Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Троє в човні. Що не успадкують сини господаря IKEA?

Троє в човні. Що не успадкують сини господаря IKEA?
Йонас, Матіас та Петер Кампрад. Фото: slon.ru
Засновник і власник меблевого концерну IKEA Інгвар Кампрад передає управління бізнесом своїм дітям. За інформацією шведського видання The Expressen, він вирішив відійти від справ - на 87-му році життя.

По сведениям биографа Кампрада Бертила Торекуля, впервые о необходимости растить себе смену предприниматель заговорил в 1976 году в кругу семьи. Со всей основательностью он строил планы управления бизнесом на сто лет вперед. Вероятно, уже тогда появилась мысль о том, что фамильное дело не обязательно должно достаться кому-то одному.

Всю сознательную жизнь трое сыновей работают в IKEA. Кто-кто, а они-то знают об этом бизнесе все.

В будущем Кампрад надеялся увидеть "своих мальчиков на тех местах, где они преуспеют": "Йонас опытен в вопросах производства, Петер неплохо разбирается в управлении, а Матиас имеет рыночное чутье". При этом глава компании не желал, чтобы его сыновья соперничали из-за славы, поэтому не исключал, что ему придется выбирать в качестве преемника одного из них.

Кампрад вспоминал, как любил заходить по вечерам в детскую, чтобы рассказать своим чадам – нет, не сказку – новости ассортимента

Исход душевных колебаний до последнего момента оставался неясным. И вот теперь, похоже, поставлена точка. Раcклад выглядит так: на старшего сына Кампрада, Петера, ляжет бремя финансового управления группой; средний, Йонас, будет курировать дизайн, а младшему, Матиасу, по всей видимости, предстоит развивать семейный бизнес на идейном уровне.

Председатель головной компании группы Ingka Holding Горан Гросскопф дал понять, что отец-основатель впредь не станет опекать наследников, хотя и продолжит консультировать наблюдательный совет Ingka Holding в качестве старшего советника. Ключевые решения принимают сыновья владельца, которые официально вошли в советы директоров компаний группы. Комментируя новость, Гросскопф поспешил заверить журналистов в неизменности корпоративных традиций. IKEA остается прежней? Не все так просто.

Компания, какой мы ее знаем, воплотила в себе неповторимый управленческий стиль Кампрада вместе с целым букетом свойственных только ему причуд. "Ингвар считает себя не таким, как все... Он знает, что значит быть странным", – пишет Торекуль в "Саге об ИКЕА".

Много ли миллиардеров на земле развлекаются тем, что упаковывают товар на кассе? Кампрад поддерживал эту традицию даже в преклонном возрасте

Первые посетители казанского гипермаркета IKEA в день открытия в марте 2004 года могли наблюдать позади одной из касс сморщенного старика, бережно укладывающего их покупки в пакеты (сцена с юмором описана в мемуарах первого гендиректора IKEA Russia Леннарта Дальгрена).

Страстное желание основателя мебельной империи быть ближе к потребителю, презрение к излишествам и роскоши вынуждало персонал московского офиса толкаться с ним в обычных рейсовых автобусах – он наотрез отказывался добираться из аэропорта служебным автомобилем. Это было похоже на человека, с юности привыкшего экономить на всем, включая гостиницы, номера которых Ингвар зачастую делил с друзьями и коллегами.

Терпение Кампрада, с каким он ждал открытия своих магазинов, а впоследствии их выхода на прибыль, также находилось за гранью разумного. Шведский магнат предпочитал развивать компанию на собственные средства. Он терпеть не мог заимствований – и это в мире, где правили банкиры. Между встречей с премьер-министром СССР Николаем Рыжковым, после которой Кампрад твердо решил двигаться на Восток, и безубыточностью российского бизнеса IKEA прошло 18 лет. Что, впрочем, вдвое меньше, чем Кампраду пришлось вытерпеть в Финляндии.

Разрешение на строительство гипермаркета в Хельсинки удалось получить лишь через 32 года после покупки земли

Создателя IKEA не покидало ощущение, что он участвует в "гигантском проекте демократизации". Для него эта цель была дороже денег, но будет ли она так же важна для его детей? Крайне сомнительно, чтобы новое поколение Кампрадов в полней мере разделяло аскетизм, постулируемый их отцом. Ингвар не без основания полагал, что в менеджменте личный пример первого лица компании убедительнее любых увещеваний: глава бюджетной компании должен проповедовать скромность, и его сотрудники в конце концов тоже начнут считать копейки. Многотерпение и неизменная ставка на долгосрочное развитие – еще одна вещь, которая далеко не всегда становится продуктом генной лаборатории. А ведь в компаниях, подобных IKEA, залогом успеха зачастую являются выдержка владельца, его бескомпромиссность в воплощении изначального замысла.

