Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

"Просто не обращай внимания" Что ждет человека, который решился лечить депрессию в Украине

Фото: glutenfreetherapeutics.com
Понятие депрессии в общественном сознании давно пора вынести за пределы стереотипов об "осенней хандре" и антидепрессантах, а помощь больным - за списки "Как эффективно побороть психическое расстройство". Представить реальную ситуацию с отечественной системой лечения и глубину проблемы, не столкнувшись с депрессией один на один, сложно. Попробовали без сантиментов разобраться из-за чего придется пройти человеку, который нуждается в помощи, сколько примерно придется потратить денег и будет ли способствовать государство в борьбе с недугом.

С начала 2018 Минздрав планировал расширить на несколько позиций список программы "Доступные лекарства". В предложенные препараты попали и антидепрессанты. Ведомство посчитало, что в таком случае бюджет придется увеличить примерно на 300 млн грн, но планы Министерства так и не реализовали. Причин в учреждении не объясняли.

Почему инициатива МОЗ важна?

Казалось бы, включение антидепрессантов в программу не только сделало бы более доступными препараты, но и заставляло людей чаще обращаться за помощью к специалисту, поскольку лекарства из списка министерства, бесплатно (или с частичной доплатой) можно получить только по рецепту специалиста.

Исполняющий обязанности главы Минздрава  Ульяна Супрун объяснила , что около 30% людей в Украине страдают ментальный расстройство в течение жизни. Сегодня депрессию диагностирован у более 6,3% украинский, это более 2600000 человек (исследование ВОЗ). В общем недугом страдают более 300 млн человек во всем мире. Еще семь лет назад это число составляло 95 млн человек.

Однако, как утверждает психиатр, заведующий одного из стационаров Львовского психоневрологического диспансера Ростислав Гривул, несмотря на амбициозность команды МЗ во главе с Ульяной Супрун, предложенное решение о медикаментов для украинской психиатрии можно назвать "геноцидом". Ключевым аспектом инициативы является то, что среди лекарств, которые планировали внести в список - препараты семидесятилетний давности.

"Если закупить те лекарства, рекомендовало Министерство, то мы не будем лечить пациентов. Это самые дешевые препараты и наименее эффективные , которые только могут быть использованы. Препараты, не соответствуют международным протоколам",  - подчеркнул психиатр, добавив, что причина этому - " безграмотность людей, которые составляли этот перечень (лекарств, - ред.) ".

Статистика способствует утверждению, что  депрессия - болезнь XXI века , поскольку к личным проблемам человека (потеря работы, смерть близких) и стрессов, фоновой добавляются общественные конфликты, катастрофы, перенасыщен информационное пространство, неуверенность человека в будущем, которую подогревают апокалиптическими прогнозами. Психиатр также подтверждает актуальность болезни.

"Дело в том, что депрессия - это не одна болезнь, это группа заболеваний, которые имеют сходную клиническую картину. Но эта группа заболеваний имеет свои причины возникновения, свой тип течения, длительность. В конце концов, разница в том, какие лекарства использовать при том или другом виде (депрессии, - ред.) ",  - утверждает Ростислав Гривул.

Как лечат депрессию в Украине?

Признав необходимость лечения, человек имеет несколько вариантов, которые зависят от сложности расстройства. Для определения наличия и степени депрессии существует немало рейтинговых шкал и опросников. Самые популярные из них - шкала депрессии Бека и шкала Гамильтона. Заподозрив расстройство, человек может обратиться как в государственное учреждение здравоохранения, так и к частному специалисту.

"Абсолютное большинство психической патологии это хроническая патология. Это означает, что она будет длиться годами и в течение всей жизни пациента. Но за счет качественного лечения, можно уменьшить последствия заболевания",  - рассказывает психиатр, добавляя, что стопроцентного выздоровления от депрессии гарантировать не можно.

Госпитализация при депрессии - сложный процесс, на который обязательно нужно согласие пациента

В государственных учреждениях здравоохранения, согласно программе, существует три уровня лечения депрессии  Человек может обратиться к терапевту, в полномочиях которого направить пациента на консультацию к профильным специалистам.

"По имеющимся законодательством, любую психическую патологию вправе диагностировать только врач-психиатр. Только он может поставить диагноз депрессия. НЕ невролог, а не терапевт, а не семейный врач" , - отмечает психиатр.

