Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Чому українці перестали витрачати на продукти і що з цим робити

Чому українці перестали витрачати на продукти і що з цим робити
Фото: merchandising.com.ua
Нещодавно на одному з бізнес-форумів мені розповіли анекдот, який характеризує поточну ситуацію: "Один товариш каже, що купив собі черевики за 600 грн. На що його друг відповідає: "Навіщо?! А додав би 200 грн. - Купив би 100 доларів", пише віце-президент Kraft Foods Тарас Лукачук і статті для Forbes.

2012 г. для производителей продуктов питания был непростым. На моей памяти чуть ли не впервые происходит настолько масштабное снижение потребления во всех основных для нас продуктовых категориях. Падает потребление кофе, шоколада, снэков, печенья. Если сравнить с показателями за 10 месяцев 2011 г., то в физическом измерении потребление снизилось на 5-15%. Самое существенное проседание произошло в соленых снэках – 12-13%, и в категории кондитерских изделий – 14%. 

Потребительский бум не предвидится и в 2013 г. 

У населения пропал аппетит

Для начала мы хотели понять, сокращение спроса – это проблема только снэковой и кондитерской категорий, или она шире? Когда наметилась тенденция к снижению потребления, а произошло это еще в четвертом квартале 2011 г., мы обратились к компании, которая проводит рыночные исследования, с вопросом, что происходит в других индустриях? Исследование охватило более 40 категорий и показало, что происходящее в кондитерской отрасли абсолютно идентично тенденциям на рынке пива, молока, зубной пасты и т.д. Спад потребления – это не специфические проблемы рынка шоколада и печенья.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Чим годують супермаркети. Погляд зсередини

Почему же это происходит? Наша теория следующая.

С одной стороны, статистика говорит о том, что доходы населения в этом году выросли на 10-12%. Не будем дискутировать о правдивости этих цифр. Показатель, как минимум, приближен к реальности. Значительной инфляции в стране нет. То есть реальные доходы людей выросли, это факт. Но при этом тратят они меньше. Потребитель начал вести себя гораздо расчетливее, он кладет в тележку только то, что ему крайне необходимо.

У нас есть собственная версия, почему это происходит. Люди помнят, как "обожглись" на предыдущей девальвации, и боятся следующей волны. Эти опасения становятся очевидными каждый раз, когда регулятор отчитывается о количестве валюты, купленной населением. Доходы людей действительно возросли, но они конвертируются в стодолларовые банкноты.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: 5 цифрових трендів, що формують досвід споживача

Недавно на одном из бизнес-форумов мне рассказали анекдот, который характеризует текущую ситуацию: "Один товарищ говорит, что купил себе ботинки за 600 грн. На что его друг отвечает: "Зачем?! А добавил бы 200 грн. – купил бы 100 долларов". Так себя и ведут люди. Хранят сбережения в валюте и ждут, что произойдет дальше.

Полезный кризис

Последствия такой ситуации очевидны: сокращение уровня продаж, ужесточение конкуренции и усложнение бизнес-среды.

Но позитив, как ни странно, тоже есть. Эту ситуацию можно назвать "Добро пожаловать в реальный мир". До последнего времени Украина была очень динамичным и потому очень простым с точки зрения роста бизнеса рынком для многих игроков.

Вспомните, что творилось в 2005-2007 гг.: отрасль росла такими темпами, которых не видели в Центральной Европе минимум лет семь! Граждане Украины получили доступ ко многим новым товарам и категориям и с готовностью тратили на них свои деньги.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Українці почали більше харчуватися в ресторанах

Бизнес может расти двумя способами – когда увеличивается потребление самой категории или когда растет доля компании в этой категории. Сейчас нужно растить долю, чтобы частично или полностью перекрыть падение рынка. От компании требуется становиться более инновационной, более активной. Потребитель от этого только выигрывает.

Конечно, есть возможность стимулировать самого потребителя – через рекламу, цены, промо-акции, запуск новинок. Это действительно эффективно, и цена – не единственный фактор влияния. Один из наших кофейных брендов, недавно запущенный на рынок, оказался очень успешным, несмотря на то, что он ощутимо дороже обычного Jacobs Monarch. Так что тренд неоднозначный – люди явно экономят, но готовы и потратиться, если продукт того стоит.

Для крупных игроков кризис может быть даже выгоден. Пока маленькие компании сворачивают инвестиции, сокращают затраты на развитие брендов, основные игроки могут позволить себе продолжить инвестировать, и в трудные времена наращивать долю рынка. За последние годы можно было неоднократно – и в 1998 г., и в 2008 г. – сказать себе: "Все, мир развалился", и свернуть инвестиции. Но те, кто так не сделал – только выиграли. К примеру, наш бизнес в Украине за 16 лет вырос более чем в 100 раз – с $5 млн до $600 млн (в 2011 г.), а общий объем инвестиций в развитие производства превысил 2 млрд грн.

Оригінал: Forbes.ua

Роль ризиків у війні. Захід повинен переконливо показати, що він не боїться конфронтації з росією – Фабіян Гоффманн
Роль ризиків у війні. Захід повинен переконливо показати, що він не боїться конфронтації з росією – Фабіян Гоффманн
Угорщина: корупційний скандал та домашнє насильство. Що загрожує Орбану? – Politico
Угорщина: корупційний скандал та домашнє насильство. Що загрожує Орбану? – Politico
Параноя путіна. Тероризм, марення і самознищення – Тімоті Снайдер
Параноя путіна. Тероризм, марення і самознищення – Тімоті Снайдер
Макрон хоче керувати зовнішньою політикою Європи. Не всі союзники з цим згодні – Bloomberg
Макрон хоче керувати зовнішньою політикою Європи. Не всі союзники з цим згодні – Bloomberg
Смертельну недбалість путіна неможливо приховати. московська атака зробила його слабшим, ніж будь-коли – Саймон Тісдалл
Смертельну недбалість путіна неможливо приховати. московська атака зробила його слабшим, ніж будь-коли – Саймон Тісдалл
Чи настав час для безпольотної зони в Україні? путін ескалує повітряну війну – бригадний генерал Кевін Райан
Чи настав час для безпольотної зони в Україні? путін ескалує повітряну війну – бригадний генерал Кевін Райан
"Циркони" з суші, відновлені 1,5 та 3 тонні бомби і натиск на Донбасі. Про останню тактику росіян – Том Купер
Франції потрібні країни-однодумці. Макрон-яструб відкриває двері Європи для Великої Британії – Едвард Лукас
Франції потрібні країни-однодумці. Макрон-яструб відкриває двері Європи для Великої Британії – Едвард Лукас