Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Україна: погляд емігранта (фото)

Україна: погляд емігранта (фото)
Фото: tsn.ua
Блогер technolirik у ЖЖ-спільноті "Пора валити" розповідає про свої враження від України, з якої він виїхав шість років тому. Попри сірість та занепад, трохи оптимізму все ж лишається.

Из Украины я уехал шесть с половиной лет назад. За все эти годы я никогда не терял контакт с родными и близкими, оставшимися там. Как только у меня выпадала возможность, я всегда старался приехать в родные места и встретится с людьми, с которыми знаком большую часть жизни. И вот в начале марта я в очередной раз посетил страну, в которой родился и прожил большую часть жизни. Но в этот раз я смотрел на родную страну уже другим взглядом. Изменился я, изменилась и Украина за все эти годы. В этом посте я попытаюсь рассказать о том, какой я увидел Украину в свой последний приезд. Нужно добавить что я посетил лишь Киев и несколько городов Житомирской области, так что все описанное мною относится большей частью к центральной Украине. В других регионах многое может отличаться.

О том, что ты покидаешь Европу понимаешь сразу же по пересечении украинско-польской границы. Напоминают тебе об этом украинские пограничники традиционным побором в 5 евро с человека. Обычно при приближении к границе водитель автобуса задает стандартный вопрос: как будем проходить границу? Под этим вопросом подразумевается то, что надо скинуться денежкой для ускоренного прохождения таможни. Дело это абсолютно добровольное и обычно вклад в поддержку украинской коррупции вносят процентов 50-70 пассажиров. Взамен украинские таможенники пропускают автобус без проверок багажа, таможенных деклараций и прочих задержек. В эту мою поездку впервые за все эти годы экипаж автобуса при приближении к границе не задал главного вопроса и деньги никто не собрал. Как позже рассказал водитель он, увидев что в автобусе едут одни пенсионеры и пара студентов, решил что все равно никто денег не сдаст. Мы прибыли на границу в два часа ночи и поэтому сонным пограничникам было лень делать шмон на холоде но просто так отпустить автобус, не заплативший мзду, было против правил. Поэтому всем пассажирам выдали к заполнению таможенные декларации, которые после заполнения были сразу же выброшены в мусорник. Этот бессмысленный ритуал был мелкой пакостью наглым пассажирам, не заплатившим побора.

Следующий шок, с которым сталкивается человек, приезжающий в Украину автобусом либо автомобилем - это дороги. И если главная артерия страны, соединяющая Европу с Киевом еще в довольно неплохом состоянии,  то стоит свернуть с нее как начинается сущий ад. Дороги в Украине никогда не отличались качеством и всегда были плохи. Но настолько ужасных дорог, какие я увидел в этот мой приезд на Украину не было никогда, даже в лихие 90-е.

ДИВІТЬСЯ ВІДЕО: І знову про дороги: каша-малаша по-закарпатськи

Шок начался с дороги Житомир - Бердичев, по которой мы ехали домой сойдя с автобуса. Это важная трасса государственного уровня с плотным транспортным потоком, соединяющая два самых больших города житомирской области. Я много шуток видел в Интернете об этой дороге, но то, что предстало моему взору не входит ни в какие представления о нормальности. Когда-то по этой трассе я ездил на учебу в Житомир на попутках со скоростью 120-150 км/ч. В этот раз мы ехали на машине моего друга со средней скоростью 40 км/ч, причем водитель не жалел свою машину. Те, кто жалеют едут не более тридцати. К сожалению сделать нормальную фотографию этой трассы не получилось, машину так трясло, что все кадры смазаны. Но получить представление о качестве украинских дорог можно на примере дорог в Бердичеве, снимки которых представлены ниже.

Дороги - это лицо власти. Это лакмусовая бумажка по которой можно судить об ее эффективности. Состояние украинских дорог как нельзя лучше показывает эффективность управления страной теми лицами, которые подмяли под себя власть в стране и верным курсом ведут ее куда-то туда, где темно и душно.

Как сказал мой друг Витя: "Дороги - это то, что нельзя скрыть, то что у всех на виду. В таких же дырах находится и вся украинская экономика".

