RSS
CУСПІЛЬСТВО МЕДІА.ГОЛОВНЕ

Механізм роботи пропаганди, або як не повірити у "розіп'ятого хлопчика"

Зрозумійте, що більше вас закликають або вам хочеться поширити якусь новину, то більша ймовірність того, що це маніпуляція
Користувач rpetrov на своєму сайті пояснює про те, як працює російська пропаганда в Україні і дає поради, як уникати її впливу, щоб не увірувати у "розіп'ятих хлопчиків".
Механізм роботи пропаганди, або як не повірити у "розіп Фото: ria.ru

Я как-то постарался отмежеваться от всей этой истерики и провокации - вымарал вместе с постами и комментариями свой аккаунт на dirty, который у меня был с 2004 года, анально отгородился на Facebook, убрал себя в LinkedIn, убил в ВК и ОК, но продолжаю наблюдать со стороны и вижу, что люди явно не понимают того, какая именно манипуляция над ними проводится. Простите, я не выдержал и решил написать.

Кто я такой? Пару книг я уже написал. Одна о продажах (читай, о манипуляции), вторая о новом информационном обществе и том как работает репутация (читай, о взаимодействии индивидов в обществе). Третья книга о сексе, вернее также о взаимоотношениях людей разных полов с точки зрения экономики и маркетинга, ждет своего издателя.

Мы все замечали то, насколько топорно и невероятно выглядят все произведения пропаганды. Всегда легко обнаруживается подделка. Единственное объяснение, которое мы используем - то, которое нам нравится: они тупые уроды и даже подделку толком не могут организовать. Но, на самом деле, все наоборот. Тупые уроды мы, ведь лживые новости именно так и делаются, чтобы их можно было легко разоблачить. Как же так? Работает сразу несколько факторов:

  1. Принцип фильтрации лоха. Так поступают те, кто рассылает «нигерийские письма» На большой поток спама ответят только те, кто поверит хоть чуточку в эту чушь. Мошенникам совсем не нужны критически мыслящие люди. Им нужны болваны, вернее, доверчивые люди. Именно поэтому нигерийские письма составлены именно так, чтобы сразу отфильтровывать критическим мыслящий контингент. Цена первой транзакции вообще ничтожна в пересчете на пользователя. Мошеннику важно потом «окучивать» и тратить время и силы только на тех, кто поверил. И пусть это будет 0.001 от всех получателей – не имеет значения. Также и с потоком пропаганды. Критически мыслящий человек просто перестает смотреть поток лжи, выключает телевизор, блокирует для себя пропагандистский контент в Сети и т.п. Остается небольшая, процентов 10% от населения, но уже послушная, зазомбированая, не умеющая мыслить критически, армия "лохов", которой манипулировать можно просто щелчком пальцев. А если 10% населения активно поддерживают какую-то точку зрения, то они начинают влиять на остальное общество. Еще 10% будут «играть роль», в стиле комсомольцев 80-х годов, то есть жить двойной моралью – дублируя пропагандистские штампы уже ради собственного благополучия. Итого у нас есть уже 20% населения, которые, при любых раскладах, обеспечивают большинство голосов на выборах, и опросах общественного мнения, так как пассивная часть не голосует, неотмобилизованная часть голосует статистически случайным образом, а те кто действительно «против» или садятся на трактор или предпочитают молчать или, не высказывать мнений резко противоречащих мнению агрессивной и отмобилизованной части населения. При этом число единомышленников постоянно растет за счет присутствующего у людей инстинктивного поведения, поддерживающего конформизм. Срабатывает эффект "соленой каши". Люди меняют свое мнение под влиянием окружения. По настоящему и долго сопротивляться этой машине могут лишь: очень осознанные люди, асоциальные личности, прирожденные диссиденты, элита научного мира и потребители ЛСД :-) .

