Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Зачем объединять десантников и спецназовцев?

Зачем объединять десантников и спецназовцев?
Фото: espreso.tv
Какими будут силы специальных операций Вооруженных Сил Украины? В условиях нынешней неконвенционной то бишь гибридной войны именно они должны стать ключевым новым элементом современной украинской армии. Мощным и во многом решающим компонентом сопротивления российской агрессии

Впрочем, тенденция угрожающая: армейских спецназовцев, которые героически проявляют себя во время этой войны и, к сожалению, несут потери, теперь хотят, по сути, "скрестить" с десантниками. Именно это предусмотрено Годовой национальной программой сотрудничества с НАТО на 2015 год. Но наши западные партнеры уже четко выразили обеспокоенность по этому поводу и четко дали понять, что не собираются финансировать такое сочетание ежа с ужом.

О будущем сил специальных операций - Станислав Мельничук.

Нанести ощутимый удар по сотрудничеству Украины с Североатлантическим альянсом может вот этот документ - "Годовая Национальная программа сотрудничества НАТО и Украины в 2015 году". Согласно ему создавать такой отдельный род войск, как силы специальных операций будут на базе уже имеющегося командования высокомобильных десантных войск - ВДВ.

"Сформировать Командование Сил специальных операций Вооруженных Сил Украины. Обеспечить проведение консультаций с экспертами НАТО относительно проведения мероприятий по трансформации и модернизации с целью формирования Командования Сил специальных операций Вооруженных Сил Украины на базе Командования высокомобильных десантных войск Вооруженных Сил Украины и Управления специальных операций Генерального штаба Вооруженных Сил Украины".

Проще говоря, украинское военное руководство хочет объединить десантников и спецназовцев в одно целое. По мнению экспертов Альянса, это является недопустимым. Это четко указано в письме руководителя офиса НАТО в Украине Марчина Кожиела в адрес главы офиса Президента Ложкина и заместителя секретаря СНБО Коваля, экс-министра обороны. На документе более чем месячной давности пометка - СРОЧНО.

"Объединение сил специальных операций и высокомобильных десантных войск под единым командованием, как сейчас предполагается в проекте РНП 2015, что не только снизит уровень совместимости украинских сил специальных операций и сил специальных операций НАТО, поставит под угрозу возможность развития практического сотрудничества на основе стандартов НАТО, но и снизит способности и совместимость украинских высокомобильных десантных войск".

Бюрократическое выражение "поставит под угрозу возможность развития практического сотрудничества на основе стандартов НАТО" - означает только одно: альянс не будет финансировать такие сомнительные "экспериментальные" реформы украинской армии в условиях войны. Подполковник запаса, в прошлом командующий всех украинских десантников с 2006-го по 2012-й годы Сергей Лесной, также не понимает зачем объединять два элитных рода войск.

СЕРГЕЙ ЛЕСНОЙ, ПОЛКОВНИК ЗАПАСА, КОМАНДУЮЩИЙ АЭРОМОБИЛЬНЫХ ВОЙСК (2006-2012):

ВДВ участвует в боях и операциях общевойсковых. УСН вводить в состав ВДВ недопустимо. Даже исходя из того, что специальная операция планируется и там участвует узкий, я имею в виду в планировании, очень узкий круг лиц. Очень узкий. Потому что очень большая специфика. ССО - они все должны планировать и осуществлять, и могут привлекать, но весь план знают только они, а ВДВ в плане и по задачам ССО может выполнять демонстрационные действия, какие-то общие действия, даже не зная общий замысел операции.

Задачей десантников является прямое ведение боя с противником. И в обороне, и, главное, в наступлении. Штурмы высот, укрепленных районов, позиций противника, масштабные рейдовые действия в его тылу с помощью бронетехники и артиллерии. Десант - это мощные ударные мобильные и бронированные кулаки армии. Масштабы же действий спецназовцев, как правило, скромнее, характер операций - тайный. Их лица не появляются на экранах, а фамилии не должны быть известны широкой общественности. Успех проведенных ими спецопераций, как правило засекречен. Спецназ - это такой филигранный скальпель. Именно поэтому лица этого боевого офицера из Главного Управления сил специальных операций мы не можем показать, и голос его пришлось изменить. По его убеждению подобная практика совмещение не совмещаемого была в начале проведения АТО.

ОФИЦЕР УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА УКРАИНЫ:

Нам приходилось выполнять задачи, которые нам совершенно несвойственны. Как, например, охрана важных объектов или сопровождение, проводка колонн. Просто зачастую общевойсковые командиры либо просто командиры, которым в подчинение отдают подразделения и разведорганы специального назначения, зачастую в них происходит подмена понятий и они почему-то считают, что спецназ способен свернуть горы, поэтому спецназ используется немножко неправильно.

Основная же задача этих ребят - борьба в тылу врага и сбор разведданных.

ОФИЦЕР УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА УКРАИНЫ:

Ведение засадных действий. Проведение налетов в тылу противника. Проведение диверсий на объектах инфраструктуры противника. Организация и руководство партизанским движением на территории противника либо на территории временно оккупированной противником.

Бойцы военного спецназа в основном контрактники. Хотя есть и мобилизованные. Поэтому офицеры настаивают, что использовать их не по назначению - слишком дорого для страны.

ОФИЦЕР УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА УКРАИНЫ:

Бойца спецназа, контрактника, готовят долгое время. Человек, который прослужил в спецназе 5-6 лет, при его гибели или выходе из строя по ранению, это очень тяжело восполнимая потеря, особенно в военное время. Я считаю, что это очень дорого для страны, - использовать спецназ не по назначению.

8-й хмельницкий и 3-й кировоградский полки специального назначения, 73-й морской центр специального назначения и 140-й центр сил спецопераций - именно эти подразделения и должны стать костяком создания нового рода войск - Сил Специальных Операций с отдельным командованием. Сейчас же этими элитными подразделениями руководят общевойсковые командиры.

ОФИЦЕР УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА УКРАИНЫ:

На базе ГШ было создано управление ССО, которое должно было взять на себя функции управления частями подразделениями спецназа и в дальнейшем перерасти в командование ССО. По неведанным мне причинам этого не произошло. На данном этапе управление ССО существует до сих пор, но никаких изменений нет. Те части и подразделения спецназа, которые принадлежат сухопутным войскам и ВДВ, до сих пор остаются в подчинении общевойсковых командиров.

СЕРГЕЙ ЛЕСНОЙ, ПОЛКОВНИК ЗАПАСА, КОМАНДУЮЩИЙ АЭРОМОБИЛЬНЫХ ВОЙСК (2006-2012):

УСН имеют право на существование в Украине. И если они будут, то должно быть командование ССО, которое должно заниматься по заданию Верховного главнокомандующего или начальника Генерального штаба планированием и разработкой специальных операций, по которым поставлены задачи.

Поделиться опытом создания нового рода войск в НАТО готовы, как, собственно, и потратить на это кругленькую сумму в $20 млн. Правда при одном условии: спецназовцы будут наращивать свои мышцы как самостоятельная ударная единица.

Станислав Мельничук

Источник: espreso.tv