будет сохраняться 10-процентная таможенная ставка. А начиная с 2015-го, в течение следующих девяти лет, она будет снижаться на 1 процентный пункт. 

И только в 2025 году к ввозимым с ЕС автомобилей может быть применена нулевая ставка. При этом автопроизводители добились, чтобы в течение этого периода существовал лимит на ввоз автомобилей из Европы - не более 45 тысяч штук в год, отмечает Назаренко. Интересным представляется еще один нюанс. Если этот лимит импорта иномарок из стран Европы какого-то года будет превышен, пошлина снова вернется на отметку 10%. И это не требует согласования с ЕС все эти десять лет. Олег Назаренко приводит пример: "Если в этом году будет завезено в Украину более 45 тысяч машин, то в следующем году пошлина не упадет до 9%, как предусмотрено в переходном периоде соглашения". 

Эксперт отмечает, что этот лимит охватывает не только европейские марки автомобилей, но и корейские, японские, китайские, собранные в странах ЕС. Например, Suzuki, которая собирается в Венгрии, KIA словацкой сборки или Nissan из Испании тоже будут считать европейскими автомобилями. В интервью Deutsche Welle Назаренко отметил, что в 2013 году в Украину было ввезено 67 тысяч автомобилей. За первое полугодие этого года, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, импортировано уже 26 тысяч иномарок. "До конца года мы, конечно, превысим этот лимит. Украинские производители будут этот механизм активно использовать в своих интересах. При таких условиях таможенные ставки не снизятся, пока не закончится этот переходный период", - отмечает генеральный директор Всеукраинской ассоциация автомобильных импортеров и дилеров. 

Ни себе, ни другим 

Главным аргументом украинских автопроизводителей, когда они проталкивали такие "драконовские" ограничения для импорта европейских автомобилей, было сохранение рабочих мест на предприятиях. Однако из-за сложной политической и экономической ситуации в Украине большинству из них таки придется закрыть свое производство, предполагает директор аналитической компании Da Vinci AG Анатолий Баронин. Ведь даже несмотря на жесткие ограничения импорта конкурировать с европейскими автогигантами будет трудно. 

"Украинские автопроизводители не модернизировали свое производство, чтобы сделать конкурентный продукт. Они были слишком уверенными, что соглашение об ассоциации с ЕС Украина не подпишет", - считает Баронин. 

Украинский автопром только условно можно назвать украинским, отмечают аналитики, ведь в основном на украинских автозаводах идет крупноузловая сборка автомобилей российских, корейских или китайских компаний. Как известно, владелец Запорожского автомобильного завода (ЗАЗ) Тариэл Васадзе заявил, что из-за трудного положение в Украине производство автомобилей на ЗАЗ может остановиться уже в сентябре.

О намерении приостановить сбор авто на Кременчугском автомобильном заводе АвтоКрАЗ - за падения спроса - заявила корпорация АИС, которая выпускала там автомобили российских марок ГАЗ, УАЗ, ВАЗ, а также корейской марки SsangYong и китайской Geely. По данным "Укравтопрома", в июне в Украине было выпущено 1009 легковых авто, что в три с половиной раза меньше, чем в мае. По сравнению с прошлогодними показателями производство упало еще существеннее - в четыре раза. 

В проигрыше потребители 

Импортные автомобили дорогие за сохранения таможенных ставок, автомобилей украинского производства - не хватает. Именно с такой проблемой в ближайшее время столкнутся украинские потребители, считают обозреватели. 

"В конечном счете от всего этого проигрывают потребители. Им придется отказаться от нового автомобиля в пользу подержанных. Но и они не подешевеют для украинцев, ведь действие соглашения об ассоциации с ЕС на этот сегмент не распространяется", - констатирует директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк . 

Кроме этого, от установления чрезвычайно долгого переходного периода для нулевых таможенных ставок на европейские автомобили проигрывает и Украина как государство, убежден Олег Назаренко. "Нулевые таможенные ставки могли бы заинтересовать инвесторов перенести автопроизводство с "дорогих" европейских стран к нам, где украинскому рабочему можно платить 500 евро, а не 5000 евро, как в Германии. Но для этого сейчас условий нет", - констатирует генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров. 

Он сомневается, что условия импорта европейских автомобилей будет пересмотрена в уже подписанном соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС. 

Источник: dw.de