Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Дев'ять автомобілів, які вміють їздити без водія

Дев'ять автомобілів, які вміють їздити без водія
Фото: autoexpert.in.ua
Фургончик, що добрався з Європи до Шанхаю, "гугломобілі", мотоцикл без мотоцикліста, 9-тонна вантажівка, яка спіткнулася об звичайний кущ, та інші флагмани автомобілебудування. Про машини без водіїв пише Forbes.

Еще немного, и автомобили, вместо того чтобы помогать водителю ориентироваться и безопасно маневрировать, просто выкинут его из-за баранки как самый ненадежный элемент системы. За два последних десятилетия для этого было сделано очень много, последний автономный Lexus от Google, получивший право ездить по дорогам Калифорнии - лишь один из примеров. Как скоро наступит будущее и как будет выглядеть сотрудничество "новых автомобилей" и людей? Обзор того, что напридумывали в этой сфере автомобильные и интернет-компании, университеты и лаборатории, простые частники, поможет представить себе, чего же нам ждать дальше.


Фото: forbes.ru

Vislab: за три месяца от Милана до Шанхая

Лаборатория Vislab базируется в Парме и еще с начала 1990-х годов занимается "искусственным зрением" и его использованием в автомобилях, умеющих ездить без водителя. Оборудованный фирмой автомобиль Piaggio Porter (из собирают в Англии) в 2010 году совершил путешествие длиной в три месяца, во время которого доехал без водителя от Милана до Шанхая. Путешествие получило название Intercontinental Challenge.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: В Каліфорнії легалізують безпілотні автомобілі

Вагончики были буквально увешаны разнообразным оборудованием: камеры под лобовым стеклом и с боков, три лазерных сканера на переднем бампере, центральный и боковые сканеры, плюс гигантская солнечная батарея на крыше - автомобили были полностью "на электрическом ходу". Хитрые итальянцы чуть-чуть упростили свою грандиозную задачу: автомобили разбили на пары - в каждой из них была ведущая машина, где водитель изредка вмешивался в управление, и ведомая, которая ориентировалась по едущей впереди и проделала самостоятельно 100% пути. В августе 2010 года караван побывал в Москве, а к осени добрался до Шанхая.

Toyota Prius от Google: первый робот-автомобиль в законе

В марте 2012 года в Неваде - первом среди американских штатов - вступил в силу закон, разрешающий езду по автомагистралям "автомобилей, которые используют искусственный разум, сенсоры и систему глобального позиционирования, чтобы передвигаться самостоятельно, без активного вмешательства водителя-человека". Водитель в этом законе называется "оператором" и остается таковым, даже если "физически не присутствует" в автомобиле: пока совсем без человека автомобили Google по дорогам не ездят. Помимо обычных прав "оператор" должен получить специальный документ, удостоверяющий его способность управлять именно роботом, а не просто машиной.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Електромобілі шкодять екології більше, ніж звичайні авто

Номера, выдаваемые автомобилю без водителя, - с красным фоном и значком бесконечности (когда начнется коммерческое использование машин, фон поменяют на зеленый). В мае 2012 года первая лицензия на автономный автомобиль была выдана "Тойоте" от Google. Помимо номеров ее можно узнать по большому круглому лазерному сенсору на крыше - он заменяет глаза водителя. А первые испытания семи таких "Тойот" компания провела еще в 2010 году: тогда они проехали больше 220 тысяч км.

Робот-грузовик TerraMax, любитель природы

Изобретатели машин-роботов давно уже не разобщены, у них есть точка для сбора - всемирное соревнование DARPA Grand Challenge. Впервые оно состоялось в пустыне Мохаве на территории нескольких южных штатов США в 2004 году. Тогда ни одна из машин-роботов не добралась до финиша 240-километровой трассы. Зато в следующем году пройти всю трассу сумел один из самых ярких и крупных представителей семейства "автономных автомобилей" - грузовик TerraMax, разработанной Oshkosh Corporation, базирующейся в Висконсине, и итальянской Vislab.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: У США назвали найбезпечніші автомобілі 2013 року

Делали его явно с военным уклоном - естественная сфера применения автомобилей без водителя. Главной проблемой на соревновании для него стали несколько кустов перекати-поле, оказавшиеся на дороге: гигантский грузовик, обнаружив их своим лазерным глазом, пытался аккуратно объехать каждый из них, и эти маневры продолжались довольно долго. В результате средняя скорость TerraMax оказалась меньше 17 км/ч, и хоть он и финишировал, никаких наград не получил. Вес TerraMax, как будто пришедшего из рассказа Стивена Кинга о взбесившихся грузовиках - чуть больше 9 тонн.