После определения сложности депрессии человеку могут назначить сеансы психотерапевта, которые врачи трактуют, как вспомогательный метод. Прием антидепрессантов, согласно протоколов, пациенту назначают от начала лечения, независимо от уровня тяжести болезни. Эффект от медикаментов наступает не сразу - результат обычно заметен только через две недели.

По словам врача, психиатрическая помощь - это уже сразу вторичный уровень лечения (специализированная помощь). При наличии тяжелой формы болезни человеку могут предложить госпитализацию, которая происходит после осмотра участковым психиатром и заведующим психиатрической поликлиники, отмечает врач. 

"Это сложный процесс. Человека должны осмотреть два врача. И только после того дается направление на лечение. Но человек должен однозначно дать согласие на это. Никто не имеет ее заставлять" , - подчеркивает Ростислав Гривул.

О принудительной госпитализации, по словам специалиста, речь идет тогда, когда больной очевидно может нанести себе физический вред.

"Но это должны быть открыты следующие действия, свидетельствующие о желании совершить самоубийство. Например, человека сняли с петли, человека полицейские в момент сняли с моста, человек наглоталась таблеток. Следовательно, больного доставляют в реанимацию, откуда он переводится в психиатрическое закрытое отделение " , - рассказывает врач.

Опыт медикаментозного лечения 
"Значительное депрессивного расстройства" (ОДУ)

"Когда мне было 18, папа завел меня к врачу, который после разговора сразу выдал: клиническая депрессия. К сожалению, ни я, ни семья не знали, насколько это серьезно. Мне выписали целый список лекарств, и с этими лекарствами я поехала обратно в столицы. Но я забывала не то, что таблетку выпить, а просто поесть ",  - рассказала Ная Новак, в которой депрессию диагностировали дважды: в 2008 и 2016 годах.

По словам девушки, симптомы со временем исчезли и без лекарств.

"Но не советую никому так делать. Несколько месяцев просто выпали из жизни, я их даже не помню" , - добавляет Ная.

Эпизод болезни повторился через восемь лет. Тогда Найи диагностировали ОДУ, назначили первый антидепрессант и в дополнение антиконвульсант.

"Врач предупредил о побочных действиях, сказал не ждать быстрых результатов, а также объяснил, что медикаментозное лечение убирает только симптомы, первопричину способна преодолеть только психотерапия. Так начался многомесячный курс лечения" , - вспоминает девушка.

Думаю, самая большая проблема - не в врачам и не в состоянии больниц, а в отношении общества к депрессии

Отдельные виды антидепрессантов продают в аптеках без рецепта. Подобрать антидепрессанты с первого раза - значительная редкость. В случае Найи, препарат "нашелся" со второй попытки. Параллельно она посещала сеансы психотерапии.

"Между этими эпизодами я один раз была на приеме у психиатра в психо-неврологическом диспансере, и специалист не заметил никаких проблем (хотя они были). Видимо, причина в том, что все происходило очень быстро. Мы говорили несколько минут, а за дверью , в потрепанном коридоре сидела очередь пациентов. Не знаю, как в таких условиях можно полноценно помочь каждому , - рассказывает Ная, -  но все не безнадежно. Хорошие специалисты есть. Так, за деньги, но это не космические суммы. Думаю, самая большая проблема - не в врачам и не в состоянии больниц, а в отношении общества к д епресии. Все психические расстройства у нас очень стигматизированные, поэтому люди боятся обращаться за помощью " .

Медикаментозное лечение в среднем длится от трех до четырех месяцев. При условии, что пациент добросовестно соблюдал программы. После активной фазы лечения прием препаратов продолжают в полгода, чтобы избежать рецидива болезни. В целом получается около десяти месяцев. Ная отметила, что ее лечение продолжалось восемь месяцев, а стоило в районе 10-12 тысяч гривен. Препараты обошлись в 7000 грн, сеансы психотерапевта - около четырех тысяч.

Девушка акцентировала на том, что помощь близких стала одной из важнейших частей лечения. Однако не всегда окружающие проявляли понимание, используя классическое "возьми себя в руки", "это же просто в твоей голове", "просто не обращай внимания" и "пойди развейся". 

"Думаю они это не со зла. Просто не понимают (проблемы - ред.). И пусть никогда на собственном опыте не почувствуют" , - добавила Ная. 

