Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Аміші. Загублені у XVIII столітті (фото)

Аміші. Загублені у XVIII столітті (фото)
Люди, які ось вже третє століття не змінюють побуту. Фото: uzoranet.livejournal.com
У Канаді та США мешкає понад 200 тисяч амішів - членів закритої релігійної спільноти, що не визнає технічний прогрес та будь-яку надмірність.

Устрій, який запровадили ще кілька сотень років тому, у громаді амішів досі суворо дотримується, а будь-яке цивілізаційне нововведення зустрічається "у багнети". Разом із тим, аміші - найбільш зростаюча популяція людей у світі. Через заборону контрацепції, в середньому одна жінка-амішка народжує щонайменше семеро дітей.

Попри самоізоляцію, до амішів водять туристів, які фотографують незвичний життєвий уклад і щиро дивуються: надворі ж ХХІ століття! Блогер Євгенія uzoranet відвідала край амішів, і поділилась своїми враженнями:

"Мой рассказ пойдет о стране амишей. Нас предупредили и просили не фотографировать лица, поэтому несколько снимков я нашла в интернете, а остальное все же сняла сама.

Кто такие – амиши?

Амиши – христианское течение меннонитского происхождения. Основатель – Якоб Амман, священник из Швейцарии, эмигрировавший в Эльзас (Германию) во второй половине XVII века.

Семья амишей

Их церковную доктрину можно характеризовать, как наиболее консервативный вариант меннонитства. Главная черта их вероучения – более строгое следование Священному Писанию. В начале XVIII века часть амишей переселилось в США (штаты Пенсильвания, Огайо, Индиана), где квакер Вильгельм Пенн (Пенсильвания), провозглашавший свободу вероисповедания, предоставил амишам и меннонитам убежище в юго-восточной части штата.

Все 12500 эмишей округа Ланкастер — потомки пары десятков семейств, которые эмигрировали из Европы в начале XVIII века. Поэтому, глядя на почтовые ящики перед тамошними домами, видишь повсюду одни и те же фамилии — Эш, Лэпп, Шольцфус, Фишер…

Амиши. Для всей прогрессивной общественности их «открыла» парочка хиппи, ударившаяся в романтические путешествия. Еще бы – вдруг в разгар ХХl века, в сердце самой прогрессивной страны, наткнуться на племя, принципиально отказывающееся от электричества и высшей школы, от собственного транспорта (лошади не считаются), фотоаппаратов, кино и прочих стремительно хлынувших благ научно-технического прогресса.

Подобно староверам, они несколько веков назад признали европейскую церковь поборницей греха и предпочли замкнуться в суровом достижении рая коммуной, честной пред Богом жизнью. Церквей амиши не строят, а молятся у своих соплеменников, у каждого по очереди, ставят скамейки в передней комнате.

Сначала, увидев бороды мужчин, воспринимаешь амишей, как ортодоксальных евреев, но к евреям амиши не имеют отношения.

Фотографироваться – нельзя, фото на стенах не висят, но висят так называемые «семейные списки» (даже не знаю как это назвать).

Вот два из одной семьи. Один список родителей, другой – современной семьи – имя, месяц и год рождения. Обратите внимание на имена – еврейские? Или библейские?

Как для примера посетили один дом амишей. Обстановка в доме была очень простая – никаких украшений я не заметила, но на всем лежала печать заботы и любви.

Дом освещался газовыми рожками (в других домах используется и керосин).

На кухне я увидела холодильник — газовый. Вообще, кухня оказалась самой большой комнатой в доме.

И, как я поняла, это не просто место, где готовят и едят, а своеобразный центр всей семейной жизни: Ребекка сказала, что обычно именно в ней читают, шьют, а когда дети были маленькими — там они играли и делали уроки. Есть в доме и свой водопровод, работающий от ветряка.

Их женщины не знают косметики, украшений, даже пуговиц (а как же, тоже вариант украшательства!), фасон платья стабилен последние двести лет.

Собственно, фасон.

Платья должны быть однотонными, без пуговиц (если нужно что-то прикрепить – только булавочкой), одного фасона и два-три – не более, чтобы все были равными и не выделялись и не чувствовали, что одна богаче другой.

Платья однотонные – синего, фиолетового или тёмно-серого цвета, из тонкой материи, похожей на шерсть, но с обязательным передником: у замужней женщины он черный, у незамужней – белый.

