Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

ИТ-индустрию переведут на спецрежим: что в новой версии "Дия City" и как это может изменить рынок

ИТ-индустрию переведут на спецрежим: что в новой версии
Фото: Вестник. Официально о налогах
Президент Владимир Зеленский вместе с Министерством цифровой трансформации, Министерством финансов и фракцией "Слуга народа" вплотную приблизились к эксперименту по реформированию условий работы ИТ-индустрии.

За два-три месяца парламент, вероятно, проголосует во втором чтении за законопроект 4303-Д о введении в Украине летом 2021 специального правового режима "Дия.City".

По мнению авторов реформы, спецрежим "позволит создать в Украине мощный IT-хаб в Центральной и Восточной Европе" и ускорить рост отрасли с 20% до 40% в год.

А представители ИТ-отрасли опасаются, что спецрежим негативно повлияет на индустрию, а саму концепцию "Дия.City" называют "классным пиарным проектом, призванным поднимать политический рейтинг президента и отдельных топпосадовцив".

ИТ-индустрия Украины сегодня

Украинские ИТ-индустрия начала зарождаться в конце 1990-х - начале 2000-х годов с выходом на рынок первых аутсорсинговых ИТ-компаний: ELEKS, SoftServe, Miratech.

Тогда иностранные корпорации только начинали открывать для себя Украину, потому отдавали на аутсорс в Украине только отдельные функции, которые не требовали глубокой технической экспертизы.

Украинские разработчики зарекомендовали себя как профессионалы, оказывающие ИТ-услуги высокого качества. Тогда иностранные корпорации начали передавать украинском и разработку инновационных технологий с целостными решениями.

С тех пор количество ИТ-специалистов в стране постоянно зростатала: с 38 тыс в 2011 году до 191,8 тыс в 2019 году.

Рост рынка труда ИТ-специалистов и количества ИТ-специалистов в 25 ведущих ИТ-компаниях Украины

ИСТОЧНИК: DOU.UA

Согласно исследованию ассоциации IT Ukraine, сейчас более 50% заказов украинским ИТ-компаниям поступают из США. На втором месте - Великобритания, где средняя зарплата программиста с налогами составляет 5 тыс долл.

Почему иностранные ИТ-компании начали активно снимать ИТ-специалистов в Украине? Если средняя зарплата ИТ-специалиста по налогам в Берлине достигает 5,2 тыс долл, в Сан-Франциско - 8,4 тыс долл, в Амстердаме - 6,2 тыс долл, то в Киеве - 2,2 тыс долл.

Невысокая стоимость труда в Украине обусловлена ​​низким уровнем экономического развития страны и использованием украинском ИТ-компаниями модели трудовых отношений, построенной на системе налогообложения ФЛП, которые платят 5% от дохода.

То есть средняя заплата по стране в 5,6 раза меньше, чем в ИТ-специалистов, а ставка налогов с нее в восемь раз больше - 41,5%.

Вместе с тем, в ИТ-индустрии работают около 192 тыс человек, средняя зарплата после уплаты налогов - около 2 тыс долл. Таким образом, только за год на выплату зарплат идет 4,6 млрд долл, что эквивалентно 127,2 млрд грн.

Более 90% этих денег вливаются в экономику страны, в частности в экономику конкретных городов.

Ситуация свидетельствует, что украинская ИТ-индустрия успешно конкурирует на мировом рынке и растет на 20-25% в год без всякого стимулирования со стороны государства.

Зачем запускают "Дия.City"

Стремительный рост валютных поступлений в ИТ-индустрии в Украине не осталось незамеченным. Шесть-семь лет назад в ИТ-компаниях начался период массовых обысков.

Чуть позже на повестке дня возникла дискуссия по поводу злоупотребления крупным бизнесом упрощенной системе налогообложения, которую называют "ключевым элементом" Украинский теневой экономики и "внутренним оффшором".

Хотя настоящими столбами украинской теневой экономики до сих пор являются оффшорные схемы, конвертационные центры, "скрутки" и "серый импорт".

