Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Невизнаний геній Колесникова

Невизнаний геній Колесникова
Фото: ЕРА
На засіданні Кабінету міністрів, який відбувся 4 липня, було прийнято чергове унікальне рішення: був схвалений законопроект "Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо перегляду ставок деяких податків". Про нього пише Андрій Вишинський у статті для "Економічної правди".

Он предполагает введение новой 1-процентной ставки НДС для отдельно взятого (!) вида поездов – скоростных поездов "Интерсити+"! Тех самых, которые в народе обычно просто называют "Хюндай".

Непонятно, чего в этом решении больше: неграмотности или цинизма!

Творцом законопроекта, разумеется, был "родитель" славных "Хюндаев" вице-премьер-министр – министр инфраструктуры Борис Колесников. Тот самый Колесников, который совсем недавно обнаружил заговор СМИ против его "детищ".

Однако поиски ведьм – дело, конечно, хорошее. Но они не отменяют того факта, что разрекламированные скоростные поезда ходят почти пустыми. Причем отнюдь не только в силу своей дороговизны (хотя в этом смысле "подарок" согражданам г-н Колесников преподнес обалденный), но и в силу их неудобства (как по графику движения, так и в чисто физическом смысле), а также безумной "надежности".

Видимо, убедившись, что "не выходит каменный цветок", Колесников решил бороться за воплощение своей мечты способом, доступным только его гениальному воображению.

Он разработал изменения к Налоговому кодексу, в которых предложил ввести дополнительную ставку НДС: добавить к существующим сейчас 17% (временно 20%) и 0% еще и ставку 1%. И применять ее для поездов "Интерсити+". Это примерно равносильно тому, что предложить закрепить в Кодексе льготную ставку налогообложения для поезда, скажем,  "Дебальцево – Хмельницкий".

Обоснование необходимости столь своеобразных изменений налоговое законодательство оказалось удивительно глубоким по размаху мысли. В пояснительной записке к законопроекту указывается, что "перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте имеют социальный характер и являются планово убыточными". Что в 2011 году перекрестное субсидирование за счет грузовых перевозок составило 6,6 млрд грн.

Дальше еще гениальней:

"В случае снижения ставки НДС на услуги пассажирских внутренних перевозок до 1% соответствующая стоимость билета для пассажиров уменьшится". Но потом почему-то речь идет уже не о пассажирских перевозках вообще, а конкретно о "Хюндаях": "На данный момент экспериментальная стоимость билетов для пассажиров составлет (маршрут Киев – Харьков, день отправления среда, НДС – 20%): 1 класс – 403,76 грн; 2 класс – 273,05 грн. При принятии предложенных изменений, стоимость билетов на вышеприведенном маршруте составит: 1 класс – 345,73 грн; 2 класс – 234,4 грн".

Видимо, г-ну Колесникову невдомек, что при снижении ставки НДС на вышеупомянутый нами поезд "Дебальцево – Хмельницкий" стоимость билетов на него также уменьшится пропорционально. Более того, если из цены хлеба, соли или молока, детской обуви и одежды исключить НДС, то и они подешевеют.

Но, видимо, по мнению вице-премьера, проезд в упомянутом нами поезде, равно как и приобретение указанных продуктов социально значимыми не являются. То ли дело "Хюндаи"!

Если бы "экономист" Борис Колесников был последовательным, он бы предложил вообще отменить НДС – все товары неизбежно одновременно бы подешевели. И всем было бы счастье.

Тем более, что, согласно его пояснительной записке, ущерба бюджету это бы не нанесло: "Реализация указанного акта не требует дополнительных расходов из государственного бюджета Украины и других расходов". Строго говоря, конечно, дополнительных расходов не будет. Правда, не будет и доходов!

В рассматриваемом случае, кстати, тоже не все так просто. Поскольку в случае внедрения для "Хюндаев" льготной ставки НДС, неизбежно образуется отрицательное значение этого налога, которое либо будет заявляться к возмещению из госбюджета. Конечно, это произойдет в случае, если "Хюндаи" будут выведены в собственность отдельного плательщика НДС – что, скорее всего, и случится. Не зря ведь ходят разговоры о том, что Ринат Ахметов хочет приватизировать не только грузовые, но и пассажирские железнодорожные перевозки.

Возможен и другой вариант – на случай, если "Хюндаи" останутся на балансе "Укрзализныци". Отрицательное значение налога будет уменьшать обязательства по НДС для железной дороги.

Кстати, Минэкономики, Минфин и даже Налоговая воспротивились принятию столь "гениальных" изменений в налоговое законодательство. Напирали они, среди прочего, и на то, что такие изменения будут противоречить обязательствам по приведению законодательства в соответствие с законодательством ЕС. В частности, статье 99 Директивы ЕС 2006/112/ЕС от 28 ноября 2006 года об общей системе НДС, согласно которой льготная ставка НДС не может быть ниже 5%.

Однако современники никогда не понимали гениев… В результате, Колесников все же удалось получить от Кабмина "одобрямс" относительно очередного полета его фантазии.

Причем, возможно, в результате "Хюндаи" получат даже не 1-процентную ставку НДС, а нулевую.

P.S. Уже после того, как вышла эта колонка, нам стало известно - парламент проголосовал "за" предложение Колесникова.

Но чтобы не создавать законодательный прецедент со ставкой в 1%, парламент установил ставку НДС 0% для поездов "Хюндай".

Оригінал: Економічна правда

Стратегія мужності. Наступна фаза російсько-української війни – Hudson Institute
Стратегія мужності. Наступна фаза російсько-української війни – Hudson Institute
З голуба миру на яструба війни. Як росія атакувала Францію і радикалізувала Еммануеля Макрона – The Economist
З голуба миру на яструба війни. Як росія атакувала Францію і радикалізувала Еммануеля Макрона – The Economist
кремль у захваті від того, як США вагаються щодо допомоги Україні. Як збуджені пропагандони путіна плекають перспективу повернення Трампа – Джулія Девіс
кремль у захваті від того, як США вагаються щодо допомоги Україні. Як збуджені пропагандони путіна плекають перспективу повернення Трампа – Джулія Девіс
Організуватись заради перемоги. Лідери мають чітко окреслити громадянам перемогу як мету – Бен Годжес
Організуватись заради перемоги. Лідери мають чітко окреслити громадянам перемогу як мету – Бен Годжес
У НАТО занепокоєні долею підводної інфраструктури вільного світу. Тим часом росіяни агресивно атакують їхню критичну наземну інфраструктуру
У НАТО занепокоєні долею підводної інфраструктури вільного світу. Тим часом росіяни агресивно атакують їхню критичну наземну інфраструктуру
Є одна війна – глобальна: автократій проти вільного світу. Україна її частина – Девід Екс
Є одна війна – глобальна: автократій проти вільного світу. Україна її частина – Девід Екс
Баланс сил. Коли у росіян закінчаться БТР, БМП і танки – Дональд Гілл
Баланс сил. Коли у росіян закінчаться БТР, БМП і танки – Дональд Гілл
Чому американські літаки захистили Ізраїль, але не Україну? Це стає уроком для інших країн – Енн Епплбом
Чому американські літаки захистили Ізраїль, але не Україну? Це стає уроком для інших країн – Енн Епплбом