Чтобы никто не подумал что я сгущаю краски, не лишним будет сообщить, что на всех представленных тут снимках изображены лишь главные центральные улицы города. Количество дыр в дорожном покрытии в отдаленных районах города можно смело умножать на два.

Перекрёсток двух главных улиц города.

Гуляя по улицам Бердичева у меня сложилось впечатление, что над городом прошел метеоритный дождь, случайным образом уничтоживший лишь дорожную инфраструктуру и пощадивший дома.

О том, что украинская власть уже давно забила на все правила приличия и общественное мнение наглядно показывает дорога перед зданием городского совета типичного провинциального города.

Если в прежние времена государственные лица хотя бы пытались создать показуху в отдельно взятых местах, то сейчас даже этого нет. На фото та же дорога перед зданием городского совета. Неужели депутатам совета приятно ездить на работу по таким дорогам. Хотя ездят ли они вообще на работу?

Но нет худа без добра. Я не видел статистики дорожно-транспортных происшествий по Украине, но что-то мне подсказывает что количество аварий заметно уменьшилось в последнее время. По таким дорогам банально не разгонишься как бы не хотелось.

Трудности с передвижением по городу возникают не только у автомобилистов но и у пешеходов. Дренажные системы украинских городов давно не функционируют поэтому как только начинает тает снег, улицы заливает водой, которой просто некуда деться. Это требует повышенного внимания пешехода. Тут важно проскочить опасный участок в тот момент, когда на нем нет машин, иначе может окатить волною брызг.

Проблема возникает так же при попытке перейти улицу. Для того чтобы сделать этот маневр сперва нужно перепрыгнуть лужу из талого снега.

Для меня положение усугублялось еще и тем, что я приехал в летних кедах, надеясь на весну и тепло. В итоге каждая прогулка по городу превращалась в борьбу за то, чтобы не намочить ноги и не провести отпуск дома с температурой и кашлем. Один раз я, забив на моду и стиль, одел бабулины зимние сапоги и только тогда почувствовал настоящий кайф от прогулки по городу, когда не надо было думать как обойти преграды и можно было идти напролом по лужам, грязи и растаявшей снежной каше.

На приведенных выше фотографиях только центр города и его самые главные улицы. Фотографировать ситуацию с городской инфраструктурой в отдаленных районах города я не стал, потому что меня бы обвинили в сгущении красок. А если бы я сфотографировал ту улицу, на которой живет моя бабуля в чудном районе "Загребелье", то мне бы вообще не поверили что такое бывает. Благо проезд на такси по Бердичеву стоит столько же, сколько билет на трамвай в Германии, так что такси решает все проблемы. К тому же сервис бердичевских служб такси находится на хорошем уровне и благодаря сильной конкуренции постоянно повышается. Когда едешь в такси по таким дорогам, то ни один таксист не может обойти эту тему стороной.

"Нам нужен наш Лукашенко" - говорит таксист, мужичок в спортивных штанах, пока машина покачиваясь из стороны в сторону и царапая днищем неровности дорожного покрытия преодолевает очередной отрезок разбитой дороги - "Сталин так и быть пусть лежит себе в могиле, но Лукашенко стране необходим" - продолжает делится своими нехитрыми геополитическими взглядами на жизнь таксист. Несколько следующих таксистов также оказались приверженцами "своего Лукашенко", а один самый интеллигентный из них добавил: "Я был в Беларуссии - там как в Европе, порядок, чистота, отличные дороги". Я не могу судить о Белоруссии так как был там лишь проездом, но вот украинского Лукашенка мне бы ой как не хотелось.

Следующее что меня всегда шокирует, когда я приезжаю в Украину - это обилие спортивных костюмов. Спорткостюм или как минимум спортивные штаны - это самая популярная одежда украинских мужчин и парней. И этот тренд ничуть не идет на спад. Я проехал многие города такие как Ровно, Житомир, побывал пару дней в Киеве. Неважно где ты находишься - вокруг всегда будут парни в спортивных костюмах. В Бердичеве вообще половина мужского населения ходит в спортивных штанах, спортивной куртке и шапке "пидорке". Я был шокирован, когда гуляя по бердичевскому базару увидел палатку по продаже спорткостюмов в которой было аж несколько манекенов наряженных в спортивную одежду. Такой чести не удостаивается никакая другая одежда на базаре. Жаль, что не было камеры с собою, обязательно бы сфотографировал.

