Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Аеропорт "Жуляни". Як було, як стало (фото)

Аеропорт
Тепер тут дислокуються лоу-кости. Фото: Олександр Чебан
Аеропорт - це перше, з чим стикається іноземець, прибуваючи в чужу країну. Для тих, хто потрапить до України через Жуляни, перше враження може навіть сподобатись

Цього тижня відкрили оновлений аеропорт "Жуляни". Фотограф Олександр Чебан у своєму блозі на Livejournal підготував репортаж про його історію та про зміни, що відбулись із летовищем в центрі міста за останній час:

"Купить авиабилет из Европы в Киев локостом всего за 20-40 евро и прилететь прямо в центр города! Такое возможно только в Украине :)

Пусть под Евро-чемпионат и было "распилено" много денег, но кое-что все же построено и для простых людей. Я часто летаю и всегда с восторгом смотрю даже на небольшие провинциальные аэропорты заграницей, "хуже чем "Борисполь" в Киеве только "Пулково-2" в Питере", так я считал до недавнего времени, но скоро и в Борисполе заработает новый терминал. А мой сегодняшний репортаж о прошлом и настоящем аэропорта "Киев" ("Жуляны"), который расположен практически в центре украинской столицы.

Когда мне было 11 лет, я летел на чудесном самолете Ан-24 по маршруту Пенза-Воронеж-Киев. Летел сам из пионерлагеря, без родителей. Во время промежуточной посадки на дозаправку в Воронеже самолет стоял где-то вдали от терминала, пассажиры вышли подышать воздухом… Пилот сказал нам, группе мальчишек, "кто первый добежит вон до той копны сены в поле, тот полетит в кабине". Я несся что есть мочи и прибежал первым! На сегменте Воронеж-Киев я летел в кабине на свободном третьем месте. Хоть это и было более 20 лет назад, но картинка и воспоминания у меня сохранились удивительно живыми и яркими. Я как сейчас помню Киев из кабины пилотов, посадку в Жулянах в грозу и встречу с мамой и папой, которые стояли за воротами аэропорта. Так началось мое знакомство с аэропортом "Жуляны", который сейчас называется "Киев" (код IEV) и находится практически в центре города.

Сейчас же я часто летаю в Европу бюджетной авиакомпанией WizzAir, которая пару лет назад была вытеснена из Борисполя и перешла в Жуляны. Маленький тесный терминал, отсутствие багажных транспортеров и тележек, маленький душный накопитель перед посадкой… Все это в прошлом. В понедельник 21 мая в Жулянах открыли новый современный терминал, который начал обслуживать международные рейсы. Я прилетел из Меммингена в среду и, конечно же, не мог не поснимать, тем более, что следил за этой стройкой в интернете.

Аэропорт Киев (Жуляны) – это аэропорт Киева, Украина. Находится в 8 километрах от центра. Площадь, занятая под аэропорт составляет 265 гектар. Взлетная полоса, составляет 1800 метров в длину и 49 метров в ширину. В начале 2009 года проводилась реконструкция взлетной полосы и теперь можно принимать большие самолеты. Название аэропорт Жуляны получил от имени местности, на которой он расположен, а данное село так было названо, потому что находилось вблизи речушки Жулань.

Исторический очерк:

Во времена, когда самолеты только начинали осваивать киевское небо, они еще не развивали головокружительных скоростей, требующих изрядного разгона и соответствующих взлетно-посадочных полос. Но какие-никакие поляны были необходимы. На первых порах подходила любая в меру просторная и ровная площадка. Этому условию вполне удовлетворяли ипподромы, так что в качестве первых летных полей охотно использовали поля беговые. Именно с ипподрома в районе нынешней станции метро «Шулявская» легендарный Сергей Уточкин в 1910 году совершил первый полет над Киевом.

По мере развития авиационной практики возникла потребность в стационарных аэродромах. Один из них в 1910-1911 годах обустроило для себя Киевское общество воздухоплавания. Ему отвели территорию между Куреневкой и нынешним массивом Оболонь, вдоль озера Опечень. Там появились все условия для «авиационных шоу»: ангары, зрительские трибуны, буфет и т. п. Своим авиационным хозяйством обзаводилось и военное ведомство. В 1912-1913 годах вблизи Святошино был создан Сырецкий военный аэродром, примыкавший к Брест-Литовскому шоссе (ныне проспект Победы). Над ним прославленный летчик Петр Нестеров совершил первую в истории «мертвую петлю» — на месте бывшего аэродрома стоит памятный знак, посвященный этому событию. Связь этого аэродрома с городом была простой — через упомянутое шоссе.

А расквартированный в Киеве 3-й авиапарк уже в период Первой мировой войны владел аэродромом недалеко от железнодорожной станции Пост-Волынский, близ села Жуляны. Здесь к 1916 году возник солидный авиагородок (аэродром, ангары, мастерские, склады, школа летчиков-наблюдателей). Рельсовая связь аэродрома с городом была обеспечена изначально, шоссейную же требовалось наладить. И вот военный округ возложил на округ путей сообщения задачу скорейшей прокладки вымощенной гранитом дороги от Кадетского корпуса (нынешнее Министерство обороны) к Артиллерийскому училищу (теперь Военная академия) и аэродрому 3-го авиапарка. Расходы на дорожное строительство, составившие не один десяток тысяч рублей, «разбросали» между земскими учреждениями и специальным военным фондом. Так незадолго до революции появилась трасса нынешнего Воздухофлотского проспекта.