По подсчетам старшего экономиста "CASE Украина" Владимира Дубровского, схема "ФЛП вместо найма" обходится бюджету ежегодно 2,5-5 млрд грн. Но, отмечает он, большинство работников такой схемы является ИТ-специалистами, которые и так выезжают из Украины, несмотря на выгодные условия налогообложения.

Итак, перечисленные проблемы ИТ-индустрии послужили новому руководству страны основой для кардинально реформирования условий ведения бизнеса ИТ-компаниями.

В сентябре 2020 президент озвучил следующие основные цели введения спецрежима "Дия.City": "упростить налогообложение, либерализовать трудовые отношения и усилить защиту от неправомерного вмешательства в работу компаний из сферы ИТ".

В Минцифры заявляли, что "Дия.City" позволит: увеличить долю ИТ и креативной индустрии в ВВП Украины с 3,7-4,2% до 10% и уменьшить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда ИТ-специалистов в 5 раз.

Концепция была представлена ​​в сентябре 2020 Минцифрою. Идея заключалась в создании специального правового режима для IT-индустрии, который позволит построить в Украине самый мощный IT-хаб в Центральной и Восточной Европе.

Однако первая версия спецрежима "Дия.City" - законопроект №4303 - вызвала много критики со стороны ИТ-индустрии. Наибольшее возмущение вызвали: полная отмена сотрудничества предприятий с контрактниками ФЛП третьей группы, введение обязательных сборов сборы с резидентов "Дия.City" размером 14-21 долл в месяц с каждого работника и появление нового государственного регулятора, который будет содержаться за счет резидентов "Дия.City".

При этом в концепции не попало важнейшая для индустрии вопросы развития образования.

Начиная с сентября 2020 между Минцифры и представителями ИТ-индустрии происходил интенсивный диалог, законопроект прошел несколько итераций и 25 марта Минцифры представила обновленную версию спецрежима "Дия.City" - законопроект №4303-д.

Что предлагает "Дия.City" сейчас

Законодательная база проекту "Дия.City" состоит из трех частей. Первый законопроект - рамочный - описывает основные принципы работы специального правового режима "Дия.City". Второй - налоговый - описывает, какие будут налоги у работников ИТ-индустрии и ИТ-компаний. Третий - о защите - законопроект, который минимизирует неправомерное вмешательство правоохранительных органов в деятельность резидентов "Дия.City".

Сейчас пока рассматривается первый из них. Что в нем? 

Резидентами спецрежима "Дия.City" могут стать компании, которые замаються:

✔ разработкой и тестированием программного обеспечения, включая изданием компьютерных игр;

✔ изданием и распространением программного обеспечения, в частности Saas;

✔ обучением компьютерной грамотности, программированию, тестированию и технической поддержке ПО;

✔ Digital marketing и Ads с использованием программного обеспечения, разработанного резидентами;

✔ Другие виды деятельности, которые будут четко определены для Действие City

Критерии входа для аутсорсинговых, R&D и продуктовых компаний:

✔ имеют направления деятельности, предусмотренные "Дия.City";

✔ 90% удельный вес доходов от осуществления этих видов деятельности;

✔ средняя зарплата эквивалентна 1200 евро;

✔ количество работников / GIG-специалистов за отчетный период составляет не менее девяти.

Критерии входа для стартапов:

✔ имеют направления деятельности, предусмотренные "Дия.City";

✔ 90% удельный вес доходов от осуществления этих видов деятельности;

✔ сумма годового дохода не превышает 7 млн ​​грн;

✔ зарегистрирован не ранее чем через 24 месяца.

Что получат резиденты "Дия.City":

✔ специальный налоговый режим;

✔особливи условия трудоустройства;

✔гарантии защиты интеллектуальной властности;

✔ иностранные венчурные инвестиции;

✔ гарантии защиты лица и собственности от вмешательства силовиков.

Что изменилось в новой редакции проекту сравнению с предыдущей версией?

Во-первых, упрощены требования к стартапов и теперь не нужен бизнес-план.

Во-вторых, установлен четкий переход с модели ФОТ в гиг-контрактов - 2 года от регистрации первого резидента.