Даже свадебное платье шьется однотонным, без украшения, того же фасона, чтобы завтра можно было его одеть на работу. Появление женщин-амишей на улицах с наступлением темноты без особых причин считается распутством.

Мужчины не бреют бород (усы запрещены по закону, они безусые) и не умеют держать в руках оружие. В армии не служат или только в частях, где не держат в руках оружие. Они никогда в своей американской истории не воевали.

Большинство из них носит одежду и головные уборы определенных цветов и фасонов, ездит в старинных повозках, запряженных лошадьми, используют только стальные колёса (без амортизаторов, чтобы почувствовать землю), пашут землю конным плугом.

Амишевские мужские шляпы

Справа высокая шляпа – для праздника, а слева шляпы пониже, которые имеют право носить юноши (на выданье), которые могут уже жениться.

Брюки поддерживают подтяжки, пуговиц на брюках нет, их заменяет система крючков, петель и завязочек, как носили моряки.

Зато амиши тяжко вкалывают – простите, в поте лица своего добывают хлеб свой (а также мясо-молочные продукты и всяческие овощи и фрукты) на лоне природы, рожают детей штук по десять (аборты и презервативы запрещены), по воскресеньям ходят друг к другу в гости на протестантские служения – пение хоралов, чтение Библии или на общую веселую трапезу.

Им запрещается служить в армии, фотографироваться, водить автомобили и летать на самолётах, иметь компьютеры, телевизоры, радиоприёмники, носить наручные часы и обручальные кольца.

В веротерпимой Америке для них разработали специальный вид паспорта – без фотографии: а уезжать за пределы Америки им не нужно да и не на чем – самолет для них запрещен, максимум, что они себе позволяют – это самокат и то ехать можно не быстрее одной лошади!

Школы – это особая тема. Школа состоит из одного класса (комнаты), где учатся дети от 7 до 15 лет, все вместе. И преподает им учительница лет 15, которая только что сама её закончила.

В собственных школах они изучают только те предметы и только в том объеме, который им пригодится на фермах: ботанику, зоологию, арифметику, основы геометрии. Из книг, не считая детских, в советском пропагандистском стиле, они оставили себе только Библию. Из картин – настенные календари и газету, которую сами печатают про погоду, урожай, надои, посев или жатву.

Ткацкий станок

Амишем нельзя стать по велению сердца. Им можно только родиться. И, конечно, остаться, потому что гуманные анабаптисты всем членам коммуны один раз в жизни, в юности, предоставляют выбор: либо окончательно принять крещение, либо уйти в большой мир. До этого им разрешается попробовать пожить в миру, посмотреть, каково там. Самое фантастическое, что от 75 до 95 процентов, поглядев Америку, возвращаются обратно под трудовой, но сытый амишский кров. Только в зрелом возрасте они принимают обдуманный шаг – крещение.

«Соковыжималка», приводимая в движение водяным насосом.

С одной стороны, куда им идти с их образованием, жизненными представлениями и коммунным опытом? С другой, дома никогда не бросят, не выгонят, всем миром поднимут, поставят на ноги, не дадут сгинуть и т.д. Натурально, протестантский такой рай.

У них нет разводов (что понятно), оттого юношам позволяется достаточно свободно общаться с девушками на выданье. Свободно – это значит разговаривать, шутить, прогуляться вместе в воскресный день, а совсем не то, что вы подумали. Этого самого до свадьбы там быть не может, а если несчастье случилось, то брак неизбежен и точка.

При всей своей закрытости, они отлично общаются с соседями не-амишами, подчас, при недостатке земли и постоянном приросте населения (а их, между прочим, двести тысяч!), они нанимаются в работники – к радости работодателя, для которого честнее, трудолюбивее и скромнее амиша – работника не сыскать. – Они сытно и калорийно (как давние потомки швейцарцев) едят, мало пьют (некогда), не воруют, не сквернословят и любят жизнь, людей, хозяйство – простой, здоровой любовью. Они честно платят налоги, поэтому в тюрьмах не сидят.

На кладбищах стоят одинаковые надгробные плиты с датой рождения и смерти. Никаких более улучшенных памятников нет, все смертные одинаковы!

