Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

США готовы применить санкции против украинских чиновников

США готовы применить санкции против украинских чиновников
Длительное время санкции против украинской власти со стороны США выглядели только пугалом, которым оппозиция время от времени "тролила" Януковича. Но в течение двух месяцев Банковая в своих отношениях с Америкой совершила головокружительный прыжок в пропасть.
В ноябре "Украинская правда" опубликовала конфиденциального письма государственного секретаря Джона Керри к президенту Виктору Януковичу. Тон послания выглядел дружелюбным и оптимистичным - тут тебе и обещание поддержать деньгами МВФ, и перезагрузки двустороннего диалога, и намек на организацию полноценной встречи с Бараком Обамой.
 
Но за это время, с октября по декабрь, Янукович заставил Вашингтон полностью изменить оценку его личности. В глазах американской власти он превратился в агрессивного и время неадекватного авторитарного руководителя, готового утопить собственное государство в крови ради сохранения власти, что приносит ему неконтролируемое обогащения.
 
Подобные метаморфозы обычно не проходят без последствий. Санкции - это последний инструмент реагирования, который означает фактическое замораживание отношений с такой страной. Решение об их применении даются сложно, но Америка имеет такой опыт. И, в отличие от Европейского Союза, где решения принимаются консенсусом среди 28 государств, Вашингтон способен реагировать быстро и жестко.
 
За эти два месяца США кардинально изменили риторику в отношении Януковича - теперь они прямо предупреждают о наказании, которое ждет на украинского президента и его подчиненных в случае новых попыток силового решения ситуации с ЄвроМайданом.
 
Слово "санкции" прочно закрепилось в лексиконе сенаторов и - и это самое главное - должностных лиц Государственного департамента США. По состоянию на сегодня идея адресного кнута зафиксировано в позиции многих американских чиновников.
 
Первое - это проект резолюции Палаты представителей №447, внесен 16 декабря 2013 года шестью конгрессменами: "...в случае дальнейшего применения силы представителями властей против мирных протестующих Палата представителей может рассмотреть адресные санкции против тех, кто давал команды или был привлечен к применению силы".
 
Второе - это проект резолюции Сената №319, внесенный 11 декабря 2013 года одиннадцатью сенаторами: "в случае дальнейшего применения силы против мирных протестующих, президент США и Конгресс могут рассмотреть, следует ли применять адресные санкции, в том числе визовые ограничения и замораживание активов, в отношении лиц, ответственных за отдачу приказа или совершения насилия".
 
Третье - это заявление руководителя Хельсінскої комиссии США сенатора Бена Кардина 11 декабря 2013 года: "Если украинская власть не предпримет конкретных действий для улучшения ситуации, международное сообщество должно серьезно рассмотреть вопрос о проведении дополнительных мероприятий, таких как адресные санкции против украинских чиновников, ответственных за нарушения прав человека, в том числе подавление мирных протестов".
 
Четвертое - это заявление сенатора от Аризоны и бывшего кандидата в президенты США Джона МакКейна от 19 декабря 2013 года: "Администрация президента и Конгресс должны довести до сведения украинской власти, что дальнейшее насилие и другие примеры нарушения прав человека в отношении мирных граждан будет встречено адресными санкциями против виновных. Это не пустая угроза".
 
Пятое - это заявление официального представителя Государственного департамента США Джен Саки, 11 декабря 2013 года: "Все варианты политики в отношении Украины, включительно с введением санкций, находятся на столе".
 
Часть украинского истеблишмента имеет ошибочное представление, что для введения санкций США нужно принять отдельный акт или даже специальный закон вроде "Закона Магнитського", что займет несколько лет и много часов изнурительных заседаний Конгресса.
 
На самом деле, законодательная база для введения наказания против украинской верхушки уже давно существует. На сегодня есть как минимум две нормы американского права, которые позволяют наказывать украинских чиновников и их родственников путем запрета выдачи новых или аннулирования уже имеющихся виз.
 