  2. Стоит понимать, что зомбированный "лох", в отличие от зомбированного «интеллигента», существо недалекое, не умеющее управлять своей агрессией и впадающее легко в экстаз от эмоций «единения», «коллективизма», «общей цели» и т.п. – В общем, чем меньше ума и осознанности, тем больше зверя и инстинктов. То есть, если уже и зомбировать, то именно "лоха". Отфильтровывая и мобилизовывая именно "лохов", оператор пропаганды получает наиболее удобную аудиторию и с точки зрения ее внутренних порывов. Слова "лох" и "интеллигент" в кавычках. Под пропаганду попадают не по социальному статусу, а по довречивости. Как-то где-то у человека отключается осознанность, он начинает жить "на автомате" и он "хавает" пропаганду, а дальше его нужно только слегка подкармливать.

  3. «Критически настроенная» часть аудитории помогает пропаганде распространять дезинформацию. Люди с радостью делятся дезинформацией, показывая какие они умные и разоблачили ложь или примкнули у другим «умным», которые разоблачили и т.п. Большую часть информационного фона по поводу всяких «распятых мальчиков» сделали не зомбированные «лохи», а якобы критически настроенные люди. Они орут «внимание, нам врут», ведомые своими инстинктами, которые приказывают обезьяне кричать во всю глотку при виде тигра. Что выходит? То, что нужно пропагандистам. Ложь распространяется быстрее и эффективнее, чем настоящая новость. Мало того, часто ложь вбрасывается как раз для того, чтобы настоящую новость задавить и помогают лжи распространяться именно те, кто кричит «Тигр!, тигр!». Люди, которые гордятся тем, что они умнее «лохов», сами же и становятся инструментом в манипуляции «лохами».

  4. «Критически настроенная» часть аудитории автоматически становится «врагом» для «лохов». Отмобилизованные «лохи», видя, что есть аудитория, которая совсем не согласна с тем, во что они уверовали, еще больше сплачивается и начинает, а) вести себя как единый коллектив с присущим ему внутренним альтруизмом и самопожертвованием, б) начинает вести себя агрессивно и предполагая, автоматически, что «критически настроенная» часть аудитории желает им лично зла, что они враги и что их лучше наказать, если просто уничтожить кто-то почему-то запрещает.

  5. Вокруг каждого «лоха» как вокруг каждого «критически мыслящего» образуется информационный колпак – люди отрезают все свои связи с теми, чья точка зрения не совпадает с их, очевидно, единственно верной. В свою очередь они обзаводятся единомышленнками и формируют у себя в голове иллюзию, что большинство нормальных людей думают также как они. В итоге общество поляризуется. Люди ссорятся с родственниками, порывают со старыми друзьями. Оператор пропаганды успешно реализовывает стратегию «разделяй и властвуй».

  6. При этом, «критически мыслящие» не отмобилизованы, каждый из них имеет свою точку зрения на происходящее и свой уровень смелости, все они не имеют в голове «образ врага» и у них меньше мотиваторов для коллективного альтруизма и сплоченности. «Лохи» же едины и отмобилизованы. Если «критически настроенный» человек подумает дважды перед тем, как, жертвуя собой, пойти против системы и предпочтет остаться «безбилетником», то «лох» вполне будет готов в одиночку закрывать грудью амбразуры для общей цели. Оператору пропаганды теперь остается лишь постепенно направлять агрессию «лохов» против каких-то подгрупп остального населения, «вредных» для оператора пропаганды. Если на первом этапе мобилизации «лохов», нужны были более-менее реальные образы врага, существование которого противоречит образу жизни «лоха», то теперь, отфильтрованная заранее ложью толпа идет туда, куда ей скажут.

Что делать?

  1. Не распространять ложь. Даже, если это опровержение лжи. Не надо писать «А на самом деле, мальчика не распяли, а интервью брали у актера, а не жителя Славянска», даже не над приводить доказательства. Опровергать ложь смысла нет. «Лохи» это не воспримут, «критически мыслящие» сами себе опровергнут и ухмыльнутся в усы. И без вас лично найдется «активист», который будет орать «тигр, тигр». Одного крика хватит, правда. Не с ложью надо бороться а с лжецами. Если какой-то "источник информации" гонит дезу - доверия ему нет и обсуждать его "творчество" или, того хуже, распространять, генерируя ему клики, трафик и аудиторию -работать на лжеца.