Машина-VaMP: один из первых автомобилей-роботов

Vamp был одним из первых автомобилей, которые могли ехать без участия водителя. В его создании участвовали Мюнхенский университет и Mercedes-Benz, дело было на рубеже 1990-х. Главной проблемой тогда было достаточно быстро создать в "мозгу" автомобиля картинку окружающей действительности. Для ее обозрения было использовано всего-навсего 4 камеры - но чтобы обработать их изображение, пришлось установить в 500-й "Мерседес" 60 параллельно работающих компьютеров - таковы были тогдашние мощности. О навигации создатели особенно не думали - главным было просто научить автомобиль безопасно ехать.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: У Великобританії винайшли автомобіль для пенсіонерів

В 1994 году в районе аэропорта Шарль де Голль была устроена презентация: два автомобиля с "водителем на всякий случай" и гостями мероприятия проехали 1000 км по 3-полосной автостраде со скоростью до 130 км/ч. Они продемонстрировали перестроение с полосы на полосу и обгон других автомобилей (робот всякий раз предупреждал о готовящемся маневре и не начинал его, не дождавлись одобрения водителя-человека). Сейчас VaMP выставлен в Deutsches Museum в Мюнхене.

Гибдирный Lexus RX учится ездить в сложных условиях

Бензо-электрический Lexus - самая свежая из моделей, на которых Google проверяет свои технологии. Испытания начались несколько месяцев назад. Определение своего местоположения, "понимание", кто и что находится вокруг - все это, в целом, пройденный этап. Нынешние задачи - научить автомобиль ездить по снегу, маневрировать в зоне, где ведется строительство, а также быстро и правильно реагировать на разнообразные нестандартные дорожные ситуации. Пока в каждой едущей машине сидят по два оператора, но вскоре Google собирается выпустить на дорогу уже пустой автомобиль. По состоянию на середину августа этого года была зафиксирована всего одна авария с участием машины-робота, причем ее виновником стал человек.

Всеберлинское такси MIG

MIG расшифровывается просто - MadeinGermany. На самом деле это не одна машина, а целая система, разработанная в Открытом университете Берлина (Freie Universität Berlin) и напоминающая маршрутное такси будущего. Презентация состоялась в 2010 году. Контакт с человеком происходит следующим образом. Он звонит автомобилю со своего смартфона, который передает местоположение звонящего. Машина находит оптимальный маршрут к своему будущему седоку и сообщает, скоро ли подъедет. Главная идея изобретателей в том, что одно и то же автоматическое такси сможет по дороге забирать и развозить несколько человек, едущих в одном направлении.

ДИВІТЬСЯ ФОТО: Volkswagen презентував суперкар для подорожей під водою

Разработчики уверяют, что использование такой технологии в масштабах всего города позволит уменьшить количество машин на улицах впятеро. Преполагается, что у ездока будет опция - выключить автоматику и управлять автомобилем по-старинке. Сенсоры создают в электронном мозгу автомобиля трехмерную картинку окружающего - она выглядит примерно так, как у главного героя "Терминатора".

Машины-роботы ULTra в аэропорту Хитроу

Осенью 2011 года аэропорт Хитроу объявил о начале использования автомобилей без водителей для доставки пассажиров с автостоянки к терминалу: в отличие от уже привычных для аэропортов вагончиков мини-метро эти электромобили могут ездить не по рельсам, а просто по асфальту, и самостоятельно заезжают на свою мини-парковку. Разработал их Бристольский университет. В 5-м терминале работает 21 такая машинка, каждая может перевозить четырех пассажиров с багажом и разгоняется до 40 км/ч.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Кому потрібне високооктанове пальне?

