Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Контрабанда на Донбассе - кто и как перевозит товары в "ЛНР"

Контрабанда на Донбассе - кто и как перевозит товары в
Фото: dw.com
Контрабандисты открыли для себя новое поле деятельности - нелегальную переправку грузов через линию разграничения на Донбассе. Репортаж DW.

"Проходите, тетя, не надо документов, я вас помню", - "Бур", боец добровольческого батальона "Айдар", лениво закуривает, даже не поднимаясь со скамейки, чтобы пропустить женщину, которая пешком направляется в поселок Золотое со стороны Первомайска. Эта лавочка и несколько бетонных блоков возле здания заброшенной шахты "Родина" представляют собой единственный на всю Луганскую область официальный пункт перехода через линию соприкосновения. Пересечь его сейчас можно только пешком или велосипедом. Пропускают только жителей ближайших сел и городков, мужчин "боеспособного" возраста часто задерживают.

За полчаса, что мы дежурим с "Буром" на блокпосту, мимо нас проходят четверо или пятеро местных. Все с тяжелыми сумками - кто-то несет родственникам в "ЛНР" дефицитные продукты, кто-то забирает из своих домов, что остались по ту сторону фронта, банки с домашней консервацией. Этим все движение и ограничивается.

Вблизи блокпосту в Станице Луганской

Вблизи блокпосту в Станице Луганской

Еще до недавнего времени эта небольшая дорога была не главной магистралью по поставке грузов на оккупированные территории. Но в феврале на линии разграничения с самопровозглашенной "ЛНР" начали требовать с украинской стороны специальное разрешение на перевозку грузов. В мае председатель военно-гражданской администрации Луганской области Геннадий Москаль вообще полностью запретил пересекать линию разграничения грузовикам.

"Тариф - гривна за килограмм груза"

Вместе с ограничениями появились и желающие, которые стремятся их обойти. "С февраля всю контрабанду "крышевал" наш батальон", - с бойцом "Айдара", который просит называть его просто Георгием, мы встречаемся в одном из баров Северодонецка, где нарушают еще один запрет Москаля - продают алкоголь военным. "На меня вышли местные бизнесмены, пояснили, что "на той стороне" люди страдают без продуктов. Почему бы и не помочь, и не заработать на этом?", - рассуждает боец.

По словам Георгия, в случае стало то, что "Айдар" занимал позиции на самом переднем крае, контролируя последние блокпосты на контролируемой Украиной территории. Шахта "Родина" оказалась самым удобным местом. На пути к ней грузовик тоже сопровождали бойцы "Айдара", помогая пересекать блокпосты. "В день в среднем по 50 машин проходило, тариф - 1 гривна за килограмм груза, 10 тысяч с нормальной фуры, считайте, сколько получается", - продолжает боец. Деньги, уверяет он, шли преимущественно на нужды батальона - на них закупали топливо для техники, снаряжения, выплачивали пособие неоформленным официально добровольцам.

Москаль и сам неоднократно обвинял "Айдар" в содействии незаконному пересечению грузов через линию разграничения. Реальные объемы незаконных перевозок назвать трудно. По оценкам общественного объединения "Народное доверие", за последние полгода по всему Донбассу они превысили один миллиард долларов.

Батальон заменили, проблема осталась

В начале мая губернатор Москаль прервал айдаровскую схему, задержав возле шахты "Родина" около 170 грузовиков с товаром, за рулем которых были в том числе и военные. "Нас тогда СБУ-шники арестовать хотели, но мы ведь тоже с оружием были, - вспоминает Георгий. - После этого работать не получается, все жестко".

Руководство АТО под эгидой борьбы с произволом добровольческих батальонов постепенно забирает "Айдар" с передовой. Уже объявлено об отводе айдаровцев за Счастье, ранее в Станице Луганской их подменил батальон МВД "Чернигов".

Мост через Северский Донец возле Трехизбенки

Мост через Северский Донец возле Трехизбенки

Но проблема нелегальной перевозки грузов, судя по всему, остается и в дальнейшем. На днях пресс-служба Национальной гвардии Украины сообщила, что бойцы батальона имени генерала Кульчицкого, что входит в состав Нацгвардии, задержали во время попытки пересечения линии разграничения шесть грузовиков с продуктами и алкоголем, которые сопровождал боец "Чернигова". Между тем, как сообщается на официальном сайте луганского губернатора, подразделения МВД "Чернигов" и "Торнадо" уже выведены за пределы Луганской области.

Коррупция переходит на высший уровень?

Москаль не перестает заявлять, что контрабандные схемы развращают вооруженные силы. "Поэтому я собираюсь держать посты закрытыми", - пояснил он в разговоре с корреспондентом DW. По его словам, остаются неконтролируемыми и объездные грунтовые дороги. "Так почему они не перекопаны, почему не поставлены инженерные сооружения?" - рассуждает Москаль.

Бойцы батальонов, в свою очередь, считают, что коррупция при перевозке грузов просто переходит на высший уровень. Такая критика со стороны бойцов "Торнадо" прозвучала, в частности, в адрес начальника Луганского областного управления МВД Анатолий Науменко. Главный милиционер области в разговоре с интернет-порталом "Гордон" назвал такие обвинения "фейком".

"В конце концов контрабанда будет существовать до тех пор, пока будет существовать жесткая граница, - делает вывод Георгий с "Айдара". - И чем жестче запрет, тем дороже стоит его обойти и тем более привлекательным становится такой бизнес".

Источник: dw.com