Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Львів очима львів'ян. Ностальгія через десятиліття

Львів очима львів'ян. Ностальгія через десятиліття
Випускниці на площі Ринок. Фото: mankurty.com
Колишній львів'янин, а тепер громадянин США через десятиліття повернувся у рідне місто. І сина свого привіз, показати, з чого все починалось. Міста впізнати було важко, хоча наліт "совку" залишився.

Своїми враженнями від "нового" Львова він ділиться на сторінках блогу "Світ очима львів'ян":

"Прибыли мы с сыном во Львов рано утром в среду, 30-го мая. Погода была хорошая, и мы решили пройтись пешком от вокзала до дома родственников у которых мы остановились. Живут они (вернее, она — жена моего, ныне покойного, троюродного брата) на Городецкой, прямо возле Привокзальной площади и практически через дорогу от Костела Эльжбеты.

Должен сказать что приехать во Львов после Праги и Кракова не совсем справедливо для родного города, но таков нынче путь на родину, прямых рейсов из Америки пока нет. Львов напоминает оба эти города, в чем-то выигывает, кое в чем проигрывает. При этом в Праге центр города куда меньше чем во Львове, да и в Кракове тоже. Нынче и площадь Рынок наша не уступает ни Краковской, ни Пражской (а в прошлый мой приезд было очень обидно за родной город).

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Німці назвали Львів сплячою красунею Сходу

За три дня в городе Льва впечатлений было много, весь центр облазили, и конечно, повидали мы куда больше чем в других городах. Так что Львов впереди.

Отдельно замечу что в Праге, имхо, кроме прекрасной главной площади (так плотно усеянной туристами, кафе, стульями, сценами, полицейскими фургонами, что первых этажей красивых домов совсем не видно), Карлува Моста (по которому пройти рядом вдвоем просто невозможно, из-за огромного количества туристов и продавцов сувениров) и комлекса Верхний Град, смотреть то, вобщем-то, нечего.

Выйдя из здания вокзала, на удивление шумное и многолюдное в 7 часов утра, мы оказались на площади перед вокзалом. Однако красив наш вокзал! Даже несмотря на огромное количество всяких авто-развалюх, замызганых рейсовых автобусиков и прочего общественного транспорта.

Брать такси было смешно, и мы пошли пешком, благо у нас чемоданы на колесиках. И тут же об этом пожалели. Колеса на этих чемоданах явно не созданы для местных тротуаров. Да и пешеходов было не много. Но кое-как доплелись до нужного дома, ввели требуемый код (новшество для меня), и с ужасом осознали что лифта на 4-й этаж нет. Ну надо же! А как же инвалиды, старики, спросил меня сын? У него ещё часто появлялись такие, абсолютно неуместные вопросы.

Через час, освежившись и поевши, мы вышли из дома и пошли по Городецкой вниз.

Улица была явно приведена в порядок, тротуары вновь вымощены, проезжая часть тоже новая. Удивило, однако, что 6-й трамвай по Городецкой теперь не ходит. Внятного обьяснения на это я так и не получил…

Охранник на входе в родную 52-ю школу не хотел нас пускать во внутрь, с трудом уговорили, мол, "только на минутку, ну я же тут учился!". Сработало. Хорошо что мы были не в Германии, а то в жисть бы не прорвались…

Табличка справа от входа в весьма запущенное здание гласит: "Середня спецiалiзована загальноосвiтня школа № 52 iм. М. Лобачевского с поглибленим вивченням математичних наук з росiйскою мовою навчання". Школа внутри произвела весьма унылое впечатление, паркет рассохся, стены и двери давно не крашеные. Шли уроки, и в коридорах было пусто. А вот вид школы сзаду.

Спустились на "рогатку", где улица Городецкая сливается с Шевченко. Количество машин и транспорта на этом перекрестке без светофора просто ошеломляющее! Чтобы перейти дорогу, с угла Куйбышева на улицу Леонтовича, пришлось не только набраться определенной гражданской смелости, но и нырныть вслед за группой местных более опытных граждан. Должен сказать, водители не были удивлены нашим поступком, и нас не задавили.

Ул. Леонтовича вся заросла высокими деревьями и выглядела уютно, даже заполонившие тротуар авто не мешали. В самом моем детстве я пару лет ходил в 43-ю школу, и теперь было приятно видеть в каком красивом здании она находилась (сейчас, кажется, она зовется по-другому, Св. Анны).

Опять же деревья заслонили здание больницы Раппопорта, в которой 35 лет назад родилась наша первая дочка.