Частная психотерапия в Украине

"Депрессия какой-то период была очень популярной. Люди стали меньше различать свои эмоциональные состояния и все назвать депрессией (речь идет о заниженном настроение, его перепады, апатию, истощение или период нежелание что-то делать) , - отмечает психотерапевт, преподаватель Украинского католического университета Марта Билык -  Я бы не сказала, что сейчас волна депрессии является на таком пике. Сегодня «популярности» приобрел посттравматическое стрессовое расстройство. В принципе, это подобная ситуация, как раньше с депрессией. Люди часто сами себе ставят диагноз или вешают ярлыки другим " . По словам специалиста, такое "смешение" симптомов происходит и через погрешность неопытных специалистов включительно.

В Украине пока нет одного закона о психотерапии. Поэтому даже официально профессии "психотерапевт" на государственно определенном уровне, как таковой, практически нет

Согласно наблюдениям психотерапевта, среди больных преобладают две крайности: одни "бегут" в таблетки, а другие наоборот избегают любого лечения, с терапевтическим включительно. Также бывают как сторонники, так и противники медикаментозного лечения. Последние аргументируют это побочными эффектами, отсутствием результатов или страхом перед привыканием. Стоит отметить, что за помощью к специалистам обращается лишь 50% больных.

По словам Марты Билык, частная психотерапия в Украине выходит на новый профессиональный уровень, также разрабатывается часть нормативных документов для урегулирования частных услуг психотерапевтов государством.

"В Украине пока нет одного закона о психотерапии. Поэтому даже официально профессии" психотерапевт "на государственно определенном уровне, как таковой, практически нет , - отмечает специалист, -  но на самом деле в Украине существуют общественные организации, которые очень хорошо профессионально готовят психотерапевтов, их учат зарубежные преподаватели. Такая международное сотрудничество началась еще с 90-х годов " .

Многие специалисты, добавляет психотерапевт, имеют возможность практиковаться на волонтерской основе, например, в психоневрологических диспансерах. Нормативные изменения на рынке услуг психотерапевтов ожидают уже в ближайшие годы, но точных прогнозов пока никто не делает.

В Украине стоимость сеансов в частных специалистов колеблется в пределах 250-600 гривен, в среднем - 400 грн / сеанс. В Киеве цены иногда достигают 1000 грн. Некоторые психотерапевты за первый сеанс берут низкую оплату, чем установленный прайс. 

Важна первая встреча. Она не означает, что если ты пришел - сеансы у этого специалиста должны быть обязательными. Человек должен почувствовать для себя как ему в работе с терапевтом, или она будет чувствовать себя хорошо

Выбирая специалиста через интернет, нужно обращать внимание на опыт специалиста, отмечает Марта Билык. Психотерапевты обычно указывают опыт работы, специализацию (или семейная психотерапия, детская, или индивидуальная) и перечень проблем, с которыми работают. 

"Важна первая встреча. Она не означает, что если ты пришел - сеансы у этого специалиста должны быть обязательными. Человек должен почувствовать для себя как ему в работе с терапевтом, или она будет чувствовать себя хорошо, как человек с человеком" , - подчеркивает специалист, добавляя, что эффективного результата от одного сеанса ждать не стоит, учитывая, что проблема могла накапливаться годами. 

Как решают проблему с депрессией в США и Европе 

На лечении медикаментами и разговорной терапии сосредоточена программа и в развитых странах. Стоит отметить, что услуги частных специалистов в странах Европы стоят достаточно дорого. Страхование не всегда покрывает расходы на психотерапевта. Во Франции, к примеру, всего, что государство может выделить - 70% расходов на сеансы, иногда вообще ничего. Пациенты с хронической или клинической депрессией, требующих госпитализации получают 100% финансовую поддержку.

В Германии стоимость назначенных лекарств, как правило, оплачивается через систему здравоохранения (доступно около 85% населения) или покрывается страхованием. Пациенты оплачивают лишь 10% от суммы, но случаи, когда предусмотрено долгосрочное лечение, могут быть исключительными. При психотерапии, система здравоохранения оплачивает до пяти "тестовых сеансов" для каждого терапевта.

"Лучшим опытом  (лечение депрессии, - ред.)  Есть опыт Скандинавских стран. Где пациенты с психической патологией, с расстройствами ментального здоровья имеют специального человека, который их сопровождает (социальный работник), как социальный педагог, как ментор, который не просто приносит утром тарелку супа, но и учит такого пациента правильно бриться, ходить в театр, покупать себе что-то. Ну такие элементарные вещи делать " , - рассказывает Ростислав Гривул.

В качестве примера эффективного и доступного лечения специалист называет и опыт Великобритании.

В Украине же, по словам специалиста, даже продолжительность больничного листа - сложная процедура. Проблематично и то, что часто никто и не проверяет как пациент лечится и лечится вообще (не в случае госпитального этапа).

