Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Рада отклонила изменения в Бюджетный кодекс, необходимые для медицинской реформы

Рада отклонила изменения в Бюджетный кодекс, необходимые для медицинской реформы
Андрей Парубий. Фото: zn.ua / Артюшенко
Верховная Рада в четверг, 8 июня, отклонила проект закона №6329 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины", который является частью медицинской реформы.

В парламенте не нашлось голосов ни за принятие законопроекта, ни за возвращение его на доработку в комитет, ни за возвращение в Кабмин.

По данным Министерства здравоохранения, законопроект должен согласовать статьи, определяющие распределение расходов между бюджетами, с новой моделью финансирования первичной медицинской помощи и системы общественного здоровья.

Предполагалось, что будет расширен спектр расходов, которые могут финансироваться из госбюджета Украины. Он включал бы новую программу финансирования услуг первичной, вторичной (специализированной) и третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи уполномоченным центральным органом исполнительной власти, государственные программы общественного здоровья и меры преодоления угроз и последствий чрезвычайных ситуаций, которые могут оказать негативное влияние на здоровье населения (эпидемии, вспышки инфекционных болезней и т.д.).

Законопроект точнее определяет роли бюджетов городов областного значения, районных бюджетов и бюджетов объединенных территориальных общин в оказании медицинской помощи, которая, согласно концепции реформы, будет заключаться не во финансировании услуг, а в развитии и поддержке соответствующих медучреждений, а также в финансировании местных программ общественного здоровья.

Имел заложить основу для формирования региональной сети заведений общественного здоровья, преодолеть пробелы в предотвращении развития заболеваний и в формировании здорового образа жизни.

Проект должен заложить возможности для местных органов власти и органов местного самоуправления осуществлять расходы на формирование местных программ и развитие учреждений здравоохранения, находящихся в их собственности, даже если текущие расходы на реализацию мероприятий осуществляются из госбюджета Украины. Местные бюджеты также получили бы возможность привлекать коммунальные медучреждения для выполнения местных программ общественного здоровья путем финансирования соответствующих расходов из местного бюджета, даже если эти заведения получают финансирование из госбюджета Украины на предоставление первичной медицинской помощи в рамках гарантированного пакета медицинской помощи.

Основным принципом финансирования первичной медицинской помощи стало бы осуществление финансирования на основе капитацийнои ставки - единого тарифа за первичное медико-санитарное обслуживание одного человека, заключившего с учреждением здравоохранения соответствующий договор. Капитацийна ставка (тариф) будет единой для всей Украины, но будет корректироваться с помощью коэффициентов для учета рисков, обусловленных половозрастной структурой пациентов, характером местности. В будущем к финансированию на основе простой капитацийнои ставки добавятся дополнительные составляющие - бонусные доплаты за достижение определенных установленных договором о предоставлении первичной медицинской помощи результатов, в том числе через реформирование существующих программ общественного здоровья.

Для услуг вторичной (специализированной) и третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи введения новой модели финансирования должно было начаться постепенно, начиная с 1 января 2018 года. В частности, с 1 января 2018 планировали переход на прямые финансовые отношения между учреждениями здравоохранения и единственным национальным заказчиком с целью подготовки к оплате медицинских услуг по пролеченный случай с использованием метода деления на лечебно-родственные группы.

Введение нового подхода к распределению расходов между бюджетами предлагалось начать с 1 января 2018 для первичной медицинской помощи, и с 1 января 2020 года - для вторичной (специализированной) и третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи.

Чтобы избежать "шокового состояния" для медицинской отрасли при переходе на новую модель финансирования, был предусмотрен переходный период на 2018-2019 годы. В течение этого времени предлагают дать возможность правительству финансировать отдельные виды вторичной, третичной помощи, а также расходы на выполнение отдельных государственных программ путем медицинской субвенции из государственного бюджета.

Напомним, что Верховная Рада приняла в первом чтении с поправками главы профильного комитета Людмилы Денисовой и представителя группы "Возрождение" Андрея Шипка законопроект № 6327 о государственных финансовые гарантии предоставления медицинских услуг и лекарственных средств .

Кабинет министров Украины  на заседании 5 апреля, одобрил пакет законопроектов по реформированию системы здравоохранения, ключевым из которых является проект закона о государственных финансовые гарантии предоставления медицинских услуг и обеспечение лекарственными средствами.