Лицо, заключит договор с резидентом "Действие Сити", будет называться гиг-работником, заключен контракт - гиг-контракту, а задача - гигами. Гиг-экономика (англ. Gig Economy) - модель трудовых отношений, основанной на краткосрочных контрактах или неформальных договоренностях.

В-третьих, значительно уменьшились полномочия Минцифры. В предыдущей редакции в Минцифры были большие полномочиями, не были выписаны четко. Минцифры могло широко трактовать отдельные нормы, в частности, включение компании в реестр резидентов "Дия.City" и исключение из него.

В-четвертых, вступление в саморегулируемую организацию резидентов будет добровольным. В предыдущей редакции ИТ-компании обязаны вступать в саморегулируемую организацию.

В-пятых, либерализуются нормы договоров о непереманювання.

В-шестых, более конкретно прописаны основания для утраты статуса резидента, а также механизм апелляции.

Кроме этого, во время презентации обновленного законопроекту руководитель фракции "Слуга народа" Давид Арахамия дал публичное обещание "похоронить" в парламенте законопроект №5054 авторства премьера Дениса шныряли об определении понятия трудовых отношений и признаков их наличия.

Что это за документ? Это фактически реинкарнация резонансного законопроекту "по противодействию применению незадекларированной труда", который Минсоцполитики предложило для общественного обсуждения еще в 2019 году.

Он предусматривает определить на законодательном уровне понятия "трудовых отношений" и принципы наличия трудовых отношений. В законопроекти определяются семь признаков наличия трудовых отношений. В то же время, для установления факта трудовых отношений достаточно трех критериев.

Введение таких норм фактически уничтожает схему работы ИТ-компаний с ФОТ-контракторами, поэтому ИТ-отрасль выступала категорически против.

Примечательно, что этот законопроект появился в начале февраля 2021 во время горячей фазы переговоров ИТ-индустрии с Минцифрою по спецрежима "Дия.City". Такое совпадение больше похож на то, что правительство вместе с парламентом решили принудительно перевести всю ИТ-индустрию на спецрежим "Дия.City".

"Мы точно сделаем так, что похороним этот законопроект (№5054. - ЭП) в Верховной Раде. Это в моих компетенциях. Если это будет трудно сделать я лично зарегистрирую десять дисяч правок и мы это точно похороним", - заверил Арахамия.

Что говорят представители ИТ-индустрии

Опрошенные ЭП представители ИТ-индустрии по-разному оценивают условия спецрежима "Дия.City". Оценки варьируются от нейтрально-положительных до отрицательных.

В частности, вице-президент, председатель СЕЕ EPAM Юрий Антонюк говорит, что в целом поддерживает версию законопроекту 4303-д. "Фактически это переработанный вариант законопроекту 4303, в нем уже учтены положения, которые вызвали много дискуссий внутри ИТ-индустрии", - говорит Антонюк.

Что же касается одного из главных вопросов - будущей модели налогообложения работы ИТ-работников - председатель СЕЕ EPAM говорит, что отмена трудовых отношений через ФОТ и полный переход на штатные взаимоотношения негативно повлияет на развитие ИТ-индустрии.

"Стоит понимать, на что именно будет происходить замена этих отношений. От перехода на GIG-контракты и появления штатных специалистов пределах Дия.Сити с уменьшением налоговой нагрузки все только выиграют. И компании, в которых большое количество штатных специалистов, и компании с большой количеством ФЛП", -  говорит он.

Управляющий директор Luxoft Украина Виталий Кармазинский говорит, что проект закона "Дия.City" хоть и содержит положительные изменения, но все же не решает принципиальные вопросы, которые важны для IT-отрасли.

В частности, он перечисляет следующие нормы:

✔ регулятор в виде Минцифры остался (хотя и с меньшими полномочиями)

✔ налоговый законопроект не опубликован, возможны дополнительные сборы не отрегулированы;

✔ проведения аудиторских проверок ежегодно с непонятными полномочиями проверяющих вызывает вопросы;

✔система ФЛП остается только на переходный период, при этом концепция ГИГ-сотрудников все еще нуждается в доработке.