И если в 90-х годах можно было объяснить "моду" на спорткостюмы тем, что на фоне тотальной бедности населения спорткостюм был самой дешевой одеждой, то сейчас за те же деньги можно купить себе нормальные брюки и туфли. Да и не настолько бедные сейчас украинцы, чтобы не иметь возможности купить себе скромную, но приличную одежду. Так что мода на спортивную одежду не что иначе как сознательно выбранный "пацанский" стиль. И это огорчает.

Среди заметных изменений к лучшему за прошедшие годы я не могу не отметить то, что несмотря на обилие парней в спорткостюмах количество гопников на улицах города реально уменьшилось. Улицы стали спокойнее и по ним не так стремно ходить ночью, как это было в середине двухтысячных. Хотя подозреваю, что в других регионах ситуация может быть совсем противоположной.

Самый распространенный цвет одежды украинцев - черный либо темно-коричневый. В черном ходят практически все. Человек в яркой одежде на улицах города - редкость.

Среди позитивных изменений я могу отметить также то, что люди стали вежливее. Хамство, конечно, присутствует - без него Украина не была бы Украиной, но вежливость постепенно проникает и в наши темные провинциальные края. И это не может не радовать. Также очень заметно что украинский язык на улицах моего родного города вытесняет русский. В 90-х Бердичев был русскоязычным городом и в то время, когда я был школьником, человек, говорящий на украинском, автоматически воспринимался как провинциал из деревни. Сегодня гуляя по улицам города, я слышу повсюду украинскую речь. Практически вся молодежь говорит на украинском, точнее на суржике - диалекте характерном для центральной части страны. И это безусловно позитивная тенденция. Правда она наблюдается лишь в центральных областях Украины, Восток страны все так же полностью русскоязычен.

Благо Украина начинает постепенно избавляться от советского прошлого и понемногу возвращать себе культуру и родной язык. Во многих украинских городах начался снос памятников тоталитарной эпохи, переименовывают улицы и площади. Бердичев, к сожалению, слабо продвигается в этом направлении. На главной площади перед городским советом до сих пор стоит знаменитый каменный истукан, а большинство улиц и площадей все еще носят имена людей, причастных к становлению советского государства. Встречаются даже такие удивительные названия улиц, как улица МЮДа, КИМа, индустриализации, коллективизации, 25-го октября, 16-го июля. Что значат все эти аббревиатуры и даты думаю мало кто знает, но переименовывать улицы до сих пор никто не спешит. Ну а факт наличия в городе улицы коллективизации не умещается у меня в голове. Коллективизация стала огромной трагедией для украинского народа, породив массовый голод и уничтожив генофонд нации. Последствия этой трагедии ощущаются до сих пор, но тем не менее в городе есть улица с таким названием. Такая вот она сегодняшняя Украина - страна контрастов.

Еще одна проблема с которой сталкивается приезжий в Украину - это бродячие собаки. Они везде, их много, сбиваются в стаи и несут опасность прохожим. Гуляя по Бердичеву, я был свидетелем того, как девочка перебегала дорогу. Увидев бегущего человека стая бродячих собак кинулась ей вслед обступив ее со всех сторон и слава Богу всего лишь облаяв. Мне самому не раз приходилось проходить сквозь стаю собак, гуляющую по тротуарам. В такие минуты всегда было немного неуютно, так как нужно было все время следить за тем, чтобы не делать резких движений и не спровоцировать стаю. Проблема давняя и государство ничего не делает чтобы ее устранить. Собак с каждым годом становится все больше и больше на улицах. В итоге некоторые жители городов сами берутся за решения этой проблемы известными методами.

Вообще в Украине тенденция такова, что все за что ответственно государство либо не работает, либо работает малоэффективно и с огромными затратами. Все, что в руках предпринимателей при условии наличия конкуренции, работает наоборот хорошо и с каждым годом становится лучше. Пример тому ряд неплохих кафе и ресторанов появившихся в городе, отлично налаженные службы такси, хороший сервис и обслуживание в магазинах. Я иногда задумываюсь зачем украинцам вообще государство? Украинское государство в его сегодняшней форме - это паразит, сосущий силы и средства из регионов и не приносящий вообще никакой пользы.