Уже к 1924 году Укрвоздухпуть подготовил все необходимое для начала регулярных пассажирских перевозок в небе Украины. Центральным пунктом стал Харьков, где соорудили обширный железобетонный ангар и помещения мастерских. Отсюда пролегли воздушные маршруты Харьков—Полтава—Киев и Харьков—Полтава—Кременчуг—Одесса. Соответственно, в нескольких городах нужно было оборудовать пассажирские аэродромы. В Киеве для этой цели приспособили военное летное поле около Жулян. 25 мая 1924 года сюда прибыл пробным рейсом из Харькова самолет Укрвоздухпути «Красный химик» (системы «Дорнье Комета»). Находившийся на его борту журналист подчеркнул, что участники перелета «с боковым ветром летели всего лишь 3 часа 20 минут». С первых чисел июня начались систематические полеты из Харькова в Киев и обратно по расписанию, в каждую сторону по одному рейсу дважды в неделю. Пресса предсказывала новому транспорту хорошие перспективы: «Быстрота, удобство полетов и невысокая цена безусловно должны привлечь общественное внимание и развить воздушное передвижение».

Можно ли назвать цену тогдашнего авиабилета действительно невысокой? Судите сами. Перелет по маршруту Киев—Харьков обходился одному пассажиру в 46 рублей 80 копеек. При этом бесплатно можно было перевезти до 5 кг багажа, а сверх этого за каждый килограмм нужно было доплатить еще два рубля. Много это или мало? Вспомним, что в написанных вскорости «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова квалифицированный инженер Щукин зарабатывал 200 рублей в месяц, а копировщик чертежного бюро Костя Калачев — от силы 40 рублей. Впрочем, Укрвоздухпуть в 1924 году предоставлял клиентам приятный бонус: в цену билета входила и доставка пассажира от квартиры прямо к трапу самолета.

Заметим, что в названии «воздушных ворот» Киева слово Жуляны поначалу отсутствовало. В 1920-е годы говорили «аэродром у Поста-Волынского», в 1940-1950-е — «аэропорт на Чоколовке», или просто Киевский аэропорт, поскольку был в столице Украины единственным для клиентов Аэрофлота. Он принимал самолеты с пассажирами и грузами из разных концов Советского Союза. Через него проходили международные линии из Москвы в столицы стран социалистического лагеря.

Но вот на воздушных трассах появился первенец советской пассажирской реактивной авиации — знаменитый Ту-104. Его эксплуатация предъявила новые требования к аэродромному хозяйству, длине и покрытию взлетно-посадочной полосы. Прежний аэропорт Киева оказался тесным для реактивных лайнеров. Для них пришлось оборудовать летное поле за пределами Киева — в Борисполе. В 1959 году сюда начали садиться новейшие самолеты, а в 1965-м открылся обширный аэровокзал. Таким образом, к услугам киевлян оказались уже два аэропорта: «Борисполь», обслуживавший дальние сообщения, и «Жуляны», специализировавшиеся на местных линиях.

В начале 2009 года проводилась реконструкция взлетной полосы и теперь аэропорт может принимать большие самолеты - Боинг Б737 и Эйрбас А320.

Статистика аэропорта после перехода в него WizzAir, у которой только два (!) 180-ти местных Эйрбаса А320

В мае 2012 года открылся новый классный и современный терминал, фото сделаны из самолета во время руления по территории аэропорта:

Какой-то чартер:

На территории аэропорта находится самый большой на Украине авиационный музей, где на площадке под открытым небом представлены многие образцы гражданской и военной авиатехники.

Старый терминал, который теперь обслуживает только внутренние рейсы:

Внутри нового терминала:

И даже детская комната! :)

Путешествуйте! :) С лоукостами все становится дешевле, проще и доступнее :)

Оригінал: alexcheban.livejournal.com

Угорщина: корупційний скандал та домашнє насильство. Що загрожує Орбану? – Politico
Угорщина: корупційний скандал та домашнє насильство. Що загрожує Орбану? – Politico
Параноя путіна. Тероризм, марення і самознищення – Тімоті Снайдер
Параноя путіна. Тероризм, марення і самознищення – Тімоті Снайдер
Макрон хоче керувати зовнішньою політикою Європи. Не всі союзники з цим згодні – Bloomberg
Макрон хоче керувати зовнішньою політикою Європи. Не всі союзники з цим згодні – Bloomberg
Смертельну недбалість путіна неможливо приховати. московська атака зробила його слабшим, ніж будь-коли – Саймон Тісдалл
Смертельну недбалість путіна неможливо приховати. московська атака зробила його слабшим, ніж будь-коли – Саймон Тісдалл
Чи настав час для безпольотної зони в Україні? путін ескалує повітряну війну – бригадний генерал Кевін Райан
Чи настав час для безпольотної зони в Україні? путін ескалує повітряну війну – бригадний генерал Кевін Райан
"Циркони" з суші, відновлені 1,5 та 3 тонні бомби і натиск на Донбасі. Про останню тактику росіян – Том Купер
Франції потрібні країни-однодумці. Макрон-яструб відкриває двері Європи для Великої Британії – Едвард Лукас
Франції потрібні країни-однодумці. Макрон-яструб відкриває двері Європи для Великої Британії – Едвард Лукас
Кілька думок про російський розвідувально-ударний ланцюг. Більшість обстрілів відбувається на основі агентурних даних – Том Купер
Кілька думок про російський розвідувально-ударний ланцюг. Більшість обстрілів відбувається на основі агентурних даних – Том Купер