Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Мирослав Маринович о конфликте между Садовым и Магдыш из-за высказываний о церкви

Мирослав Маринович о конфликте между Садовым и Магдыш из-за высказываний о церкви
Мирослав Маринович. Фото: пресс-служба УКУ
"Ирина Магдыш, и о. Юстин Бойко, и Андрей Садовый есть "наши" - они не враги"

Последние два дня во Львове развернулась новая дискуссия из-за скандального увольнения главы управления культуры Львовского горсовета Ирины Магдыш после ее интервью одному из украинских изданий. Чиновница резко высказалась в отношении церкви, сказав, что в некоторых районах Львова церковь - это единственная культурная альтернатива для людей и этим злоупотребляет. "Есть районы, где вообще ничего нет - ни культурного центра, ни одной библиотеки, театра или кинотеатра. Это мертвые районы в культурном смысле. Единственное развлечение для людей в таком районе - церковь. И церковь начинает на этом жировать и злоупотреблять страшным образом", - отметила она. После обращения одного из священников УГКЦ о. Юстина Бойко мэр Львова Андрей Садовый назвал слова своей коллеги оскорбительными для церкви и извинился за них. За такое ​​заявление Магдыш поплатилась должностью. Львов поделился на тех, кто поддерживает Садового и тех, кто поддерживает Магдыш и разделяет ее мнение. Украинский диссидент, общественный деятель Мирослав Маринович выразил свою позицию относительно баталий.

Общественные баталии, которые в последние месяцы травмируют жизни Львова, свидетельствуют, что культурные войны, бушующие теперь на Западе, докатились и до нашего края.

Конфликты вокруг памятника Митрополиту Шептицкому или ухода Ирины Магда, что, на первый взгляд, имеют сугубо местное измерение, на самом деле приобретают общенационального значения, поскольку сигнализируют, что Украина очередной раз оказалась на "тектоническом" разломе.

Можно даже не заглядывать в письма Митрополита Андрея или Вячеслава Липинского, чтобы сделать вывод, что лучше украинцам удается одно: делиться на непримиримые группы, чтобы потом беспощадно друг с другом враждовать.

Отличие человеческих мнений - естественная вещь. Проблема появляется тогда, когда мы теряем способность примирить их. Тогда поражение в споре становится катастрофой, вместо того чтобы быть заохотой подыскать лучшие аргументы и убедить общество в следующий раз.

Упомянутые конфликты обнаружили удивительную духовную невыработанность многих их участников. Бесшабашность оценок, готовность унизить оппонента, неспособность просчитать последствия своих высказываний или действий - все это свидетельствует о том, что мы являемся носителями родовой травмы homo sovieticus, которой никак не избавимся.

Бросается в глаза, что в конфликтах последнего времени Церковь втягивают в ненадлежащую ей роль участницы конфликта, хотя ее настоящее место - выше человеческих страстей. Митрополит Андрей писал: "С согласия и сочетаемости ... следует порядок и красота; несогласие и борьба приносят возмущения, беспорядок и упадок ... Отдать каждому то, что ему положено, каждое его право почтить - это основание всякого строя, к которому ведет наука Церкви".

Однако отсюда следует, что определенная группа "защитников Церкви", которая взяла на себя функции привносить в общество "не мир, но меч", взяла на себя явно не свои полномочия. Мы не Христовой совершенства, а потому любовь и понимание есть более благодарной осанкой, чем осуждение и гордыня.

Как тут нужен голос мудрой иерархии, которая в так называемых "атаках на Церковь" увидит лишь дитвацтво травмированного общества, которое никак не выйдет из своего "телячьего возраста"! Как нужен любящий пастырь который прижмет незамысловатых, умиротворит израненных, успокоит нетерпеливых!

Характерно, что в таких спорах уже через короткое время все забывают, с чего конфликт начался, а продолжают воевать двумя непримиримыми армиями: "либеральной" и "клерикальной". Вспоминают все грехи друг друга и вдохновенно укрепляют "крепости своей правды".

Культурные войны последнего времени смертельные для Украины. В ХVІ веке они разорвали Киевскую Церковь, которая стала ареной непримиримых страстей. Сегодня культурные войны неизбежно ведут к новым "Иловайским" котлам - невидимых, но от того еще более опасных. Режим Путина может уже зачехлить пушки, когда так мощно стреляют "грады" нашего гайдамацтва.

Удивительное, фантастическое, солидарное единство Майдана, преодолевшее едва ли не все прежние культурные разломы, на наших глазах оборачивается своей противоположностью - каждый раз  пропастью между модернистским и традиционалистским сегментами общества.

Культурные войны, конечно же, сильно встряхнут и западными демократиями, но последние устоят: запас прочности у них большой. Украине же следует быть осмотрительной.

Поэтому должны мобилизовать все свои духовные и интеллектуальные возможности и остановить маховик раздоров. В частности, в нынешнем конфликте и Ирина Магда, и о. Юстин Бойко, и Андрей Садовый являются "нашими" - они не враги. У каждого есть своя правда, которая нуждается в "огранке" другими правдами. И у каждого есть слабинка, которая нуждается в нашем понимании.

В то время, когда дух так упорно разрушает потенциально перспективные ростки нового, Господь ожидает от нас какого-то спасительного шага. А его можно найти лишь тогда, когда мы (пока это будет возможно) не станем на чью-то сторону и будем хранить в душе мир - главную предпосылку успеха.

Мирослав Маринович