ИТ-индустрию переведут на спецрежим: что в новой версии "Дия City" и как это может изменить рынок
За два-три месяца парламент, вероятно, проголосует во втором чтении за законопроект 4303-Д о введении в Украине летом 2021 специального правового режима "Дия.City".
По мнению авторов реформы, спецрежим "позволит создать в Украине мощный IT-хаб в Центральной и Восточной Европе" и ускорить рост отрасли с 20% до 40% в год.
А представители ИТ-отрасли опасаются, что спецрежим негативно повлияет на индустрию, а саму концепцию "Дия.City" называют "классным пиарным проектом, призванным поднимать политический рейтинг президента и отдельных топпосадовцив".
ИТ-индустрия Украины сегодня
Украинские ИТ-индустрия начала зарождаться в конце 1990-х - начале 2000-х годов с выходом на рынок первых аутсорсинговых ИТ-компаний: ELEKS, SoftServe, Miratech.
Тогда иностранные корпорации только начинали открывать для себя Украину, потому отдавали на аутсорс в Украине только отдельные функции, которые не требовали глубокой технической экспертизы.
Украинские разработчики зарекомендовали себя как профессионалы, оказывающие ИТ-услуги высокого качества. Тогда иностранные корпорации начали передавать украинском и разработку инновационных технологий с целостными решениями.
С тех пор количество ИТ-специалистов в стране постоянно зростатала: с 38 тыс в 2011 году до 191,8 тыс в 2019 году.
Рост рынка труда ИТ-специалистов и количества ИТ-специалистов в 25 ведущих ИТ-компаниях Украины
ИСТОЧНИК: DOU.UA
Согласно исследованию ассоциации IT Ukraine, сейчас более 50% заказов украинским ИТ-компаниям поступают из США. На втором месте - Великобритания, где средняя зарплата программиста с налогами составляет 5 тыс долл.
Почему иностранные ИТ-компании начали активно снимать ИТ-специалистов в Украине? Если средняя зарплата ИТ-специалиста по налогам в Берлине достигает 5,2 тыс долл, в Сан-Франциско - 8,4 тыс долл, в Амстердаме - 6,2 тыс долл, то в Киеве - 2,2 тыс долл.
Невысокая стоимость труда в Украине обусловлена низким уровнем экономического развития страны и использованием украинском ИТ-компаниями модели трудовых отношений, построенной на системе налогообложения ФЛП, которые платят 5% от дохода.
То есть средняя заплата по стране в 5,6 раза меньше, чем в ИТ-специалистов, а ставка налогов с нее в восемь раз больше - 41,5%.
Вместе с тем, в ИТ-индустрии работают около 192 тыс человек, средняя зарплата после уплаты налогов - около 2 тыс долл. Таким образом, только за год на выплату зарплат идет 4,6 млрд долл, что эквивалентно 127,2 млрд грн.
Более 90% этих денег вливаются в экономику страны, в частности в экономику конкретных городов.
Ситуация свидетельствует, что украинская ИТ-индустрия успешно конкурирует на мировом рынке и растет на 20-25% в год без всякого стимулирования со стороны государства.
Зачем запускают "Дия.City"
Стремительный рост валютных поступлений в ИТ-индустрии в Украине не осталось незамеченным. Шесть-семь лет назад в ИТ-компаниях начался период массовых обысков.
Чуть позже на повестке дня возникла дискуссия по поводу злоупотребления крупным бизнесом упрощенной системе налогообложения, которую называют "ключевым элементом" Украинский теневой экономики и "внутренним оффшором".
Хотя настоящими столбами украинской теневой экономики до сих пор являются оффшорные схемы, конвертационные центры, "скрутки" и "серый импорт".
По подсчетам старшего экономиста "CASE Украина" Владимира Дубровского, схема "ФЛП вместо найма" обходится бюджету ежегодно 2,5-5 млрд грн. Но, отмечает он, большинство работников такой схемы является ИТ-специалистами, которые и так выезжают из Украины, несмотря на выгодные условия налогообложения.
