Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Метро, якого вже немає. "Берестейська", "Нивки", "Святошин" (фото)

Метро, якого вже немає.
Фото: tov-tob.livejournal.com
Усі три станції відкрили 5 листопада 1971 року у складі п'ятої пускової ділянки Київського метро. Їх торкнулась політика бототьби із "архітеркутрими надмірностями". Однак ряд прийомів, застосованих в оформленні станції, дозволив досягти великої виразності.

Про історію і сучасність старнцій київського метро розповідає блогер Олег Тоцький у Живому журналі:

"Конструктивно все три станции одинаковы и являются типовыми колонными трехпролетными станциями мелкого заложения. 

Берестейская

До 1993 г. станция имела название "Октябрьская". Нынешнее название станция получила по украиноязычному топониму Берестя (Брест) и Брест-Литовскому шоссе (ныне просп. Победы), под которым расположена станция. "Берестейская" вместе с прилегающими тоннелями имеет две конструктивные особенности.

Во-первых, разница глубины заложения станции и кассового зала обусловила необходимость строительства двухленточного эскалатора, работающего только на подъем; во-вторых, соседняя "Шулявская" имеет достаточно большую глубину заложения (около 90 м), поэтому, чтобы вывести тоннели на неглубокое заложение, перегон был построен с максимально допустимым уклоном 42‰ (42 метра вверх на 1 км пути).

Фактический перепад высот между платформами "Шулявской и "Берестейской" составляет порядка 80 м. При этом проходка велась в сложных условиях в водонасыщенных грунтах с применением различных способов водопонижения и закрепления грунтов. Кстати, во время строительства этого перегона случился казус: при проходке тоннелей активизировались живущие в грунте бактерии, выделяющие серную кислоту, и болты, которыми скрепляется чугунная обделка тоннелей, под влиянием кислоты оказались ослабленными, поэтому порядка 700 м тоннелей дополнительно укрепили изнутри бетонной рубашкой.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Японія інвестуватиме у розвиток київського метро

Архитекторы: Б. Приймак, И. Масленков, В. Богдановский, Т. Целиковская.
Скульптор: Б. Карловский.

В 1973 г. авторов проектов станций «Октябрьская» и «Святошино» выдвигали на соискание Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко. 

На сегодня пассажиропоток на станции составляет 21,8 тыс. пассажиров в сутки.

1. Один из вариантов архитектурного оформления станции:

2. Реализованный эскиз:

3. Торец платормы с барельефом В.И. Ленина:

4. Рабочие моменты строительства станции:

5. Изготовление панелей из нержавеющей стали для отделки колонн станции:

6. Предпусковые дни. Обратите внимание: справа за вентиляционными решетками над путевой стеной раньше также располагались светильники, а вот на колоннах светильников не было. В каком состоянии сейчас светильники над путевой стеной, увы, не знаю; в рабочем состоянии мне их видеть ни разу не доводилось.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Пекінське метро пропонує городянам безкоштовне змінне взуття

7. Торжественное открытие участка 5 ноября 1971 г. (за фото спасибо 81412):

8. Первые годы работы станции. В торце станции ранее располагался металлический барельеф с изображением В.И. Ленина, а также сопутствующая надпись "Жовтнева революція відкрила нову епоху всесвітньої історії" с подписью вождя:

9. Торцевая стена облицована красно-коричневым мрамором. Барельеф, как и многие другие символы советской эпохи, исчез в начале 90-х.

10. Современные фото. Станция имеет подшивной потолок, что позволило спрятать светильники в ниши круглой формы:

11. Колонны "Берестейской" покрыты панелями из зеркальной нержавеющей стали:

12.

13. В торце станции в духе современных тенденций теперь располагается лайтбокс с рекламой:

14. Путевая стена облицована плиткой коричневато-розового цвета:

15. Над путевой стеной находятся вентиляционные решетки (за которым располагались светильники с 6-го фото) с изображением колосьев. Дверца для доступа к кабельканалам оформлена созвучно общему архитектурному стилю станции.

Нивки

Проектные названия - "Станкозаводская", "Щербакова". Рабочее название станции произошло от одноименной исторической местности, в которой находится станция. В отличие от "Берестейской", станция даже внешне имеет типовую конструкцию "сороконожек" с двумя лестничными выходами.

Архитекторы: Б. Приймак, И. Масленков, В. Богдановский, Т. Целиковская.
Художники-керамисты: Н. Федорова, А. Шарай.

Пассажиропоток составляет 27,1 тыс. в сутки.

Прежде чем перейти непосредственно к станции, давайте обратим внимание на перегон между ней и "Берестейской". Дело в том, что практически сразу за "Берестейской", в том месте, где просп. Победы пересекает железную дорогу, фактически расположен крытый метромост. Точнее прямо над железной дорогой проложены оба тоннеля метро.