Спустились вниз по Еврейской (?) улице, и оказались перед Краковским базаром. Базар, надо заметить, уже выплеснулся из своих границ, и доходит аж до угла Шпитальной и Джамбула. Мной сын был в восторге от вещей продающихся из лотков, палаток, навесов. И публика была колоритная, веселая, доброжелательная. В память о походе на базар в Америку поехали замечательные мужские трусы с эмблемой "Евро-2012". Подарок, как потом оказалось, пошел на "ура" у друзей сына.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Артемій Лебедєв: "Всі дрочать на Львів"

По Шпитальной вышли на Ботвина (Кулеша), вниз до дома где мы жили с 1960-го года и до отьезда, оттуда вниз до железнодорожного переезда и входа в гетто. Подошли к памятнику жертвам гетто, оттуда по бывшей улице 700-летия Львова до опять же бывшего кинотеатра "Мир".

Я часто рассказывал детям что одно из моих самых ранних детских воспоминаний связано с толпой людей на улице возле синагоги, ждущих когда откроют двери и всех пустят внутрь. Я был с мамой, дело было думаю в Йом Кипур, году наверное в 61-м или 62-м. После этого я бывал не раз в спортзале Полиграфического института в котором учился мой старший троюродный брат. И вот мы подошли к зданию этой синагоги на Угольной. Двери были закрыты наглухо. На стук и звонки в дверь никто не откликнулся. Само здание – в печальном состоянии.

Особенно бросились в глаза двери, которые не удержался и сфотографировал отдельно. Ну, так и просятся хорошему мастеру в руки, сделал бы конфетку. На входе, дверях – никаких опознавательных знаков, полная конспирация. В 1999-м году там был Еврейский центр, и небольшая группа старичков играла в нарды и поедала привезенный ланч. Где они сейчас? Неужели все умерли?

Место, где была синагога на Сяньской – ещё грустнее. Там вообще никаких воспоминаний о том что здесь находилось в столь недавней, по Львовским меркам, истории.

Театр имени Заньковецкой, о котором так подробно и интересно писалось недавно в блоге, был в плаченом состоянии, хотя по-моему продолжает работатать: По сравнению с ним, наш Оперный – просто ухоженный красавчик:

Вся аллея перед Оперным была была в разных стадиях украшения. Обстановка была пред-праздничная, приподнятая. Тут и там небольшие кучки львовских "наблюдал", мужчин преимущественно старшего возраста, внимательно следили – и давали ценные советы – молодым проворным установщикам оград, стендов, проводов, кабелей и пр. атрибутики для фан зоны. Движение машин было перекрыто от Оперного и до кинотеатра Щорса. Красота.

Вообще в этот раз я заметил разницу между районами города. Возле Краковского базара, ЦУМа/Магнуса, 700-летия Львова – районы деловые, много людей, суета, пыль, шум, мало зелени, парков, скверов, улицы забиты машинами. В районе же Пушкина, Киевской, Энгельса, где мы имели честь встретиться (дважды) с Манкуртом и СЗ, совсем другая обстановка – улицы чище, много деревьев, зелени, тише, людей не много. Коммерции меньше, конечно, хотя ни там, ни в любом другом районе где мы бывали, не было проблем с местами поесть, всякими забегаловками, кофейнями, барами, и автоматами для сьема денег.

Кстати, о еде: везде вкусно! И недорого. Обслуживали нас радостно, дружелюбно, благо, языкового барьера не было. Многие меню имеют английскую версию, что было не обязательно, но приятно. Пиво очень неплохое (я не большой знаток, говорю со слов сына), кофе отличный, каппучино просто Европа. За 47 гривен на едока "бизнес ланч" в кафе на Театральной площади – закачаешься. Борщ, пельмени, вареники с вишней. А какие сладости! Не удержался и зашел в кафе-кондитерскую на Староеврейской, 3, читал об этом месте ещё до отьезда. Держите меня! Вот только самое-самое красивое:

После многих лет поисков, порой опасных для здоровья дегустаций, я наконец-то нашёл Пражский торт под названием "Вкус знакомый с детства". И пирожное "Картошка", последний раз такое вкусное я ел во Львове лет этак 35 назад, когда ещё можно было….

От Театральной площади, через (бывш) Трибунальскую площадь, мы вышли на площу Рынок. Господа, Европа! Дома красивые, ухоженные, все разные и все красивые. Обо всех не расскажешь, да я и не так много знаю, но основное показал или указал — где по преданию Петр Первый останавливался, рассказал легенду о 3-х окнах и не больше (и я тут же увидел дома и 4-мя, и 5-ю окнами), показал Итальянский дворик. Площадь очень фотогеничная, со всех сторон.