Итак, перечисленные проблемы ИТ-индустрии послужили новому руководству страны основой для кардинально реформирования условий ведения бизнеса ИТ-компаниями.
В сентябре 2020 президент озвучил следующие основные цели введения спецрежима "Дия.City": "упростить налогообложение, либерализовать трудовые отношения и усилить защиту от неправомерного вмешательства в работу компаний из сферы ИТ".
В Минцифры заявляли, что "Дия.City" позволит: увеличить долю ИТ и креативной индустрии в ВВП Украины с 3,7-4,2% до 10% и уменьшить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда ИТ-специалистов в 5 раз.
Концепция была представлена в сентябре 2020 Минцифрою. Идея заключалась в создании специального правового режима для IT-индустрии, который позволит построить в Украине самый мощный IT-хаб в Центральной и Восточной Европе.
Однако первая версия спецрежима "Дия.City" - законопроект №4303 - вызвала много критики со стороны ИТ-индустрии. Наибольшее возмущение вызвали: полная отмена сотрудничества предприятий с контрактниками ФЛП третьей группы, введение обязательных сборов сборы с резидентов "Дия.City" размером 14-21 долл в месяц с каждого работника и появление нового государственного регулятора, который будет содержаться за счет резидентов "Дия.City".
При этом в концепции не попало важнейшая для индустрии вопросы развития образования.
Начиная с сентября 2020 между Минцифры и представителями ИТ-индустрии происходил интенсивный диалог, законопроект прошел несколько итераций и 25 марта Минцифры представила обновленную версию спецрежима "Дия.City" - законопроект №4303-д.
Что предлагает "Дия.City" сейчас
Законодательная база проекту "Дия.City" состоит из трех частей. Первый законопроект - рамочный - описывает основные принципы работы специального правового режима "Дия.City". Второй - налоговый - описывает, какие будут налоги у работников ИТ-индустрии и ИТ-компаний. Третий - о защите - законопроект, который минимизирует неправомерное вмешательство правоохранительных органов в деятельность резидентов "Дия.City".
Сейчас пока рассматривается первый из них. Что в нем?
Резидентами спецрежима "Дия.City" могут стать компании, которые замаються:
✔ разработкой и тестированием программного обеспечения, включая изданием компьютерных игр;
✔ изданием и распространением программного обеспечения, в частности Saas;
✔ обучением компьютерной грамотности, программированию, тестированию и технической поддержке ПО;
✔ Digital marketing и Ads с использованием программного обеспечения, разработанного резидентами;
✔ Другие виды деятельности, которые будут четко определены для Действие City
Критерии входа для аутсорсинговых, R&D и продуктовых компаний:
✔ имеют направления деятельности, предусмотренные "Дия.City";
✔ 90% удельный вес доходов от осуществления этих видов деятельности;
✔ средняя зарплата эквивалентна 1200 евро;
✔ количество работников / GIG-специалистов за отчетный период составляет не менее девяти.
Критерии входа для стартапов:
✔ имеют направления деятельности, предусмотренные "Дия.City";
✔ 90% удельный вес доходов от осуществления этих видов деятельности;
✔ сумма годового дохода не превышает 7 млн грн;
✔ зарегистрирован не ранее чем через 24 месяца.
Что получат резиденты "Дия.City":
✔ специальный налоговый режим;
✔особливи условия трудоустройства;
✔гарантии защиты интеллектуальной властности;
✔ иностранные венчурные инвестиции;
✔ гарантии защиты лица и собственности от вмешательства силовиков.
Что изменилось в новой редакции проекту сравнению с предыдущей версией?
Во-первых, упрощены требования к стартапов и теперь не нужен бизнес-план.
Во-вторых, установлен четкий переход с модели ФОТ в гиг-контрактов - 2 года от регистрации первого резидента.
Лицо, заключит договор с резидентом "Действие Сити", будет называться гиг-работником, заключен контракт - гиг-контракту, а задача - гигами. Гиг-экономика (англ. Gig Economy) - модель трудовых отношений, основанной на краткосрочных контрактах или неформальных договоренностях.