Первая норма содержится в Акте об иммиграции и национальности США. Статья 212 (а)(3)(с) очерчивает тех лиц, которым должно быть отказано в предоставлении американской визы:
 
"Иностранцы, которые являются неприемлемыми для получения американской визы и допуска на территорию США:
- ...иностранец, чей въезд или вероятна деятельность на территории США будет иметь потенциально серьезные неблагоприятные последствия для внешней политики Соединенных Штатов, если обоснованные основания считать так будет государственный секретарь США".
 
Эта практика запрета в выдаче виз неоднократно применялась США в отношении должностных лиц различных стран, которые были причастны к нарушению прав человека или попыток захватить власть путем фальсификации выборов или военного мятежа. Ведь эти люди своими действиями наносили ущерб не только собственным государствам, но и геополитическом интереса Америки в части распространения демократии как универсальной ценности по всему миру. Под санкции также попадали родственников подобных чиновников.
 
Рекомендации по применению санкций за этим Актом государственному секретарю США дает региональная секция Госдепа. В случае Украины это Бюро по делам Европы и Евразии, которое возглавляет заместитель Джона Керри Виктория Нуланд.
 
Нуланд хорошо осведомлена о режиме Януковича. Она трижды за последние полтора месяца посетила Украину и собственными глазами видела штурм Майдана спецподразделениями "Беркут". Собственно, эта операция выглядела как пощечина в ее адрес, ведь подобные действия в присутствии американского чиновника демонстрировали полное пренебрежение призывами Вашингтона к мирному разрешению кризиса.
 
Авторству Нуланд предстоит крайне недипломатичное слово "отвращение", которым Керри следующего утра охарактеризовал попытки зачистить Площадь. Собственно, это она, находясь на месте событий в Киеве, написала текст заявления, который оперативно было распространено государственным секретарем.
 
 
Поэтому для Нуланд, как куратора Украины в Госдепе, не составит большой сложности определить перечень украинских чиновников, причастных к разработке и воплощению антидемократических решений власти.
 
Вторая юридическая база для применения санкций против украинских чиновников - это президентский указ Джорджа Буша-младшего от 2004 года под номером 7750. Он сфокусирован на коррупционерам, которые пытаются попасть в Соединенные Штаты, а также фальсифікаторах выборов и лицах, которые осуществляют давление на судебную ветвь власти.
Этот указ, исходя из формулировок, дает возможность запретить въезд на территорию Америки целому ряду представителей украинской верхушки:
 
"Въезд В США, на іміграційній или неіміграційній основании, приостанавливается для следующих лиц:
(a) Действующие или бывшие государственные чиновники, чье вымогательство или принятие каких-либо материальных ценностей или другой выгоды в обмен на любое действие или бездействие при выполнении своих функций мало ли имеет серьезные неблагоприятные последствия для национальных интересов США.
(b) Лица, чье предоставление или предложение предоставить любые материальные ценности или другие выгоды в обмен на любое действие или бездействие чиновников при исполнении своих государственных функций мало ли имеет серьезные неблагоприятные последствия для национальных интересов США.
(c) Действующие или бывшие государственные чиновники, чье незаконное присвоение государственных средств или вмешательство в судебный, избирательный или другой общественный процесс имел или имеет серьезные неблагоприятные последствия для национальных интересов Соединенных Штатов.
(d) Супруги, дети и зависимые члены семьи лиц, указанных в пунктах (a) , (b) и (c), которые являются бенефициарами каких-либо материальных ценностей или других преимуществ, полученных такими лицами".
 
Под "серьезные неблагоприятные последствия для национальных интересов США", о которых упоминается в указе Буша, так же подпадают притеснения демократии и прав человека, распространение которых является официальной внешнеполитической доктриной Вашингтона.
 
Обнародование фамилий лиц, попавших под действие американских адресных санкций, запрещено. Единственное, что удалось узнать "Украинской правде" - в свое время именно на основании этого акта президента Буша был лишен права въезда в США Григория Суркиса.
 
В целом в 2007 году Госдеп отчитывался, что указ 7750 применялся, начиная с 2004-го, "дюжину раз". Существует информация, что визы были отменены чиновникам из Камбоджи, Кении и Нигерии. Теперь этот список могут пополнить люди с не менее экзотическими для американцев фамилиями. Такими, как Klyuyev, Zakharchenko или Lyovochkin.
 
Сергей Лещенко, "Украинская правда"