За равномерным распределением машинок по территории терминала следит центральный компьютер. Для пассажиров эта услуга бесплатная. На стоянке ULTra они должны набрать на сенсорном экране конечный пункт - та или иная стоянка или здание терминала. Двери открываются, как в метро, а внутри надо нажать еще две кнопки - Close the door и Go.

Volkswagen с "временным автопилотом"

Volkswagen подошел в проблеме машин-роботов прагматично: создал систему TAP (Temporary Auto Pilot, "Автопилот на час"), которая позволяет автомобилю двигаться без водителя не всегда, но часто - на автостраде автомат контролирует ситуацию на скорости до 130 км/ч. Система является своеобразной надстройкой над существующими адаптивным круиз-контролем, системой мониторинга помех сбоку и т. п. Для ее реализации пришлось добавить с десяток камер и сенсоров.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Правила американських доріг (фото)

TAP была презентована в 2011 году. Машина самостоятельно сохраняет безопасную дистанцию до впереди идущего транспорта, держится середины своей полосы движения и тормозит перед изгибами шоссе. Человек в этой машине по-прежнему главный - его (осмысленных) действий автомобиль слушается в первую очередь, команд компьютера - во вторую. Система разработана в рамках общеевропейского исследовательского проекта HAVEit (Highly Automated Vehicles for Intelligent Transport).

Почему мотоцикл Ghost Rider не падает

Работа студента из Беркли Энтони Левандовского, который вместе с небольшой группой единомышленников создал мотоцикл, способный ехать и ориентироваться в пространстве без седока. На соревнованиях автономных автомобилей DARPA в США он был главным любимцем публики. Помимо навигационной системы и обычных датчиков его пришлось снабдить еще и системой стабилизации в вертикальной плоскости

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: У Німеччині набувають популярності безпілотні літальні апарати

Точный маршрут DARPA участникам сообщают незадолго до старта, и он представляет собой просто набор координат, так что подготовить транспортное средство к конкретной трассе, заставить его запомнить все препятствия - невозможно. Ghost Rider налетел на загородку, встретившуюся ему на пути, но сумел выстоять (при потере равновесия из корпуса выдвигается нога, которая не дает мотоциклу упасть - он останавливается и затем может ехать дальше). Сейчас мотоцилк Левандовского - один из экспонатов National American History Museum.

Оригінал: Forbes.ua

Стратегія мужності. Наступна фаза російсько-української війни – Hudson Institute
Стратегія мужності. Наступна фаза російсько-української війни – Hudson Institute
З голуба миру на яструба війни. Як росія атакувала Францію і радикалізувала Еммануеля Макрона – The Economist
З голуба миру на яструба війни. Як росія атакувала Францію і радикалізувала Еммануеля Макрона – The Economist
кремль у захваті від того, як США вагаються щодо допомоги Україні. Як збуджені пропагандони путіна плекають перспективу повернення Трампа – Джулія Девіс
кремль у захваті від того, як США вагаються щодо допомоги Україні. Як збуджені пропагандони путіна плекають перспективу повернення Трампа – Джулія Девіс
Організуватись заради перемоги. Лідери мають чітко окреслити громадянам перемогу як мету – Бен Годжес
Організуватись заради перемоги. Лідери мають чітко окреслити громадянам перемогу як мету – Бен Годжес
У НАТО занепокоєні долею підводної інфраструктури вільного світу. Тим часом росіяни агресивно атакують їхню критичну наземну інфраструктуру
У НАТО занепокоєні долею підводної інфраструктури вільного світу. Тим часом росіяни агресивно атакують їхню критичну наземну інфраструктуру
Є одна війна – глобальна: автократій проти вільного світу. Україна її частина – Девід Екс
Є одна війна – глобальна: автократій проти вільного світу. Україна її частина – Девід Екс
Баланс сил. Коли у росіян закінчаться БТР, БМП і танки – Дональд Гілл
Баланс сил. Коли у росіян закінчаться БТР, БМП і танки – Дональд Гілл
Чому американські літаки захистили Ізраїль, але не Україну? Це стає уроком для інших країн – Енн Епплбом
Чому американські літаки захистили Ізраїль, але не Україну? Це стає уроком для інших країн – Енн Епплбом