В-третьих, значительно уменьшились полномочия Минцифры. В предыдущей редакции в Минцифры были большие полномочиями, не были выписаны четко. Минцифры могло широко трактовать отдельные нормы, в частности, включение компании в реестр резидентов "Дия.City" и исключение из него.
В-четвертых, вступление в саморегулируемую организацию резидентов будет добровольным. В предыдущей редакции ИТ-компании обязаны вступать в саморегулируемую организацию.
В-пятых, либерализуются нормы договоров о непереманювання.
В-шестых, более конкретно прописаны основания для утраты статуса резидента, а также механизм апелляции.
Кроме этого, во время презентации обновленного законопроекту руководитель фракции "Слуга народа" Давид Арахамия дал публичное обещание "похоронить" в парламенте законопроект №5054 авторства премьера Дениса шныряли об определении понятия трудовых отношений и признаков их наличия.
Что это за документ? Это фактически реинкарнация резонансного законопроекту "по противодействию применению незадекларированной труда", который Минсоцполитики предложило для общественного обсуждения еще в 2019 году.
Он предусматривает определить на законодательном уровне понятия "трудовых отношений" и принципы наличия трудовых отношений. В законопроекти определяются семь признаков наличия трудовых отношений. В то же время, для установления факта трудовых отношений достаточно трех критериев.
Введение таких норм фактически уничтожает схему работы ИТ-компаний с ФОТ-контракторами, поэтому ИТ-отрасль выступала категорически против.
Примечательно, что этот законопроект появился в начале февраля 2021 во время горячей фазы переговоров ИТ-индустрии с Минцифрою по спецрежима "Дия.City". Такое совпадение больше похож на то, что правительство вместе с парламентом решили принудительно перевести всю ИТ-индустрию на спецрежим "Дия.City".
"Мы точно сделаем так, что похороним этот законопроект (№5054. - ЭП) в Верховной Раде. Это в моих компетенциях. Если это будет трудно сделать я лично зарегистрирую десять дисяч правок и мы это точно похороним", - заверил Арахамия.
Что говорят представители ИТ-индустрии
Опрошенные ЭП представители ИТ-индустрии по-разному оценивают условия спецрежима "Дия.City". Оценки варьируются от нейтрально-положительных до отрицательных.
В частности, вице-президент, председатель СЕЕ EPAM Юрий Антонюк говорит, что в целом поддерживает версию законопроекту 4303-д. "Фактически это переработанный вариант законопроекту 4303, в нем уже учтены положения, которые вызвали много дискуссий внутри ИТ-индустрии", - говорит Антонюк.
Что же касается одного из главных вопросов - будущей модели налогообложения работы ИТ-работников - председатель СЕЕ EPAM говорит, что отмена трудовых отношений через ФОТ и полный переход на штатные взаимоотношения негативно повлияет на развитие ИТ-индустрии.
"Стоит понимать, на что именно будет происходить замена этих отношений. От перехода на GIG-контракты и появления штатных специалистов пределах Дия.Сити с уменьшением налоговой нагрузки все только выиграют. И компании, в которых большое количество штатных специалистов, и компании с большой количеством ФЛП", - говорит он.
Управляющий директор Luxoft Украина Виталий Кармазинский говорит, что проект закона "Дия.City" хоть и содержит положительные изменения, но все же не решает принципиальные вопросы, которые важны для IT-отрасли.
В частности, он перечисляет следующие нормы:
✔ регулятор в виде Минцифры остался (хотя и с меньшими полномочиями)
✔ налоговый законопроект не опубликован, возможны дополнительные сборы не отрегулированы;
✔ проведения аудиторских проверок ежегодно с непонятными полномочиями проверяющих вызывает вопросы;
✔система ФЛП остается только на переходный период, при этом концепция ГИГ-сотрудников все еще нуждается в доработке.
