Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Успех децентрализации зависит от финансовых средств для реализации задач, - польский политик

Успех децентрализации зависит от финансовых средств для реализации задач, - польский политик
print screen
Эффективность проведения процесса децентрализации зависит в первую очередь от того, чтобы все ступени местного самоуправления имели финансовые средства для реализации поставленных перед собой задач.

Об этом рассказала Анна Ковальская, депутат сеймика Подкарпатского воеводства, экс-вице-маршал Подкарпатского воеводства Польши во время заседания круглого стола, посвященного вопросам децентрализации, который проходит во Львове, информирует iPress.ua.

"Столько власти, сколько денег. Ни одна власть не хочет отдать деньги от себя. Поэтому предостерегаю, что эффективность децентрализации зависит в первую очередь от того, чтобы все ступени местного самоуправления имели финансовые средства для реализации задач", - отметила Ковальская.

"Нельзя поддаваться на региональные влияния, как это было у нас в случае уездов, которые даже не имели своего имущества", - заявила она.

Депутат считает, что лучше подождать и дольше подискутировать и прийти к такой модели, чтобы эти территориальные единицы были большими и могли иметь собственные доходы.

"В начале надо разделить компетенцию воеводы от компетенции предводителя. У нас считалось, что и воевода и маршалок занимались экономикой. Хорошо, что Польша вошла в ЕС, где компетенция была четко разделена, потому финансы являются разделены. В момент, когда произошла децентрализация, задачи, которые отдавались на уровень местного самоуправления были достаточно сбалансированы. Зато со временем центральная власть начала передавать местному самоуправлению дополнительные задачи, но вместе с этим не передавала никаких ресурсов для их выполнения. Должны с этим считаться", - сказала Ковальская.

По ее словам, органы местного самоуправления в Польше показали, что смогли провести реформу в образовании и образование содержится из государственных субвенций. Но этих средств все меньше. Сегодня бюджет такого города как Жешив - это 75% субвенций из центрального бюджета.

"Очень часто нужно искать дополнительное финансирование на образование, если мы не хотим закрывать школы. Поэтому приходится искать средства самим, чтобы профинансировать образование. Эти 25% походят из локальных налогов, налога от предпринимателей и налогов от доходов физических лиц. Здесь важно, что было с чего взимать эти налоги, потому что другой возможности для финансировать потребности определенной территории нет. Развитие предпринимательства, развитие экономики для органов местного самоуправления есть самым важным делом", - рассказала она.

Ковальская советует во время дискуссии о том, как должна выглядеть модель самоуправления, обратить внимание на развитие экономики Украины.

"В этой волне можете пользоваться теми ресурсами, которыми пользуемся мы - из Польши, Германии, стран, которые вошли в ЕС. В ближайшее время станут доступными средства ЕС, выделенные на период 2014-2020 годов. Именно поэтому лозунг "Готовим политиков новой эпохи" чрезвычайно актуален", - сказала она.

Депутат сеймика Подкарпатского воеводства также поощряет всех тех, кто хочет быть политиками, к контактам со странами с ЕС.

"Поляки тоже этого не умели делать, мы также учились этому. Мы также ездили, учились и работали с разными странами. Чтобы учиться как развивать предпринимательство. В Польше построено много дорог, ибо связь в этой ситуации является важной. Также развивается исследовательство, но в сотрудничестве с предпринимательством. Можно делать исследования с научными институтами, но важно, чтобы они сотрудничали с предпринимателями, которые бы понимали, как пользоваться этими исследованиями и нужны ли они им", - рассказала она.

Единственной ошибкой при проведении реформы местного самоуправления, по словам депутата, было уничтожение профессиональной школы.

"Сегодня возвращаемся к этому. Имеем квалифицированных инженеров, но не имеем механиков, людей, которые смогли бы внедрить все эти изобретения в жизнь на конкретных предприятиях. Дополнительно ко всем бюджетам у нас есть средства, которые идут из бюджета ЕС. Мы сделали коммунальную инфраструктуру, дороги, запустили исследовательские институты, институты развития, смогли изменить ментальность предпринимателей, чтобы они объединились в определенные группы - кластеры. Больший может больше. В результате появились туристический, аграрный, авиационный, потребительский кластеры", - рассказала Ковальская.

Депутат сеймика Подкарпатского воеводства также рассказала, что у местного самоуправления Польши в целом есть три цели финансирования:

1. Развитие научных исследований, предоставление доступа предпринимателям к этим исследованиям, развитие малого и среднего предпринимательства.

2. Вторая цель - это то, с чем самоуправление имеет наибольшие проблемы - охрана окружающей среды. Это и уменьшение вредных выбросов в атмосферу.

3. Последняя цель - социальная. Это помощь людям, которые по определенным причинам - безработицы или болезней не способны работать.

Сеймик Подкарпатского воеводства так распределил средства между теми целями, из них больше всего идет на коммуникацию - более 19%. Речь идет не только о дорогах, но и о транспортных средствах.

Средствами, которые выделяются из европейских программ, по словам Ковальской, также могут воспользоваться украинские предприниматели, сотрудничая со своими польскими партнерами.

"Речь идет не только о строительстве дорог, но и о строительстве железнодорожных путей. У нас сейчас делает акцент на строительство железнодорожных путей и развитие железной дороги, поскольку она у нас запущена, как и у вас", - отметила депутат.

Также совместными могут стать программы, которые касаются трансграничного сотрудничества восточных воеводств с Польшей, Украиной, Беларусью.

"Эти программы имеют целью помочь западным регионам Украины и Беларуси догонять в развитии западные государства. Есть время, чтобы для нее хорошо подготовиться, потому что правила игры будут объявлены в конце 2015 года", - подчеркнула депутат.

В свою очередь депутат Сейма Польши Томаш Камински отметил, что децентрализация не означает федерализацию страны.

"У нас есть одна Конституция, один парламент, один президент, один закон, который обязывает все гмины, уезды, воеводства, одну налоговую систему, одну уголовную систему, одно войско, одну полицию и все институты и все центральные институты", - говорит Камински.