Фонтаны были одетые в футболки сборной Украины и украшены выпускницами школы. И то и особенно другое радовало глаз.

Приятно было увидеть что за неделю до турнира уже были иностранные туристы, но – может быть пока — не было бесконечного количества сувенирных ларьков, киосков, всяких торговых обозов и пр. Лавочки, мороженое, что и нужно было утомлённым хождением по Львовским булыжным мостовым туристам.

По Руськой улице поднялись до Подвальной, мимо древнего (и нынче перекрытого, в связи с ремонтом) входа в еврейский квартал. Приятно было воочию увидеть дома и заведения о которых только что читал в блоге. Удивлял сына информацией, почерпнутой из заметок СЗ о той же улице.

Арсенал, в котором теперь музей (или выставка?) — рядом приютилось малюсенькое, в 2 стола на улице, кафе — выглядит замечательно. На площади позади Арсенала, на неестественно зеленой траве, устанавливали очередную сцену – город явно готовился основательно гулять.

Остатки синагоги "Золотая Роза" теперь отгорожены забором на к-ром висят подробные плакаты, на 2-х языках рассказывающие о конкурсах на восстановление разных исторических мест города. Там, где мы стояли, будет создана площадь Синагог – оказывается, здесь была не только "Золотая Роза". Подробно рассказывается о конкурсах, победителях и проектах. Нет только дат, а хотелось бы знать — когда.

(посылаю обе фотки что я сделал; обе не очень удачные, ибо плакаты не влезали в обьектив; но кое-что можно прочитать)

Транспорт. Помнится в молодости за рубль можно было доехать куда угодно, с окраины в центр, из центра на вокзал, и т.д. Что на такси, что на частнике. Тепрь это – 30 гривен (гривней?) на такси. В дождь с нас взяли 35. Не дорого, по нашим меркам. Машины разные. Один раз сели в старую "Ладу", пока доехали от "из-под Щорса" до Киевской, всю душу вытрясли. Следущий раз выбрали "Мерседес", и ехали с комфортом. Понятие очереди на стоянках такси по-моему отсутствует: стоит десяток машин, шофера крутятся рядом или сидят внутри, выбираешь любую. Удобно, но не очень организовано.

Трамваи по-прежнему ходят по тем же маршрутам (кроме номера 6, см. выше), очень удобно для тех из нас, кто давно уехал . Цена за проезд смешная, 1.25 гривны (15 центов?). Трамваи, после Праги и Кракова, показались древними, но зато весело раскрашены:

Покупка билетов в будке на остановке (в ней продается много чего ещё, кроме билетов — напоминает киоск "Союзпечати") – анахронизм. Необходимость купленные билеты компостировать – ну вааще. Зачем? Компостеры железные и ржавые, допотопные, сохранившиеся со времен моего детства, наверное. Когда я поздно вечером возвращался домой на трамвае (прям как в молодости! ), то пассажиры сгрудились у передней двери чтобы заплатить напрямую вагоновожатому – а трамвай тем временем стоял, все ждали пока кто-то найдет мелочь "без сдачи". Я дал 2 гривни, т.е. переплатил – но ждать не хотелось.

Поскольку я последние 5 лет работаю в системе городского транспорта (у нас трамваев нет, только метро и автобусы), позволю себе пару замечаний о том что видел: цена на билет – смешная, особенно если учесть что многие ездят бесплатно, ветераны, например. Ни одна система общественного транспорта в мире себя не окупает, все они больше или меньше субсидируются местным или центральным правительством, и Львовская, уверен, тоже. Но если брать с людей смешные деньги за проезд, то и система будет смехотворная. Трамвайный билет – единственное место где я видел дробную цену (1.25), т.е. не целое число гривен. Зачем? Сделали бы 2 гривни, нет нужды искать мелочь которая вообще, по-моему, не в ходу. Кстати, при 1-й гривне = 12-ти центам, дензнаки деноминации в 1, 2 и даже 5 гривен – ненужная, даже непозволительная роскошь, ИМХО. Заметил что кондукторов нет – значит, народу больше верят. С другой стороны, я забыл как передают деньги вперед, билеты назад. Много лет уже такого не видел.