"Введение новых определений в сферу уже урегулированных отношений может привести к различным трактовкам и, соответственно, к различным подходам к применению. Важно, чтобы система ФЛП оставалась в виде альтернативы течение хотя-бы 3-х лет. Чтобы мы увидели, что ГИГ-система полностью рабочей и успели перестроиться", - объясняет директор Luxoft.
"Также для нас важно принятие всех изменений пакетом, это позволит понять в среде мы будем работать дальше и планировать соответственно. Поэтому мы сейчас продолжаем диалог с создателями законопроекту и рассчитываем, что коллеги из Минцифры и профильного комитета учтут эти моменты", - добавил он.
Исполнительный директор Ассоциации IT Ukraine Константин Васюк также отмечает:
- пакетном голосовании законопроектов (рамочный + налоговый + защита)
- переходный период три года;
- оставление свободного выбора формы взаимодействия с сотрудником в том числе ФЛП в рамках "Дия.City";
- отсутствие саморегулируемых организациях и дополнительных сборов;
- сохранение уровня налогообложения для всех форм сотрудников "Дия.City": ГИГ-контракторов, частных ФЛП на уровне действующей модели третьей группы;
- переходный период не менее трех лет. Первый год разрабатываются подзаконные акты, второй год они работают, третий - судебная практика.
"Красные" линии Минфина
Уже известно, что правительство и парламент не планирует выполнять ряд критических требований ИТ-отрасли.
В комментарии ЭП в Министерстве финансов сообщили, что выступают категорически против оставления возможности использования ФОТ 3-й группы сотрудниками ИТ-компаний как в пределах проекту "Дия.Сити", так и за пределами этого проекту, "поскольку использования ФОТ в деятельности ИТ-компаний фактически является заменой трудовых отношений".
В ведомстве отмечают, что в рамках проекту "Дия.Сити" для работников ИТ-компаний и так предлагается снижение налогов на фонд заработной платы (5% НДФЛ вместо 18%).
При этом идея по снижению ставки НДФЛ поддерживается Минфином только при установке уровня заработной платы ИТ-работников не ниже 60 тыс. Грн и определения четкого перечня профессий работников, непосредственно разрабатывающих программное обеспечение или создают программный продукт, по доходам которых будет применяться льготная ставка НДФЛ.
В Минфине также обозначили свои "красные" линии в пределах введения спецрежима "Дия.Сити".
Во-первых, это уменьшение ставок налогов и сборов на фонд заработной платы более согласованного Минфином уровня.
Во-вторых, снижение минимального порога заработной платы работников ИТ-компаний (60 тыс. Грн), который позволяет при снижении ставки обеспечить уровень поступлений налогов в действующих условиях налогообложения.
Не менее противоречива позиция авторов реформы и по пакетного голосования законопроектов. Так, правительство и парламент предлагают ИТ-индустрии достаточно радикальную реформу условий работы в стране, однако при этом два ключевых аспекта этой реформы - детали модели налогообложения и детали закона "маски-шоу стоп-3" - до сих пор неизвестны.
В комментарии ЭП в Минцифри сообщили, что голосование за законопроекты происходить в соответствии с процедурами Верховной Рады.
"Про пакетное голосование за все законы, связанные со становлением спецрежима "Дия City", не идет. Это связано с особенностями регламента и загруженностью профильных комитетов. Даже одновременная подача законопроектив, к сожалению, не гарантирует синхронного голосования", - отметили в Минцифры.
25 марта на пресс-конференции, посвященной доработанном законопроекту "Дия City" Давид Арахамия подтвердил этот тезис.
По его словам налоговый законопроект будет принят в первом чтении во время второго чтения законопроекта по "Дия City". Председатель фракции заявил, что временная задержка с принятием законопроекта по "Действие City" и соответствующем налоговом законопроекту составит 3-4 недели.
При этом законопроект "маски-шоу стоп-3" будет принят после регистрации первых резидентов "Дия City".
Источник: Экономическая правда
Автор: Всеволод Некрасов