Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Що таке свобода і коли ми дорослішаємо

Що таке свобода і коли ми дорослішаємо
Фото: AFP
Блогер stvolinsky у своєму Живому Журналі розмірковує над тим, чому навколо так мало вільних дорослих людей.

Когда мне было пять, мне хотелось стать взрослым. Мне казалось, что взрослым можно всё - конфеты, вино, телевизор после 9 вечера и гулять когда хочешь. В общем, свобода.

Когда мне было двадцать пять, я понял, что имел в виду Спиноза, когда говорил, что свобода - это осознанная необходимость. Прежде мне это казалось полной белибердой, как и большинство философских изречений. А потом я вдруг понял, что если я осознал необходимость сидеть на работе - то я уже сижу на работе добровольно - значит я свободен. Раб работает по принуждению, свободный человек осознаёт необходимость работы – мне тогда всё это очень понравилось, казалось, я открыл что-то важное.

Сейчас у меня, наверное, новый период осмысления реальности и я понимаю, что - во-первых, мало кто на самом деле стал взрослым и может гулять когда хочется; во-вторых, спинозово изречение - это таки философская белиберда, а свобода - это отсутствие необходимости делать выбор и потому свободы вокруг мало - как и взрослых.

Пока я ходил в садик и школу - о свободе речи не было. Свобода даётся взрослым. А я был маленький и зависел от множества людей и обстоятельств.

Когда школа кончилась - началась взрослая жизнь - мне сказали: "Выбирай - или в институт пойдёшь, или в армию". Как-то не того я ждал от взрослой жизни. Необходимость делать такой выбор совсем не была похожа на ту свободу, которую я представлял в пять лет. 

В общем, я поступил в институт, что порадовало родителей. На дворе было - страшно сказать – начало 90ых. Я помню мать на кухне возле раковины - она занята чем-то, стоит ко мне спиной... Её слова сквозь шум льющейся воды: "Ещё немного - и будет двадцать первый век. Двухтысячный год. Тебе будет двадцать шесть лет. Может быть, ты будешь уже кандидатом наук. У тебя будет жена, наверное ребёнок... Может быть даже два," - добавила она и посмотрела на меня с улыбкой. Я молчал.

Свобода уходила сковзь пальцы, как вода в раковину. Свободы не было. Это был обман. Мне была уготована не та жизнь, о которой я мечтал в пять лет. Я хотел сопротивляться и не знал как. Первый опыт свободного выбора был между институтом и армией. Я с ужасом думал, как будет дальше. 

Когда мне стало тридцать пять, пьяный В.Ш, хорошо знакомый некоторым читателям, загружал меня на лестнице телецентра: "А когда тебе будет сорок пять - ты будешь выть! Ты будешь сидеть в квартире с бутылкой водки и выть! Квартира будет с евроремонтом, у тебя всё будет, но ты будешь выть, потому что ты будешь никому не нужен!"

Прожив жизнь в схемах необходимого выбора, человек начинает выть, оказавшись свободным. Быть нужным – оправдание и условие существования? Сколько я слышал таких жалоб! Одна небедная тётушка рассказывала мне, какую зависть она испытывает, выйдя в 9 утра из дома и глядя на людей, спешащих на работу. Как ей бы хотелось быть среди них, в блестящих туфельках бежать в общем потоке в свою контору - которая в тот момент благополучно закрылась, предоставив тётушку самой себе. У неё было всё - и она была готова выть, глядя на людей, не имеющих возможности выбора. Она так и не стала взрослой. Ведь взрослый человек был бы только рад – есть конфеты и гулять сколько хочется. А она хотела оставаться не_взрослой, хотела, чтобы все её выборы были принудительными. Хотела зависеть от конторы – и чтобы контора зависела от неё. Только в такой сцепке зависимостей её жизнь обретала смысл. Сама по себе она не воспринимала себя человеком – вне созависимостей её просто не было.

И так – почти все.

Иногда бывает полезно подумать, как бы я – мелкий оценил себя нынешнего? Я – школьник – просто охуел бы от себя-2013. Другого слова я подобрать не могу. Я даже в самых смелых своих октябрятско-пионерских мечтах не мог представить такую жизнь, которой живу сейчас.

Но не менее полезно, оглянувшись на себя-мелкого, вспомнить, что казалось ценным тогда. Тогда казалась ценной именно возможность быть взрослым. Возможность делать то, что хочется – казалась ценной и неисчерпаемой. 

Свобода – это не необходимость. Свобода – это не выбор. Свобода это отсутствие необходимости делать выбор. И сейчас, когда у меня наступают моменты свободы, мне не хочется выть с бутылкой водки или завидовать спешащим куда-то людям. Мне хочется быть взрослым. Это сложно, потому что я не с луны упал, я вырос в привычных схемах. Но это интересно.

Оригінал: stvolinsky.livejournal.com

Ескалація, червоні лінії, ризики та російсько-українська війна. Частина 1 – Лоуренс Фрідман
Ескалація, червоні лінії, ризики та російсько-українська війна. Частина 1 – Лоуренс Фрідман
Не варто надто радіти запізнілій допомозі США. Вона призначена лише кільком підрозділам ЗСУ – Том Купер
Не варто надто радіти запізнілій допомозі США. Вона призначена лише кільком підрозділам ЗСУ – Том Купер
путін гудбай.  Як роззброїти росію на газовому ринку – CEPA
путін гудбай. Як роззброїти росію на газовому ринку – CEPA
росія чинить культурний геноцид в Україні. Які справжні цілі кремля – Джейд МакГлинн
росія чинить культурний геноцид в Україні. Які справжні цілі кремля – Джейд МакГлинн
США оголосили про новий пакет військової допомоги для України на $1 млрд
США оголосили про новий пакет військової допомоги для України на $1 млрд
Роль російських аграрних олігархів у виробництві безпілотників. Розслідування ухилення від санкцій – Frontelligence Insight
Роль російських аграрних олігархів у виробництві безпілотників. Розслідування ухилення від санкцій – Frontelligence Insight
росіяни прорвалися до Очеретиного. І намагаються закріпити успіх – Том Купер
росіяни прорвалися до Очеретиного. І намагаються закріпити успіх – Том Купер
Пропагандони мають нову героїню у Вашингтоні. Вони лютують через
Пропагандони мають нову героїню у Вашингтоні. Вони лютують через "зраду" республіканців – Джулія Девіс