И ещё интересно, могут ли инвалиды, к примеру, воспользоваться трамваем? Я не говорю об инвалидной коляске, просто не влезет; но костыли, например? Нелегко, наверное, быть старым, больным или увечным в городе Львове. 

На бывш. Ул. Горького, под номером 13-м (спасибо за наводку, ув. СЗ!) повесили симпатичную мемориальную доску Людвигу фон Майзесу. Не знаю кому из нынешних жителей города это имя что-либо говорит, но приятно что мы с ним земляки. Мой сын его поклонник, изучал его работы в университете.

Улица Горького, площадь Победы (не знаю как она сейчас называется; кстати, в Киеве осталось старое название, площа Перемоги; видимо, для киевлян Победа ещё что-то значит, могли бы и во Львове оставить, не сказано ведь чья победа, или над кем?) состоят из очень красивых, величественных зданий. Здание в котором и когда-то ыли, и сейчас находятся Билетные кассы – так вообще величественное. Здание МВД вылизано ка зубной щёткой, перед ним – памятник. Сам неплохой, но к чему тут символ города Москвы (если я правильно понял, это Св. Георгий на коне, копьем поражающий дракона?). Бросились в глаза 2 сверкающих черных "Мерседеса", нагло запаркованные посреди площади, прямо перед зданием где когда-то был кинотеатр "Пионер", а сейчас – театр "Воскресиння". Власть.

Бывшая Мицкевича уходит вверх, вдоль парка Костюшко. Обратил внимание на красивую но очень скромную табличку с указанием направления на аэропорт и подвешенную над дорогой. Я бы сделал чуть больше чтобы на ходу за рулем было легче рассмотреть: Неплохо бы было если бы их и после турнира оставили – память, и полезно.

Дошли до почтамта, повернули на Жовтневу (?), прошли мимо замечательного магазинчика с надписью в витрине "Хлеб, Молоко, Алкоголь" (видимо, самые популярные вещи). ДомА на этой улице мне всегда нравились, особенно ближе к центру. А поскольку моя мама много лет проработала в ателье на Жовтневой, 23, то еще и много детских воспоминаний.

По Банковской ("Айболить" — жив!) вышли на улицу Коперника (кинотеатр всё ещё есть!) и подошли к Дворцу Потоцкого, где летом 76-го года мы с женой основали нашу "образцовую". Париж, господа! Лувр. Не знаю чей портрет с траурной лентой поперек "украшал" фасад в тот день, сильно общий вид он не портил, но и явно не к месту. Здание теперь используется как музей, и оно наверняка этого заслуживает. В прошлый раз, в 1999-м году, все было под замком, смотрели на дворец из-за ограды и впечатление было не то".

Оригінал: mankurty.com

Нема причин поки радіти оголошенню про американську допомогу. Що дозволяє росіянам просуватися – Том Купер
Нема причин поки радіти оголошенню про американську допомогу. Що дозволяє росіянам просуватися – Том Купер
Багато дрібних дій. росіяни продовжують наполегливо атакувати українські позиції за підтримки авіації та артилерії – Дональд  Гілл
Багато дрібних дій. росіяни продовжують наполегливо атакувати українські позиції за підтримки авіації та артилерії – Дональд Гілл
російська загроза не щезне. Без європейського переозброєння НАТО прирікає себе на поразку – Ендрю Міхта
російська загроза не щезне. Без європейського переозброєння НАТО прирікає себе на поразку – Ендрю Міхта
Проросійська фракція Республіканської партії програла. Тепер Україна має перемогти – Енн Епплбом
Проросійська фракція Республіканської партії програла. Тепер Україна має перемогти – Енн Епплбом
Чортівня закінчилася і ми повинні виграти цю битву. Як відбувалося результативне голосування в Конгресі – Філліпс О'Брайен
Чортівня закінчилася і ми повинні виграти цю битву. Як відбувалося результативне голосування в Конгресі – Філліпс О'Брайен
Рахунок за втрати під Авдіївкою. росіяни активно пробиваються для обходу лінії оборони на захід під Бахмутом – Том Купер
Рахунок за втрати під Авдіївкою. росіяни активно пробиваються для обходу лінії оборони на захід під Бахмутом – Том Купер
Повітряно-ракетна війна. Успіхи українців та атаки росіян по цивільних об'єктах – Том Купер
Повітряно-ракетна війна. Успіхи українців та атаки росіян по цивільних об'єктах – Том Купер
Стратегія мужності. Наступна фаза російсько-української війни – Hudson Institute
Стратегія мужності. Наступна фаза російсько-української війни – Hudson Institute