Отметим, по данным Минздрава, около 30% пациентов прекращают прием антидепрессантов в течение 30 дней, более 40% в течение трех месяцев.

Депрессия - значительный экономический бремя для госбюджета

Еще в 2004 году суммарная годовая стоимость болезни в Европе была оценена в 118 000 000 000 евро (это 253 евро на жителя). Только прямые затраты составили 42 миллиарда долларов, которые включали амбулаторную помощь (22 миллиарда евро), стоимость лекарств (9000000000 евро) и госпитализацию (10000000000 евро). Косвенные расходы из-за заболеваемости и смертности оценили в 76 миллиардов евро. Здесь оценивается потеряна производительность, пропущенные рабочие дни, инвалидность, вызванная недугом. Сложно представить либо затрат стоит депрессия сегодня, учитывая увеличение числа больных. В США в 2014 году только на антидепрессанты было потрачено 14500000000 долларов.

Дополнительным неудобством является длительность лечения (эффект от препаратов заметен только через 2 недели). В США, к примеру, специалисты испытывают альтернативу уже известным антидепрессантам при тяжелой форме болезни, применяя препарат - "кетамин". Он классифицируется также, как наркотический, однако разница здесь в дозировке. Исследователи отделения психиатрии Оксфордского университета называют кетамин "многообещающим новым антидепрессантом". Медики исследуют безопасность препарата и уже в конце 2018 ожидают результаты, может стать новым шагом к эффективной борьбе с тяжелой формой депрессии.

Распространенной становится и практика программ онлайн-терапии. Среди преимуществ, как отмечают специалисты, экономия времени и удобство. Об экономии средств не идет, так как программы платные, хотя существуют и бесплатные курсы. Однако, опять же, результат для каждого клиента разный.

Интересной находкой также является разработка Стэндфордского ученых - чатбот  Woebot , задача которого, на основе когнитивно-поведенческой терапии, помочь людям с депрессивными настроениями. По мнению исследователей, осознание человеком того, что он разговаривает с роботом, помогает ей лучше раскрыться. Woebot сам регулярно выходит на связь, задает пользователю различные вопросы о его самочувствии, желание, физическое состояние, отвечает на встречные вопросы, анализирует его настроение и отслеживает возможность возникновения депрессии. Между тем, как отмечают пользователи, "собеседник» не надоедливый и обладает чувством юмора. Украинские версии бота нет, поэтому общаться с онлайн-психотерапевтом приходится английском.

Как Минздрав работает над решением проблемы

В Украине, как отметила психотерапевт Марта Билык, каждый год все больше открывается центров по предоставлению психологической помощи.

"Кроме того, в психиатрических клиниках есть психотерапевты, которые помогают и консультируют. Поэтому человек, при желании, может найти специалиста, который может оказать первую консультацию или хотя бы сориентировать куда двигаться дальше" , - пояснила специалист.

В свою очередь, украинский Минздрав в партнерстве с общественными организациями, работающими в сфере психического здоровья  планирует запустить проект "Линия жизни. Украина " - национальную телефонную горячую линию для эмоциональной поддержки украинском и предотвращения самоубийства. Проект возглавит Пит Шмигель, международный эксперт и бывший генеральный директор общественной организации "LifelineAustralia".

Важным шагом является принятие Кабмином  Концепции развития охраны психического здоровья  в Украине на период до 2030 года. Она предусматривает повышение уровня осведомленности Украинская по психическое расстройств, внедрение современных технологий и методов в их лечении и уходе от организационной структуры советской системы охраны психического здоровья.

Отношение общества и государства к пациентам свидетельствуют о психологической зрелости общества

Реальность по противодействию проблеме депрессии в Украине зависит от того, под каким углом рассматривать вопрос. Ключевым аспектом является отсутствие адекватного восприятия обществом психических расстройств, причем это касается не только стигматизации болезней, но и, в некоторой степени, их романтизации, в частности из-за влияния современных телесериалов и массовой культуры соцсетей.

"Я считаю так, что отношение общества и государства к пациентам свидетельствуют о психологической зрелости общества. И пока не изменится общество наше в целом, пока не изменится какая-то внутренняя парадигма, до тех пор у нас ничего не изменится" , - пояснил Ростислав Гривул.

При построении правильного восприятия в обществе, Украина может приблизиться к уровню развитых стран, но, по мнению врача, это произойдет не раньше, чем через 20 лет.