Единственное здание в Бердичеве построенное несколько лет назад, которое действительно украсило город. На фоне безликих торговых центров оббитых китайским пластиком, это здание весьма выделяется. Думаю не ошибусь если скажу, что это лучшее, что построено в Бердичеве с 1917 года.

Вообще этот мой приезд в Украину был особенным во многих аспектах. Живя в Бердичеве я всегда считал этот город уродливым, населенным преимущественно дикими, необразованными людьми и моей мечтой было поскорей уехать из него.

Когда я приехал в Бердичев в этот раз, я смотрел на него уже другим взглядом, взглядом человека, который увидел мир и теперь способен разглядеть красоту родного города, увидеть то, что раньше никогда не замечал.

И впервые мне мой родной город показался красивым и уютным, несмотря на унылую погоду, разбитые дороги и грязь.

Я два дня бродил с фотоаппаратом по городу и получал огромное удовольствие фотографируя его ветхие дореволюционные домики, остатки той особенной атмосферы, которой в прошлом Бердичев так славился.

На улицах Бердичева до сих пор можно встретить удивительные транспортные средства из давно канувшей в лету эпохи.

Снегоуборочная техника

Крыши

Бердичев очень богат архитектурными деталями, в нем сохранилось немало дореволюционных купеческих домов. За что я люблю старинную архитектуру -  так это за детали. Раньше почему-то не жалели денег на красоту и щедро украшали здания красивыми деталями, лепкой и орнаментом. И несмотря на то, что дореволюционную архитектуру Бердичева местами изрядно попортили пластиковыми окнами и уродливыми балконами, все же она еще хранит в себе величество той эпохи.

Но главное за чем я приезжаю в Украину - это конечно же люди. Родные и друзья, с многими из которых мы дружим практически всю жизнь. Я счастливый человек, потому что в моей жизни есть настоящая дружба. Несмотря на то, что уже шесть с половиной лет я не живу в родном городе, дружба наша не становится слабее и приезжая в Бердичев я вижу с какой радостью встречают меня мои друзья. Та атмосфера позитива и искренней радости, тот дух товарищества, который всегда присутствует в те вечера, когда мы собираемся вместе, бесценен. Это как праздник, который внезапно приходит просто так.

За те шесть лет, что я не живу в Украине визуально тут многое поменялось, и перемены в основном к лучшему. К сожалению, все эти перемены происходят очень медленно и при активном противодействии государства. Если бы оно содействовало прогрессу и развитию то, уверен, что Украина вполне могла бы приблизится к уровню восточноевропейских стран. Но этого не происходит и на сегодняшний день государство является пудовой гирей на ноге у украинцев. Причина проста - во власть идут самые худшие представители украинского народа, движимые исключительно корыстными целями. Настоящих патриотов среди политических сил в стране нет а если и есть, то все они погрязли в борьбе за власть, совсем забыв о народе. Но сам факт того, что в Украине есть политика, есть реальные партии и реальная конкуренция настраивает на оптимистичный лад. Я с удовольствием смотрел украинские новости и политические передачи. Они вполне европейского уровня, имеет место быть дискуссия, на телеканалы есть доступ основным политическим силам в том числе и оппозиционным. Это действительно новости и тут Украина ушла далеко вперед от своих северных соседей. Главная проблема украинцев в безразличии и пассивности. У страны есть хорошие шансы сделать большой шаг вперед, но все это будет возможно если большинство украинцев поймут, что они сами творцы своей жизни. Что не придет добрый дядя Лукашенко и сильной рукой не наведет порядок в стране. А если и придет, то порядок в этой стране будет такой, что из нее все побегут как мыши с тонущего судна.