  2. Не публикуйте что-то, что требует подтверждения. Как бы приятно для вас это не звучало, помните, чем приятнее новости, тем вероятнее, что это вброс пропагандистской машины с той или другой стороны. Создайте себе репутацию того, кто оперирует только проверенными данными. Если вы оперируете слухами, то вы делаете еще глубже ту пропасть, над выкапыванием которой трудятся пропагандисты с обеих сторон и в чем их действительная общая цель.

  3. Понимайте, чем больше вас призывают или вам хочется распространить какую-то новость, тем вероятнее всего, что это манипуляция. Игнорируйте призывы «Максимальный репост!». Анализируйте свои эмоции после прочтения материала. Моментально считайте, кому это выгодно и какую, на самом деле, цель преследуют авторы материала. Будьте осознанными. Посчитайте про себя до десяти перед тем, как репостить.

  4. Понимайте, что если есть какой-то лживый вброс, не привязанный к конкретным событиям, то этот вброс со 100% вероятностью маскирует какую-то правду. Если распяли мальчика – поройтесь и найдите информацию о том, что до смерти изнасиловали девушку, предварительно, прибив ее руки к паркету. И вместо дезы давайте ту правду, которая маскируется. Ее нужно просто найти. Это не обязательно, хотя вероятнее всего, что-то зеркальное как «Автобус в Волновахе = Остановка в Донецке» или новость о том, что в Украине экономическая катастрофа = реальное падение уровня жизни в России. Это может быть новость о б увеличении Саудовской Аравией добычи нефти, прикрываемая воплями, что «ДНР на Мариуполь и не пыталась наступать».

  5. Так вот – найдите правду и тиражируйте правду, а не опровержения вброса. Будьте осознанными, игнорируйте дезу и ботов, не идите на поводу у инстинктов, которые требуют от вас кричать «Тигр, тигр», как кричу сейчас я.

  6. Подавайте новости так, чтобы читатель дела выводы сам. Не подталкивайте его к ответу – отмобилизованный «лох» моментально это отторгнет. Просто факты: «ОБСЕ – северо-восточное направление – ссылка на первоисточник – то есть, на саму ОБСЕ, а не какую-то газету». Не упоминайте, при этом «а вот вата считает», не пытайтесь «торжествовать» и дописывать «а что теперь на это ответят боты из Ольгино». Не проводите параллели. Не упивайтесь плохими новостями из стана врага типа «а у них полки пустые» или «посмотрим, как они теперь попляшут». Будьте хладнокровны. Волны разбиваются о скалы.

Спасибо за внимание и да прибудет с вами Сила!

Джерело: petrov.com.ua

 

Підписуйтесь на iPress.ua в соціальних мережах Twitter, Facebook та Google+. Будьте в курсі останніх новин. Якщо ви помітили помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити редакцію
Розкажіть друзям!

Читайте новини також російською мовою.

НОВИНИ ПАРТНЕРІВ
НОВИНИ ПАРТНЕРІВ

КОМЕНТАРІ (0) +

Додати коментар

25 01 2015 22:56
МЕДІА
iPRESS РАДИТЬ
  • Андрій Осадчук: Важливо не просто зайти в парламент, критично важливо з ким туди йти"Я абсолютно переконаний, що однією із драм останніх десятиліть і драмою наших стосунків з олігархатом є фактична відсутність політичних партій, як незалежних суспільних інституцій, які мають відігравати ключову роль у представницькій демократії"
  • Алекс Лісітса: Похід в політику – це мій внутрішній протестАлекс Лісітса – український громадський діяч, провідний фахівець аграрного та харчового секторів економіки. Деякий час навчався та працював у Німеччині. Повернувшись до України, створив "Український клуб аграрного бізнесу", пізніше – очолив компанію ІМК. Зараз це підприємство котирується на Варшавській фондовій біржі, обробляє 123,9 тис га землі на Полтавщині, Сумщині та Чернігівщині, має елеваторні потужності 550 тисяч тонн
СТАТТІ