Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Після виборів Україна надіється на дешевий газ

Після виборів Україна надіється на дешевий газ
Фото: nord-stream.com
Після парламентських виборів в Україні має вирішитися питання ціни газу. Росія починає закладати газогін "Південний потік", а Україна - будувати термінал зрідженого газу. Спірним питанням залишається контроль над українською газотранспортною системою. Про те, як домовляться дві держави у газовому питанні пише газета "Известия в Украине".

Ровно две недели осталось до старта двух знаковых проектов: Россия начинает закладку газопровода "Южный поток", Украина готовится строить терминал для сжиженного газа. Оба проекта называют результатом неуступчивости сторон. Москва не снижает цену газа, выдвигая встречные условия. Одно из ключевых — контроль над газотранспортной системой. Киев не собирался продавать трубу, а надеялся на создание трехстороннего консорциума.

До выборов этот вопрос не решился — слишком он политизирован. Победа Партии регионов открывает путь к дешевому газу — созданию консорциума или продаже ГТС. Разрозненная оппозиция помешать этому не сможет.

В этом месяце Болгария и Венгрия должны принять решение о своем участии в проекте "Южный поток". Этот газопровод Россия намерена построить как второй после "Северного потока", в обход территории Украины. Сербия недавно первой подписала инвестиционное соглашение об участии в "Южном потоке".

Каждая из стран, по территории которой должна пройти труба, пытается выторговать для себя не только инвестиции от "Газпрома", но и ценовые преференции на газ. Сейчас ключевым пунктом стала Болгария — ее решение об участии в проекте ожидается ориентировочно 15 ноября. Руководство страны однозначно заявило, что рассчитывает на серьезные ценовые преференции. В Европе каждая из стран получает газ по своей цене. Собственно, это и стало причиной последнего антимонопольного расследования деятельности "Газпрома" в странах ЕС. Предметом изучения стали поставки газа на рынки некоторых стран. Чиновников Еврокомиссии настораживает, что цены иногда отличаются на треть.

Если проект "Южный поток" будет реализован, Украина потеряет настолько внушительную часть российского газового транзита в Европу, что тогда встанет вопрос о целесообразности этой трубы как таковой. Затраты на ее содержание превысят доходы, которые она приносит. Ведь если "Северный" и "Южный" потоки выйдут на проектную мощность (а это прокачка 65 млрд кубометров газа в год по каждому), транзит по украинской ГТС сократится в лучшем случае до 30—40 млрд кубометров в год. В худшем — до нуля. В таком случае украинскую трубу можно будет сдать в музей.

После финальных переговоров России с Болгарией украинской стороне останется еще месяц на размышления о судьбе своей ГТС — прокладка трубопровода должна начаться в середине декабря. Фактически это и есть то время, за которое может решиться дальнейшая судьба нашей трубы. Возможность передачи ГТС в аренду создана еще в начале нынешнего года. Парламент принял закон, по которому передал правительству полномочия по разделению НАК "Нафтогаз" на отдельные компании. Предполагается выделить в отдельную компанию оператора трубы — дочернее предприятие "Укртрансгаз". Позже правительство отобрало среди европейских компаний оценщика для украинской трубы. Буквально недавно министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко обещал, что результаты оценки будут обнародованы в середине октября. Но стоимость не была объявлена.

О том, что обсуждение судьбы украинской ГТС не стоит на месте, ярко свидетельствует множество фактов.

Александр Медведев, заместитель главы "Газпрома", недавно заявил, что ожидает оценку "трубы", чтобы начать предметные переговоры. Отвечая на вопрос, есть ли у них данные о результатах работы европейских оценщиков, Медведев сказал: "Еще нет, но мы получим их в ближайшее время".