Важно понимать, что если каждый не начнет делать элементарные и простые вещи то ничего не изменится. Нужно лишь малость, не поощрять коррупцию, не давать взятки, настойчиво спрашивать у властей о том, где деньги и почему в стране нет дорог, хотя налоги на ввоз иномарки зачастую составляют половину стоимости самой иномарки? И каждый раз, когда государство будет в очередной раз считать народ стадом послушных баранов, с которыми можно делать все что угодно, нужно выходить на улицы и доказывать власти, что ее мнение ошибочно. Только активная гражданская позиция способна улучшить качество жизни каждого украинца. И конечно не стоит забывать, что удовлетворенность жизнью и общая атмосфера в стране зависит во многом от нас самих. Если бы люди перестали носить черную одежду и спорткостюмы, были бы вежливей и добрей друг к другу, то как минимум атмосфера в стране очень сильно поменялась бы. Украинцам очень не хватает доброты и духовности и это самая главная проблема. Духовности просто напросто нет. Семьдесят лет из украинцев выбивали ее, ломая вековые традиции народа коллективизацией, голодом и бараками ГУЛАГа, вбивая тем, кто уцелел дебильную идеологию. Последствия этого видны до сих пор. Двадцать лет слишком мало для резких перемен, должны сменится несколько поколений украинцев чтобы качественно изменился генофонд нации.

Мы сидим и общаемся с моим другом Витей, настоящим украинцем и патриотом своей страны, отцом двоих детей. С Витей мы много говорим об Украине, об истории, о прошлом и настоящем. С Витей всегда интересно говорить, он позитивный, светлый и грамотный человек и к тому же обладает непревзойденным чувством юмора. Витя говорит мне: "Мне очень хотелось бы передать моим детям народные традиции: жареный кабанчик, семья в сборе возле стола, рушники. Но я не могу им этого дать, этого никто мне не передал в детстве. Иногда мне кажется, что меня обокрали. У меня забрали главное и ничего не дали мне взамен". Я дословно привел его слова. Так сказать, как говорит Витя может только Витя, но в его словах главная беда и печаль современной Украины. Отсутствие традиций, духовности а соответственно всего того, что делает народ народом, что объединяет нацию.

Но как я уже писал, перемены в стране идут пускай и очень медленно. Я замечаю, что думающих людей становится больше и это не может не радовать. Когда таких людей станет большинство, все они однажды проснутся в совсем другой Украине. Я буду очень на это надеяться и в это верить.

Оригінал: pora-valit.livejournal.com

Кремль у захваті від того, як США вагаються щодо допомоги Україні. Як збуджені пропагандони путіна плекають перспективу повернення Трампа – Джулія Девіс
Кремль у захваті від того, як США вагаються щодо допомоги Україні. Як збуджені пропагандони путіна плекають перспективу повернення Трампа – Джулія Девіс
Організуватись заради перемоги. Лідери мають чітко окреслити громадянам перемогу як мету – Бен Годжес
Організуватись заради перемоги. Лідери мають чітко окреслити громадянам перемогу як мету – Бен Годжес
У НАТО занепокоєні долею підводної інфраструктури вільного світу. Тим часом росіяни агресивно атакують їхню критичну наземну інфраструктуру
У НАТО занепокоєні долею підводної інфраструктури вільного світу. Тим часом росіяни агресивно атакують їхню критичну наземну інфраструктуру
Є одна війна – глобальна: автократій проти вільного світу. Україна її частина – Девід Екс
Є одна війна – глобальна: автократій проти вільного світу. Україна її частина – Девід Екс
Баланс сил. Коли у росіян закінчаться БТР, БМП і танки – Дональд Гілл
Баланс сил. Коли у росіян закінчаться БТР, БМП і танки – Дональд Гілл
Чому американські літаки захистили Ізраїль, але не Україну? Це стає уроком для інших країн – Енн Епплбом
Чому американські літаки захистили Ізраїль, але не Україну? Це стає уроком для інших країн – Енн Епплбом
Допомога США Ізраїлю викликає іронію та критику. Проте доля допомоги поки невизначена – Wall Street Journal
Допомога США Ізраїлю викликає іронію та критику. Проте доля допомоги поки невизначена – Wall Street Journal
Чи дійсно США прихильні до України? Вимоги до обстрілів російських НПЗ – збочення – The Hill
Чи дійсно США прихильні до України? Вимоги до обстрілів російських НПЗ – збочення – The Hill