Ингвар Кампрад. Фото: businesstimes.com.sg

В своих редких интервью сыновья владельца IKEA утверждали, что вобрали в себя добродетели отца – "его образ мышления, его бережливость, упорство, знание жизни". В то же время они признавались, что им трудно высказывать свое мнение в присутствии главы семейства. Его авторитет был непререкаем, а слова автоматически превращались в закон. На заседаниях с участием Кампрада менеджмент терял дар речи.

"Мы осторожнее, чем отец, и нам придется искать иной стиль управления", – приводит Торекуль слова  Кампрадов-младших.

По-своему авторитарного владельца мебельной империей отличает глубокая сентиментальность. При словах о детях, которых предприниматель любит больше жизни, на глазах у Кампрада наворачиваются слезы. Неизвестно, расчет или безумная привязанность к сыновьям склонили чашу весов в пользу постепенного распределения управленческих полномочий между тремя наследниками. Возможно, кому-то такое решение покажется странным, но разве оно не типично для чудака Кампрада?

Кто будет управлять IKEA

Петер Кампрад, 48 лет, "Главный экономист семьи"

Из трех сыновей Петер как самый старший является наиболее значимой фигурой среди наследников Кампрада и самой публичной в той мере, в которой это слово в принципе применимо к семье Кампрад. Тем не менее когда он присутствовал на знаковом открытии гипермаркета IKEA в Бангкоке, журналистам запретили его фотографировать. Полное имя старшего из Кампрадов-младших – Петер Аррас Федор. Федор – также второе имя Ингвара Кампрада, так что можно сказать, что его назвали в честь отца. Официально занимаемая им должность – председатель совета директоров Ikano – компании семьи Кампрад, которая была выделена из IKEA для управления активами в области финансов, недвижимости и страхования. Петер постоянно живет в Бельгии с семьей, у него двое детей. Его официальным адресом числится адрес IKEA в Брюсселе.

Йонас Кампрад, 46 лет, "Креативный дизайнер продуктов IKEA"

Ганс Йонас Кампрад проживает в Великобритании также с женой и двумя детьми. Работает в компании Ingka, которая управляет большинством из трехсот подразделений IKEA, а также входит в совет директоров Ikano. Считается, что под управлением братьев IKEA зашла в такие страны, как Сингапур, Таиланд и Малайзия, то есть эти проекты чисто "братские". Йонас – единственный из братьев, кому не прочили пост руководителя IKEA, так как выбор явно шел между Петером и Матиасом. Тем не менее, по всей видимости, такое положение дел его устраивало, так как он является скорее творческой личностью.

Матиас Кампрад, 43 года, "Предприниматель и главный источник новых идей"

Младший, Никлас Ахим Матиас Кампрад, является жителем Дании, и единственный из трех братьев, кто разведен. По сложившейся традиции он "живет" в IKEA в Копенгагене. Как и остальные братья, входит в совет директоров Ikano, в остальном сфера применения его талантов до конца не ясна. Однако именно его, а не Петера, Ингвар назвал в качестве потенциального CEO для IKEA в интервью в 2002 году. "Конечно, это должен был бы быть Петер, – говорил он. – Но тому и так есть чем заняться, я не хочу на него давить". Правда, прочимую отцом должность председателя совета директоров Ikano Петер занял, а вот Матиас CEO так и не стал.

Оригінал: slon.ru

Стратегія мужності. Наступна фаза російсько-української війни – Hudson Institute
Стратегія мужності. Наступна фаза російсько-української війни – Hudson Institute
З голуба миру на яструба війни. Як росія атакувала Францію і радикалізувала Еммануеля Макрона – The Economist
З голуба миру на яструба війни. Як росія атакувала Францію і радикалізувала Еммануеля Макрона – The Economist
кремль у захваті від того, як США вагаються щодо допомоги Україні. Як збуджені пропагандони путіна плекають перспективу повернення Трампа – Джулія Девіс
кремль у захваті від того, як США вагаються щодо допомоги Україні. Як збуджені пропагандони путіна плекають перспективу повернення Трампа – Джулія Девіс
Організуватись заради перемоги. Лідери мають чітко окреслити громадянам перемогу як мету – Бен Годжес
Організуватись заради перемоги. Лідери мають чітко окреслити громадянам перемогу як мету – Бен Годжес
У НАТО занепокоєні долею підводної інфраструктури вільного світу. Тим часом росіяни агресивно атакують їхню критичну наземну інфраструктуру
У НАТО занепокоєні долею підводної інфраструктури вільного світу. Тим часом росіяни агресивно атакують їхню критичну наземну інфраструктуру
Є одна війна – глобальна: автократій проти вільного світу. Україна її частина – Девід Екс
Є одна війна – глобальна: автократій проти вільного світу. Україна її частина – Девід Екс
Баланс сил. Коли у росіян закінчаться БТР, БМП і танки – Дональд Гілл
Баланс сил. Коли у росіян закінчаться БТР, БМП і танки – Дональд Гілл
Чому американські літаки захистили Ізраїль, але не Україну? Це стає уроком для інших країн – Енн Епплбом
Чому американські літаки захистили Ізраїль, але не Україну? Це стає уроком для інших країн – Енн Епплбом