Гроб

Гроб стоит в доме умершего три дня, наполовину закрытый, чтобы кто захочет проститься, успел приехать, а скорость передвижения не превышает скорости одной лошади! Упс, фотографировать нельзя…

Какие лица! На них нет следа печали, злости, недовольства

Пока нам живописали красоты местного общежития, мы, разумеется, дружно жалели бедных амишских женщин с их тремя платьями, десятком детей и каждодневным трудом до изнеможения. Ну и мужчин, в общем, тоже…

А книги!.. Библия – прекраснейший текст, но никогда в жизни не прочесть ни одной светской строчки?! Не услышать светской музыки?! Импрессионистов не увидеть? И даже не знать, что все это можно хотеть видеть и слышать…

Чепчики для замужних женщин в виде сердечка

В общем, проникшись ужасом и состраданием к этим святым созданиям, мы отправились на рынок – с ними знакомиться. И я была до корней души потрясена их сияющей, слепящей, фантастической красотой этих самых молодых женщин в чепчиках в форме сердечка и наглухо закрытых старушечьих платьях.

Как они улыбаются, обслуживая туриста. Какие у них глаза, когда они нас, современных, стильных, ярких, не похожих на них ни капли, рассматривают – без тени зависти или негодования, а просто – с интересом и приязнью. Несколько минут общения буквально перевернули мои представления о женской прелести. Та аура любви к ближнему, которую они излучают, действительно красит их лучше царских одежд.

Неотъемлемой частью интерьера дома амишей является одеяло из лоскутков – называемое куилт (quilt), а также деревянные вещи – сундуки, стулья, кровати, кресла-качалки.

Незатейливая детская игрушка

Детские игрушки – простые, самодельные: тряпичные куклы, деревянные паровозики, кубики.

Даже куры у них странные, экологически чистые

Ни секунды, разумеется, не хотела бы жить в этом раю, но то, что он возможен, реален, счастлив и вдохновен, – не вызывает у меня никаких сомнений. Даже при всей его искусственности, неискушенности и благоприятных исторических обстоятельствах.

А для всей остальной Америки амиши – это такой популярный романтический бренд, «чужие среди нас» – за ними наблюдают, их продукция, благо натуральная и вкуснейшая, расходится на ура. Сыры и мёд пробовала – действительно, объедение.

Выращивают табак, хотя сами не курят.

В ответ амиши, не боясь глобализации, спокойно и не оборачиваясь по сторонам, строят свой земной Новый Иерусалим. И самая большая их проблема на данный момент – высокий процент родственных браков. Но при общем числе в двести тысяч… надеюсь, что проблема решаема. Пусть себе живут нам на загляденье.

Звезда на доме говорит о гостеприимстве хозяев. В такой дом можно постучаться и переночевать

Потом мы посетили ярмарку на которой купили немного продуктов (недешевых), но экологически чистых. Мне было интересно и я с любопытством слушала о жизни «странных», на мой взгляд, людей.

Оригінал: uzoranet.livejournal.com

Параноя путіна. Тероризм, марення і самознищення – Тімоті Снайдер
Параноя путіна. Тероризм, марення і самознищення – Тімоті Снайдер
Макрон хоче керувати зовнішньою політикою Європи. Не всі союзники з цим згодні – Bloomberg
Макрон хоче керувати зовнішньою політикою Європи. Не всі союзники з цим згодні – Bloomberg
Смертельну недбалість путіна неможливо приховати. московська атака зробила його слабшим, ніж будь-коли – Саймон Тісдалл
Смертельну недбалість путіна неможливо приховати. московська атака зробила його слабшим, ніж будь-коли – Саймон Тісдалл
Чи настав час для безпольотної зони в Україні? путін ескалує повітряну війну – бригадний генерал Кевін Райан
Чи настав час для безпольотної зони в Україні? путін ескалує повітряну війну – бригадний генерал Кевін Райан
"Циркони" з суші, відновлені 1,5 та 3 тонні бомби і натиск на Донбасі. Про останню тактику росіян – Том Купер
Франції потрібні країни-однодумці. Макрон-яструб відкриває двері Європи для Великої Британії – Едвард Лукас
Франції потрібні країни-однодумці. Макрон-яструб відкриває двері Європи для Великої Британії – Едвард Лукас
Кілька думок про російський розвідувально-ударний ланцюг. Більшість обстрілів відбувається на основі агентурних даних – Том Купер
Кілька думок про російський розвідувально-ударний ланцюг. Більшість обстрілів відбувається на основі агентурних даних – Том Купер
Війна в Україні після російських виборів. Активізація чи затягування? – Мік Раян
Війна в Україні після російських виборів. Активізація чи затягування? – Мік Раян