16. Строительство тоннелей над железной дорогой, вид в сторону ст. "Нивки":

17. Так это выглядит со стороны железной дороги. За бетонной стенкой скрываются тоннели, над ними проложена автодорога. Ее, кстати, проложили не сразу, а лишь в начале 80-х.

18. Вид со стороны старого путепровода, через который проходит проспект.

19. Еще несколько фото с других частей перегона. Возведение "стены в грунте" перед раскрытием котлована:

20. Раскрытый котлован поблизости железной дороги (ближе к "Нивкам"). Здесь скоро построят тоннели.

21. Все тоже самое, но со стороны "Нивок". Тоннели в процессе строительства; на переднем плане мы также видим строительство вентиляционного узла:

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Як будують станції метро "Іподром" та "Теремки" (фото)

22. Готовые тоннели:

23. Теперь перейдем к станции. Вариант "Станкозаводской" во времена, когда ее планировали строить глубоким заложением:

24. Вариант оформления станции, выставлявшийся в разные годы под разные проекты:

25. Реализованный проект станции:

26. Предпусковые дни на станции:

27. Круглые колонны станции облицованы крупной плиткой в сине-зеленой гамме:

28.

29. Путевая стена облицована зеленоватой плиткой и украшена растительным орнаментом. Выбор такого оформления был обусловлен близостью к Сырецкому лесопарку.

30. Дверцы на путевых стенах украшены чеканкой на тему народных сказок:

31. Крупнее:

32. Орнамент на путевой стене и название станции:

Святошин

Проектные названия - "Святошинский вокзал", "Заводская". До 1991 г. станция носила название "Святошино". Как прежнее, так и нынешнее название станции произошло от расположенной неподалёку исторической местности Святошин. По архитектурному оформлению станция во многом созвучна с "Нивками", основные отличия заключаются лишь в расположении светильников, форме и цвете отдельных элементов.

Архитекторы: Г. Головко, Н. Коломиец, М. Сыркин.
Художник: Н. Гаркуша.

Современный пассажиропоток на станции - 36,8 тыс. пассажиров в сутки.

33. Один из вариантов оформления станции. Эскиз реализованного проекта, к сожалению, неизвестен.

34. Незадолго до пуска:

35. 90-е годы. Световая линия ранее была выполнена как закарнизная. В конце 90-х старые элементы из оргстекла заменили более современными алюминиевыми панелями с заменой в т.ч. и самих светильников.

36. Современный вид станции:

37.

38. Путевые стены облицованы белой керамической плиткой, на которой выполнен орнамент в виде елочек из темно-зеленой плитки. Дверцы в путевой стене имеют соответствующее оформление.

39.

Оригінал: tov-tob.livejournal.com

Стратегія мужності. Наступна фаза російсько-української війни – Hudson Institute
Стратегія мужності. Наступна фаза російсько-української війни – Hudson Institute
З голуба миру на яструба війни. Як росія атакувала Францію і радикалізувала Еммануеля Макрона – The Economist
З голуба миру на яструба війни. Як росія атакувала Францію і радикалізувала Еммануеля Макрона – The Economist
кремль у захваті від того, як США вагаються щодо допомоги Україні. Як збуджені пропагандони путіна плекають перспективу повернення Трампа – Джулія Девіс
кремль у захваті від того, як США вагаються щодо допомоги Україні. Як збуджені пропагандони путіна плекають перспективу повернення Трампа – Джулія Девіс
Організуватись заради перемоги. Лідери мають чітко окреслити громадянам перемогу як мету – Бен Годжес
Організуватись заради перемоги. Лідери мають чітко окреслити громадянам перемогу як мету – Бен Годжес
У НАТО занепокоєні долею підводної інфраструктури вільного світу. Тим часом росіяни агресивно атакують їхню критичну наземну інфраструктуру
У НАТО занепокоєні долею підводної інфраструктури вільного світу. Тим часом росіяни агресивно атакують їхню критичну наземну інфраструктуру
Є одна війна – глобальна: автократій проти вільного світу. Україна її частина – Девід Екс
Є одна війна – глобальна: автократій проти вільного світу. Україна її частина – Девід Екс
Баланс сил. Коли у росіян закінчаться БТР, БМП і танки – Дональд Гілл
Баланс сил. Коли у росіян закінчаться БТР, БМП і танки – Дональд Гілл
Чому американські літаки захистили Ізраїль, але не Україну? Це стає уроком для інших країн – Енн Епплбом
Чому американські літаки захистили Ізраїль, але не Україну? Це стає уроком для інших країн – Енн Епплбом