Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Танковый таран старшего лейтенанта Абрамовича

Танковый таран старшего лейтенанта Абрамовича
Артем Абрамович. Фото: zhitomir.info
Журнал "Тиждень" публикует рассказ о героическом лейтенанте Абрамовиче, который погиб в бою с русскими оккупантами.

Неподалеку от российской границы у села Никифорово в Донецкой области стоят два изувеченных танка, что столкнулись лоб в лоб: украинский Т-64 и российский Т-72. Как говорят, к ним местные жители до сих пор носят цветы, хотя это событие и произошло еще в середине августа прошлого года. История наших танкистов, погибших в этом бою, до конца не выяснена. Но после того как двое из них наконец упокоились на родине, рассказать о ней уже можно.

Украинским Т-64 командовал 24-летний житель Житомира Артем Абрамович, жизнерадостный, приветливый юноша. Еще во время учебы в Академии сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного он был одним из первых на курсе. По окончании ее попал в 30-ю отдельную механизированную бригаду, где его назначили командиром танкового взвода.

С весны 2014 части бригады дислоцировались на юге Украины, охраняя это направление от возможного вторжения диверсионных отрядов со стороны Крыма. Некоторое время танковый взвод Артема стоял у Бердянска. Именно здесь 14 июля парень давал комментарий «Телевизионной службе новостей», который вышел в эфир на следующий день и есть в интернете: «Наша задача - прикрытие этой дороги. Мы всегда будем готовы их встретить, принять бой, отбить атаку, не пустить врага к городу».

27 июля части бригады перебросили в район Саур-могилы освобождать из котлов войска, которые там оказались после попытки взять под контроль российско-украинскую границу и их расстрела «Градами» и артиллерией с территории РФ. Сначала операция развивалась более или менее успешно: наши войска сломили сопротивление сепаратистов близ села Степановка у подножия Саур-могилы и быстро двигались дальше на восток. Правда, заходили они в то же узкое «устье» между городами Торез - Снежное - Красный Луч, которые захватили террористы, и по российской территории, из которой только что с такими большими проблемами начали выбираться «окруженцы». 5 августа подразделение бригады в составе трех боевых машин пехоты и одного танка заняло высоту у Никифорова. Руководил тамошним блокпостом старший лейтенант Артем Абрамович. В нескольких километрах оттуда действовали еще два блокпоста, там тоже были командирами лейтенанты и старшие лейтенанты, юноши 22-24 лет.

Все штабы с генералами, полковниками и подполковниками остались где-то позади, а ударный кулак бригады во главе с одним боевым майором пошел вперед, в город Минусинск, и далее на Боково-Платово. Блокпосты лейтенантов «болтались» между штабами и основными силами.

Сначала лейтенантам говорили, что их миссия заключается лишь в том, чтобы прикрыть отступление наших войск, деморализованных и расстрелянных в котлах. Вроде вслед за этими частями должны сниматься и они - прикрывать отступление. Затем просто приказали оставаться на месте без какого-то конкретного задания.

В общем связь со штабами была чрезвычайно плохой. Даже еду приходилось приобретать где-то «на стороне», потому что сухпайки быстро закончились. Сначала продовольствие и воду оставляли колонны, которые выходили из котлов, затем продукты привозил командир соседнего блокпоста, который действовал в селе, - ребята покупали все за свой счет. Вскоре ситуация ухудшилась: вокруг шныряли диверсионно-разведывательные отряды врага, и пришлось перебиваться тем, что осталось. Так, воду ребята нашли только ... на соседнем сельском кладбище. Переливали из банок, что там стояли, и кипятили.

 

Продолжали бой только танк Артема и несколько пехотинцев. Кому-то из них удалось подбить один российский Т-72, ​​что надвигался слева от дороги. Другие ребята были контужены, ранены или в нервном шоке. Учитывая ситуацию, старший лейтенант Абрамович приказал бойцам отходить, а сам с экипажем решил прикрывать отступление.

Раненые и контуженные быстро погрузились на уцелевшие боевые машины и взяли курс на Миусинск. Танк Абрамовича должен был двигаться с ними. Он разворачивался, чтобы выехать на дорогу, и тут на него на бешеной скорости выскочил один из российских Т-72. Как все дальше произошло, никто из бойцов точно не помнит. Танки столкнулись почти лоб в лоб.

Есть версия, что оба экипажа какие-то минуты оставались живыми и пытались спастись. Абрамович даже успел вытащить через нижний люк механика-водителя - пожилого, немного коренастого солдата, и полез обратно по своего наводчика. Но здесь произошел взрыв: сдетонировал боекомплект, башня отскочила на землю, а внутри танка все охватило пламя.

Больше шансов уцелеть было в российских танкистов: их машина не взорвалась, хотя солдаты могли сильно ушибиться из-за мощного столкновения. Но Т-72 тоже получил «неизлечимые» повреждения. Позже его подорвал кто-то из вражеской стороны.

Долгое время теплилась надежда, что Артем Абрамович в плену. В конце августа в интернете появилось видео с пленниками - украинскими солдатами, один из которых напоминал старшего лейтенанта снаружи. Мать парня поехала искать его на территорию самопровозглашенной «ДНР», где пробыла три месяца. Встречалась даже с Захарченко, общалась с местными жителями, обыскала почти каждый сантиметр поля, где сгорел танк сына, но все напрасно.

 

Cело Никифорово. Место танкового боя, в котором погибли старший лейтенант Артем Абрамович и его собратья

3 октября 2014 на месте бывшего танкового боя работали следопыты Союза «Народная память», были обнаружены останки жертв. Через полтора месяца группа снова уехала в тот район - забрала останки тел еще нескольких бойцов. Тесты ДНК показали: среди погибших - старший лейтенант Артем Абрамович и наводчик Петр Барбух. Удалось найти и двух погибших из боевой машины пехоты, которая была подбита вражескими танками в первый момент боя. Сейчас все еще неизвестна судьба механика-водителя.

Группа, которую прикрывал танк Абрамовича, успешно добралась до Миусинска. Большинство ребят - участников боя под Никифоровым остались живыми и несколько месяцев назад вернулись домой. Только Артема привезли позже всех. Его похоронили в Житомире 23 мая 2015.

 

Источник: tyzhden.ua