"Введение новых определений в сферу уже урегулированных отношений может привести к различным трактовкам и, соответственно, к различным подходам к применению. Важно, чтобы система ФЛП оставалась в виде альтернативы течение хотя-бы 3-х лет. Чтобы мы увидели, что ГИГ-система полностью рабочей и успели перестроиться", - объясняет директор Luxoft.

"Также для нас важно принятие всех изменений пакетом, это позволит понять в среде мы будем работать дальше и планировать соответственно. Поэтому мы сейчас продолжаем диалог с создателями законопроекту и рассчитываем, что коллеги из Минцифры и профильного комитета учтут эти моменты", - добавил он.

Исполнительный директор Ассоциации IT Ukraine Константин Васюк также отмечает:

  • пакетном голосовании законопроектов (рамочный + налоговый + защита)
  •  переходный период три года;
  • оставление свободного выбора формы взаимодействия с сотрудником в том числе ФЛП в рамках "Дия.City";
  • отсутствие саморегулируемых организациях и дополнительных сборов;
  • сохранение уровня налогообложения для всех форм сотрудников "Дия.City": ГИГ-контракторов, частных ФЛП на уровне действующей модели третьей группы;
  • переходный период не менее трех лет. Первый год разрабатываются подзаконные акты, второй год они работают, третий - судебная практика.

"Красные" линии Минфина 

Уже известно, что правительство и парламент не планирует выполнять ряд критических требований ИТ-отрасли.

В комментарии ЭП в Министерстве финансов сообщили, что выступают категорически против оставления возможности использования ФОТ 3-й группы сотрудниками ИТ-компаний как в пределах проекту "Дия.Сити", так и за пределами этого проекту, "поскольку использования ФОТ в деятельности ИТ-компаний фактически является заменой трудовых отношений".

В ведомстве отмечают, что в рамках проекту "Дия.Сити" для работников ИТ-компаний и так предлагается снижение налогов на фонд заработной платы (5% НДФЛ вместо 18%).

При этом идея по снижению ставки НДФЛ поддерживается Минфином только при установке уровня заработной платы ИТ-работников не ниже 60 тыс. Грн и определения четкого перечня профессий работников, непосредственно разрабатывающих программное обеспечение или создают программный продукт, по доходам которых будет применяться льготная ставка НДФЛ.

В Минфине также обозначили свои "красные" линии в пределах введения спецрежима "Дия.Сити".

Во-первых, это уменьшение ставок налогов и сборов на фонд заработной платы более согласованного Минфином уровня.

Во-вторых, снижение минимального порога заработной платы работников ИТ-компаний (60 тыс. Грн), который позволяет при снижении ставки обеспечить уровень поступлений налогов в действующих условиях налогообложения.

Не менее противоречива позиция авторов реформы и по пакетного голосования законопроектов. Так, правительство и парламент предлагают ИТ-индустрии достаточно радикальную реформу условий работы в стране, однако при этом два ключевых аспекта этой реформы - детали модели налогообложения и детали закона "маски-шоу стоп-3" - до сих пор неизвестны.

В комментарии ЭП в Минцифри сообщили, что голосование за законопроекты происходить в соответствии с процедурами Верховной Рады.

"Про пакетное голосование за все законы, связанные со становлением спецрежима "Дия City", не идет. Это связано с особенностями регламента и загруженностью профильных комитетов. Даже одновременная подача законопроектив, к сожалению, не гарантирует синхронного голосования", - отметили в Минцифры.

25 марта на пресс-конференции, посвященной доработанном законопроекту "Дия City" Давид Арахамия подтвердил этот тезис.

По его словам налоговый законопроект будет принят в первом чтении во время второго чтения законопроекта по "Дия City". Председатель фракции заявил, что временная задержка с принятием законопроекта по "Действие City" и соответствующем налоговом законопроекту составит 3-4 недели.

При этом законопроект "маски-шоу стоп-3" будет принят после регистрации первых резидентов "Дия City".

Источник: Экономическая правда

Автор: Всеволод Некрасов