Посол России в Украине Михаил Зурабов в интервью "Известиям" признал, что в ходе последней встречи президентов Виктора Януковича и Владимира Путина обсуждался вопрос о ГТС. "Были затронуты вопросы, касающиеся модернизации украинской газотранспортной системы и перспективы создания газового консорциума", — сказал дипломат. Деталей переговоров он не раскрыл, но отметил, что в этом вопросе может быть найдено оптимальное решение при наличии политической воли. Заметим, что модернизация потребует не менее $6 млрд — такова оценка министерства энергетики и угольной промышленности. А не имея контроля над ГТС, вкладывать в нее такие деньги никто не будет.

До проведения выборов вопрос о создании консорциума не сдвинется с места. Если бы большинство голосов в парламенте получила оппозиция, она могла бы заблокировать как создание консорциума, так и непосредственно продажу трубы. Кроме того, например, радикальная "Свобода" в своей предвыборной программе декларирует намерение денонсации Харьковских соглашений, по которым Украина получила скидку на газ в обмен на базирование Черноморского флота в Крыму до 2042 года.

На то, что предвыборная кампания и ее непредсказуемый исход тормозят принятие решений о ГТС, обращал внимание глава российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Если президент Янукович получит существенную поддержку в парламенте, вопрос о создании консорциума или совместного управления ГТС сдвинется с мертвой точки. Тогда Россия может пересмотреть необходимость строительства "Южного потока", пойти навстречу Украине в вопросе цены газа. "Газпрому" нужна приемлемая цена трубы и гарантированные бесперебойные поставки газа в Европу", — заявил Симонов "Известиям".

В строительство "Южного потока" нужно вложить, согласно инвестиционным планам, около $ 20 млрд. Со своей стороны Украина, зажатая в угол высокой ценой газа, вынуждена тратить деньги на диверсификацию поставок. Ей нужны инвестиции в наращивание собственной добычи — в терминал для сжиженного газа в порту "Южный" под Одессой. На этот проект потребуется около миллиарда евро и четыре года усилий.

Впрочем, остается вероятность, что Москва и Киев все же договорятся. По словам российского посла Михаила Зурабова, идет подготовка к государственному визиту Виктора Януковича в Россию, а также к российско-украинскому межрегиональному экономическому форуму. Принципиальные договоренности о цене газа и судьбе ГТС могут быть достигнуты уже в ноябре, после объявления официальных результатов украинских парламентских выборов.

Оригінал: "Известия в Украине"

Стратегія мужності. Наступна фаза російсько-української війни – Hudson Institute
Стратегія мужності. Наступна фаза російсько-української війни – Hudson Institute
З голуба миру на яструба війни. Як росія атакувала Францію і радикалізувала Еммануеля Макрона – The Economist
З голуба миру на яструба війни. Як росія атакувала Францію і радикалізувала Еммануеля Макрона – The Economist
кремль у захваті від того, як США вагаються щодо допомоги Україні. Як збуджені пропагандони путіна плекають перспективу повернення Трампа – Джулія Девіс
кремль у захваті від того, як США вагаються щодо допомоги Україні. Як збуджені пропагандони путіна плекають перспективу повернення Трампа – Джулія Девіс
Організуватись заради перемоги. Лідери мають чітко окреслити громадянам перемогу як мету – Бен Годжес
Організуватись заради перемоги. Лідери мають чітко окреслити громадянам перемогу як мету – Бен Годжес
У НАТО занепокоєні долею підводної інфраструктури вільного світу. Тим часом росіяни агресивно атакують їхню критичну наземну інфраструктуру
У НАТО занепокоєні долею підводної інфраструктури вільного світу. Тим часом росіяни агресивно атакують їхню критичну наземну інфраструктуру
Є одна війна – глобальна: автократій проти вільного світу. Україна її частина – Девід Екс
Є одна війна – глобальна: автократій проти вільного світу. Україна її частина – Девід Екс
Баланс сил. Коли у росіян закінчаться БТР, БМП і танки – Дональд Гілл
Баланс сил. Коли у росіян закінчаться БТР, БМП і танки – Дональд Гілл
Чому американські літаки захистили Ізраїль, але не Україну? Це стає уроком для інших країн – Енн Епплбом
Чому американські літаки захистили Ізраїль, але не Україну? Це стає уроком для інших країн – Енн Епплбом